Назарбаев «устал и ушел». Что будет с его страной?
С Нурсултаном Назарбаевым связана вся история независимого Казахстана: он управлял им почти 30 лет и был последним из «советских президентов», вступивших на свой пост еще во времена СССР. Без преувеличения, на нем держалась вся страна, за ним было последнее слово во внешней и внутренней политике. Что же теперь будет с Казахстаном после отставки Назарбаева? И как это отразится на еще живущих там украинцах?
Национальный вопрос
Еще живущих, потому что число казахских украинцев, так же как и русских, за время независимости республики сократилось в разы. В 1979 году в Казахской ССР проживало 900 тысяч украинцев и почти 6 миллионов русских, а вот «коренные» казахи были даже в меньшинстве (5,2 миллиона) по отношению к славянскому населению.
Это обуславливалось двумя причинами. Первая - еще в момент создания Казахской союзной республики, ей были переданы ряд чисто «русских» регионов. Точнее, это были территории Уральского, Семиреченского и Сибирского казачьих войск, разгромленных и упраздненных большевиками. Их земли потом поделили между советскими республиками, точно так же, как и Войско Донское. Вторая – северные области Казахстана стремительно заселялись сначала в период сталинских репрессий (депортированными) и Великой Отечественной войны (беженцами), затем в эпоху освоения целины и индустриализации.
Так образовался Северный Казахстан: многонациональный, русскоязычный, преимущественно городской, с его заводами, шахтами-карьерами, институтами. Ему оппонирует Южный Казахстан (точнее юго-восточный), преимущественно сельский, на 80-90% этнически казахский, «национально-сознательный», являющейся исконной территорией Старшего Жуза - откуда происходит и род Назарбаевых.
За время Казахской независимости, национальный состав населения сильно изменился. Численность украинцев сократилась до 277 тысяч, русских до 3,6 миллионов, немцев с 900 до 177 тысяч, белорусов с 200 до 55 тысяч, практически не осталось евреев. Основная причина – миграция, в основном в Россию и Европу. Увы, даже тамошние украинцы не стремились вернутся на историческую родину, предпочитая более благополучные в экономическом плане страны. Так же в Казахстане шла внутренняя миграция: «европейское» (славяне, немцы) население Южного Казахстане перебиралось в города Северного, поэтому оно по-прежнему преобладает там над казахами.
Зато численность казахов возросла до 12,5 миллионов. Не только благодаря высокой рождаемости, но потому что с 90-х годов большинство потомков смешанных браков были записаны как казахи (таких много в Северном Казахстане). Так казахи стали доминирующим национальным большинством (70%), чьи политические лидеры заговорили о необходимости изменения национальной политики Казахстана с либеральной, двуязычной и «русифицированной» на мононациональную казахскую, прошедшую «дерусификацию» (например, перейдя на латиницу). В общем, пойти по «украинскому варианту».
«Украинский вариант» - это массовая «коренизация» населения страны, которое в большинстве своем было культурно русифицировано и этнически размыто смешанными браками. В этом Казахстан и Украина очень похожи, так же как и своим разделением на русскоязычные и «национально-сознательные» регионы. Это, кстати, не самый худший из возможных вариантов, потому что, скажем, в других среднеазиатских республиках неместное население просто сразу «закошмарили» - так что украинцы и русские оттуда поспешили сбежать еще в 90-х. Но Казахстан отличается от них тем, что был и пока остается самым цивилизованным, он давно прошел стадию родоплеменных кланов и религиозного мракобесия, он не архаичен и не консервативен, и большинство казахов вполне себе современные европеизированные люди.
Однако в Казахстане есть свои национал-патриоты, стремящиеся вернуть страну в далекое прошлое. А казахские политики, «князьки» и олигархи уже давно разыгрывают национальный вопрос как инструмент в борьбе за власть. Отставка Назарбаева является следствием ожесточения этой борьбы и, в свою очередь, может инициировать настоящий политический конфликт. В котором использование национальной карты приведет к очень негативным последствиям. Каким? В Казахстане уже понимают, что «украинский вариант» грозит стране собственной «русской весной».
Сестра против сестры
Хотя Нурсултан Назарбаев бессменно управлял страной почти 30 лет, в отличие от своих туркменских и узбекских «коллег» он не является тираном. В Казахстане нет параноидального культа личности Назарбаева, да и власть его вовсе не абсолютна. Если подбирать аналогии, то представьте себе Кучму, переизбирающегося президентом до сих пор, и Украину, политически ничуть не изменившуюся с конца 90-х, и вы получите кое-какие представление о Назарбаеве.
Это президент-арбитр, балансирующий на вершине пирамиды кланов, и данная пирамида скреплена не страхом репрессий и террора или какими-то средневековыми родоплеменными связями, а «договорняками» и чудовищной коррупцией. Размеется, в Казахстане тоже делают, что борются с коррупцией, иногда даже сажают какого-то мелкого и безродного чиновника (чаще всего славянского происхождения), но не более чем спектакль для Запада. Реально же коррупция в Казахстане настолько всеобъемлющая, что к ней все давно привыкли и считают обычным делом: мол, ну а как иначе! Впрочем, она имеет довольно «цивилизованные» формы: всё давно четко распределено, к кому по какому делу обратиться и куда сколько заплатить, так что коррупция в Казахстане это больше чем коррупция, это фактически дублирующий государственный механизм.
Но нужно учитывать некоторую специфику. Например, что за каждый казахом во власти тянется длинный шлейф родни, которую он пристраивает на должности и в бизнесе (из-за чего посторонним пробиться в эти сферы всё сложнее). Нурсултан Назарбаев не исключение. У него есть три дочери: старшая – Дарига Назарбаева, средняя – Динара Кулибаева и младшая - Алия Назарбаева. Из них только младшая «скромно» занимается своим личным бизнесом (строительным) и периодически меняет мужей. А вот Дарига и Динара создали вокруг себя собственные кланы и уже много лет воюют друг с другом за влияние на отца и за его главное наследство – власть.
Дарига Назарбаева
Касым Токаев
Дарига Назарбаева не просто старшая дочь, она очень смелая и самостоятельная женщина, не раз восставала против отца, проигрывала, но поднималась снова, она политик, сама плетет политические интриги, сама собирает своих сторонников и договаривается с союзниками. А в числе последних находится председатель Сената (уже бывший) Касым Токаев, которому Нурсултан Назарбаев передал исполнение обязанностей президента до следующих выборов (в 2020 году).
Сейчас многие СМИ, особенно российские, утверждают, что отставка Назарбаева чисто фиктивна, что это его «шутка», что он не потерял власть, а лишь сменил свою должность на председателя Совета Безопасности, сравнивают его с Дэн Сяопином. Но это больше похоже на самовнушение успокаивающей мысли «в Казахстане ничего не изменится, стабильность непоколебима». И чуть ниже мы поясним, почему. В реальности же Назарбаев потерял высший государственный пост, чьи полномочия позволяли ему вести необходимую кадровую политику и десятилетиями «разруливать» и «строить» казахстанские кланы. Теперь эти полномочия перешли к Токаеву.
Но что именно стоит за этим «я устал, я ухожу», и почему эти полномочия получил именно Токаев? Давайте сразу отбросим объяснение, что «так положено по Конституции». В Казахстане закон работает на власть, а не власть на закон, и ключевые должности там не передаются в руки «посторонних», даже если они являются спикерами Сената. Если бы Токаев чем-то не устраивал Назарбаева, то он бы перед своей отставкой изменил бы Конституцию и передал полномочия, скажем, председателю Кабмина Аскару Мамину.
О передаче власти Токаеву не стоит и говорить. За спиной Токаева нет собственной силы, которая бы позволила ему самостоятельно распоряжаться президентскими полномочиями, он и Сенатом то председательствовал с благословения семьи Назарбаевых. Его можно сравнить с украинским экс-спикером Владимиром Литвином. А значит, Токаев будут лишь формальным держателем этих полномочий, реально же президентская власть попадает в руки Дариги Назарбаевой – которая, похоже, наконец-то одержала свою победу, отправив папу на пенсию. И вот уже буквально на следующий день она получила пост председателя Сената, вместо покинувшего его Такаева (который не стал совмещать два главные должности, как Турчинов в 2014-м). Таким образом, власть в Казахстане перешла в руки дуэта Дариги Наразбаевой и Касыма Токаева. Впрочем, ведь это еще не финал! Теперь перед Даригой лежит задача победить на выборах 2020 года.
Динара и Тимур Кулибаевы со своими детьми
Её давний конкурент – родная сестра Динара, находящаяся замужем за Тимуром Кулибаевым. Динара хороший бизнесмен, но плохой политик, она всегда была любимой папиной дочкой, и привыкла находиться за чьей-то надежной спиной, из-за которой тоже плела интриги, но чисто по-женски, скрытно. Назарбаев благоволил ей: уже давно семейная пара Кулибаевых является богатейшей семьей Казахстана. Их капитал достигает 6,5 миллиардов долларов и основан на нефтегазовых компаниях и банковском бизнесе.
Кулибаевы создали семейный клан, а также имеют немало стратегических союзников, в том числе чрезвычайно влиятельных. Например, у Кулибаева есть верный помощник и бизнес-партнер Кенес Ракишев, который в свою очередь является зятем Имангали Тасмагамбетова – бывшего премьера, с 2017 года занимающего должность казахского посла в России. И это не случайно, потому что клан Кулибаевых уже давно ориентируется на Москву.
Но в основе российско-казахских отношений лежит не политика, и даже не экономика, а коррупция. Чем более выгодные схемы предложит Россия казахским олигархам и высокопоставленным чиновникам, тем сильнее они ориентируются на северного соседа. Те же из казахских политиков, кто не имеет связанного с Россией большого бизнеса, придерживаются других векторов. Например, Дарига Назарбаева лелеет мечты превратить Казахстан в центр среднеазиатского экономического союза и склоняется к китайскому вектору. Кстати, еще одним «прокитайским» политиком Казахстана является… да, нынешний и.о. президента Токаев, который в свое время даже работал в советском посольстве в Пекине. Впрочем, Токаева также называют агентом российского ГРУ (как бывшего советского мидовца).
Будет ли казахский майдан?
Итак, в ходе семейной междоусобицы, Дарига Назарбаева вынудила отца подать в отставку и передать президентские полномочия своему союзнику Токаеву. Судьба её сестры, можно сказать, была предрешена давно: еще года два назад, предчувствуя поражение, Кулибаевы начали активно выводить деньги на Запад и скупать там дорогую недвижимость. Впрочем, учитывая, что за ними стоят важные люди и кланы, они могут попробовать взять реванш.
Но если бы всё ограничивалось борьбой сестер! Ведь сейчас Казахстан непросто лишился своего бессменного президента, он лишился арбитра, удерживавшего баланс кланов в казахской политике и экономике. Кланов региональных и родственных, промышленных и нефтегазовых, контрабандных, криминальных – их спектр в Казахстане куда более широк, чем в Украине. И некоторые из них настолько могущественны, что не подчинялись Назарбаеву, а находились с ним в договорных отношениях. И вот вопрос: с кем же они теперь договорятся теперь? А если не договорятся?
Дарига Назарбаева начала опасную игру: если она не займет место отца, и не уговорит сильнейшие кланы придерживаться прежних договоренностей, то её могут «свергнуть» еще до того, как она попробует избраться новым президентом Казахстана. А её основным противником является не только сестра, но и стоящая за Кулибаевыми Россия. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и прозападную оппозицию Казахстана, которая пользуется поддержкой США. В такой ситуации риск возникновения казахского майдана весьма велик!
Но намного хуже то, что может за ним последовать. Если казахские кланы вступят в борьбу, то это приведет к региональному расколу страны. Назарбаев, 30 лет управляя Казахстаном, хоть и заигрывал с национал-патриотами своего Жуза, но в своей политике не делил страну на две половины, чтобы натравить их друг на друга перед выборами – как это сделал Кучма и последующие украинские президенты. Поэтому пока что в Казахстане нет противостояния Севера и Юга, по аналогии с украинским Западом и Востоком. Но Назарбаев ушел, и кто знает, что взбредет в голову тем, кто поведет борьбу за президентское кресло!
Соблазн разыграть национальную и даже религиозную карту в Казахстане велик. Националисты и исламисты сейчас увидели шанс воспользоваться ситуацией и резко усилить свои позиции. В свою очередь, кого, в первую очередь, выведут на уличцы дерущиеся за власть кланы? Конечно же орущих и бросающих камни фанатиков. Подтолкнуть к этому могут и из-за рубежа: из США, из Китая, и даже из России - а вдруг Путин уже готовит план по «возвращению» Петропавловска и Семипалатинской области?
Хуже всего то, что немало людей в Казахстане уже всерьез ожидают такого варианта, и более-менее состоятельные жители Севера прикупают себе жилье в сопредельных российских областях – чтобы было куда бежать в случае начала тамошней «русской весны» и казахской АТО.