Ни мира на Донбассе, ни войны с коррупцией
Новогодние праздники, «пленки Гончарука», противостояние вокруг закона о рынке земли, а потом коронавирусная паника и карантин целых несколько месяцев подряд не давали украинцам ни скучать, ни придти в себя. И за всеми этими громкими событиями незамеченным осталось главное: мирный процесс снова дал сбой, а борьба с коррупцией тихо «скончалась», так и не начавшись. А ведь это были два основных предвыборных тезиса нынешней власти, давшие ей ошеломляющую поддержку избирателей!
Что от нас скрывают?
Единственным заметным позитивом на сегодня стало некоторое послабление политической цензоры, установленной в эпоху Порошенко. Кажется, что старые добрые времена свободы слова возвращаются – по меньшей мере, на телевизионных ток-шоу вновь дискутируют разные точки зрения. А ведь еще пару лет назад «антиукраинских пропагандистов» за дверями студии поджидали толпы «патриотов» и следователи СБУ! И всё же, как мы помним на примере «нулевых» годов, даже максимальная свобода высказывать своё собственное мнение о политике и прочих идущих в стране процессах – это одно, а вот возможность получать полную информацию об этих процессах – это другое.
Зачастую людям бросают на растерзание, как собакам грелку, мнимую сенсацию или малозначимую проблему – позволяя устраивать вокруг неё ожесточенные споры, даже акции протеста. Но тщательно скрывают от них действительно важную информацию о ключевых, стратегических процессах. Какую? Например, как украинцев «разводят» на завышенные коммунальные тарифы, что творится в закулисье «Нафтогаза», какими аферами занимается Минфин и Нацбанк, как пилят деньги в Минздраве и «Укрзализныце». А также кому и почему выгодно продолжать конфликт на Донбассе, и как кулуарные договоренности «крыш» препятствуют бороться с высокопоставленными коррупционерами.
Действительно, что пишут в СМИ по последним двум темам? Ничего конкретного: обрывчатые новости, домыслы, иногда вообще пропаганду («минстець» умер, но дело его живет). По которым невозможно сложить полную и объективную картину происходящего.
Еще помните февральскую «артдуэль» в Золотом? Украинская сторона шаблонно заявляла «российско-оккупационные войска нарушили перемирие и открыли огонь из запрещенных вооружений». Противоположная столь же сторона шаблонно парировала «киевские каратели предприняли попытку прорыва, подорвались на минном поле, по ним был открыт огонь». Неделю шел яростный спор о том, кто же именно нарушил тишину - но никто не поднял вопрос о том, кому вообще нужны эти стычки. И самое главное: почему еще задолго до этой перестрелки мирный процесс вновь зашел в тупик? Ведь в нем он оказался не из-за действий солдат с той или иной стороны, а из-за бездействия политиков, вновь вставших в обиженные позы.
«Дело Свинарчуков» замяли и спустили на тормоза, его уже и не вспоминают в СМИ. Все уже привыкли к тому, что Порошенко, вместо того чтобы давать показания в СИЗО, устраивает в Киеве политические спектакли – а потом отдыхает от трудов в южных морях на королевской яхте. Огромный массив накопившегося уголовного компромата по коррупции лежит невостребованным. НАБУ лишь создает видимость деятельности, Генпрокуратура невнятно мычит, СБУ вообще словно самоликвидировалась.
Если отбросить информационный «белый шум» и серьезно рассмотреть достижения новой власти, то окажется, что от предыдущей она отличается только своим неистовым стремлением поскорее запустить рынок земли. Всё остальное осталось по-старому…
Политика провалов провалилась!
19 апреля 2019 года, во время дебатов на стадионе, Владимир Зеленский пообещал посадить Петра Порошенко. Это политическое озорство резко увеличило его рейтинг, потому что Зеленский озвучил то, чего страстно желали миллионы украинцев. Причем, Петра Алексеевич есть за что привлекать: там и пачка дел по превышению полномочий и давлению, высокая стопка дел по нарушению Конституции и гражданских прав, и огромная груда антикоррупционных расследований. Поэтому попытки Порошенко спрятаться за статус «жертвы политических преследований» смешат! И, тем не менее, никто не спешит надевать на него наручники – а ведь депутатскую неприкосновенность уже отменили!
Но раз уж речь зашла о Петре Алексеевиче, нелишне будет вспомнить о том, почему он стал одним из самых антирейтинговых политиков Украины. Коррупционер? Да, но не больше чем Кучма, Ющенко или Янукович. Затеи с томосом и безвизом - лишь жалкое подражание размаху его кума Виктора Андреевича, пять лет морочившего Украину вступлением в ЕС и голодомором. И даже в «кровавости» Порошенко уступает пастору Турчинову. Однако он превзошел всех своих предшественников в ином – в полном крахе всех затей и замыслов.
Политика Порошенко – это политика провалов. Сначала провалилась на мирное разрешение только-только вспыхнувшего конфликта, затем провалилась и сама АТО, после них рухнули экономика и гривна, следом борьба с коррупцией, потом евроинтеграция, затем провалился Минский процесс. Рассыпались и планы национал-патриотов охватить всю страну «национальной революцией», заставить всех говорить на державной и ходить строем с портретами Бандеры – потому что Порошенко недостаточно жестко нагибал «вату». Он обозлил одних и разочаровал других. И в первом туре выборов-2019 Порошенко едва набрал 16% только потому, что за пять лет правления успел сбить с ног всех своих потенциальных конкурентов из «проукраинского» лагеря.
Впрочем, всё это и так все очевидно, и именно поэтому 30% в первом туре и 73% во втором проголосовали за Зеленского. Но не просто против Порошенко! Вспомним, что на выборы шли два артиста, но Вакарчук сразу же сошел с забега, не набрав стартовый рейтинг. А почему? Потому что он шел в образе улучшенного варианта Порошенко - но украинцы уже не хотели не прежнего, ни обновленного. А вот Зеленский выбрал имидж «антиПорошенко», эффектно подчеркнув его своим обещанием засадить Петра Алексеевича в кутузку!
Но что мы видим теперь? Прошел почти год с начала правления Зеленского, и восемь месяцев полномочий «слуг народа» в Раде и Кабмине. Достаточный срок, чтобы хотя бы начать выполнять свои предвыборные обещания. Но вместо этого они продолжили политику провалов прежней власти! Провалена антикоррупционная компания, провален Минский процесс, провалены реанимация экономики и повышение уровня жизни, практически провалена политическая либерализация - потому что нынешняя власть тоже взяла на вооружение «патриотизм» и «ценности Майдана», хотя и не преследует несогласным с ними оппонентов (пока что).
Многие избиратели Зеленского и «Слуги народа» пока еще не теряют надежды или же не хотят признать себя околпаченными, поэтому их рейтинги еще достаточно высоки (но уже не такие, как в 2019 году). Но что будет к следующим выборам? А если придется проводить досрочные? Неужели народ просто снова дружно проголосует за очередного Обещалкина?
«Политика провалов провалилась!» - этот абсурд, прозвучавший из уст Боба Доула в одной из серий «Симпсонов», неожиданно стал обретать реальный смысл в условиях современной Украины. Почему? Потому что украинцам действительно надоела политика провалов, проводимая их президентами. И возможно, что Зеленский станет той самой последней каплей, оборвавшей доверие и терпение избирателей. Что дальше? Ну, это уже другая тема…
Кто управляет Украиной?
Разочаровываться в политиках и освистывать их легко, гораздо труднее понять, почему они нас разочаровали. Впрочем, у украинцев на это тоже есть ответ, даже целых два: либо «ему не дали», либо «а ему это и не надо». Что ж, очень лаконично и во многом верно! Но хотелось бы больше информации о том, кто именно не дал, и почему не надо? Ведь снова всё упирается в то, что избиратели не знают и половины того, что на самом деле происходит в кабинетах и коридорах власти. Причем, не смотря на то, что эти коридоры полны снующих по ним журналистов. Но, увы, их деятельность сводится к вопросам вроде «а почему вы голосовали стоя?». Лишь немногие идут дальше и выхватывают кусочками что-то «запретное», типа телеграммных переписок коррупционеров.
Было бы бесполезно спрашивать самих «слуг народа» о том, почему они затормозили мирный процесс и остановили борьбу с коррупцией. Они станут уверять, что это не так, что они действуют в соответствии с законами и интересами Украины. Поэтому украинцам приходится догадываться об этом самим, на основе имеющейся скудной информации.
Главное, что следует понять – реальным источником власти в Украине является вовсе не народ, как то прописано в Конституции. Власть в Украине (и не только у нас) зиждется на трех слонах: деньгах, коррупции и админресурсе. А слоны стоят на плывущей черепахе с надписью «Госдепартамент США». Причем, что интересно, черепахи - это переменная. Вот раньше, при Кучме, слоны стояли на другой, с надписью «Кремль». При Янковиче они пытались плыть сразу на двух черепахах – что и привело к катастрофе. Но слоны у нас постоянные, все четверть века! Ничего не изменилось ни в 2014-м, ни в 2019-м году.
В своё время СМИ не раз упоминали, что президент Порошенко (как и мэр Кличко) это результат соглашения между Фирташем и Ахметовым. Так вот, президент Зеленский и партия «Слуга народа» это тоже результат чьих-то соглашений. Тут даже не важно, чьих именно, потому что намного важнее сама суть: если президент и правящая партия является представителями олигархии, админресурса, заокеанских спонсоров и покровителей, то и служить они будут им, а не своим избирателям. В этой порочной системе избиратели – всего лишь лабораторные мартышки, которым предлагают нажимать на красную или желтую кнопку. Воображающие, что они делают выбор и решают свою судьбу.
Украина для «людей»
Относительно вопроса о коррупции, тут всё просто. Управляющие Украиной «большие люди», назовем их уважительно элитой, не заинтересованы в беспристрастной и всеобъемлющей борьбе с коррупцией по закону. Потому что тогда арестованной окажется большая часть элиты – и арестантов в кашемировых пиджаках некуда будет сажать. Более того, элита перестанет быть элитой, расстанется со своим особым положением и возможностью косить «большое бабло». Оно им надо?
Однако все эти годы в Украине с коррупцией всё-таки боролись. Только не по закону, не масштабно, а частично, по условиям, выработанным элитой. Эта борьба сводилась к двум основным процессам. Первый – это расправа с конкурентами из других «стай», одиночками не принадлежащим к какой-либо «стае», и зарвавшимися представителями собственной «стаи». Как правило, при этом под раздачу попадали только коррупционеры нижнего и среднего уровня.
Наиболее известный пример такой частичной избирательной борьбы это закрытие игровых залов, не находящихся под «крышей» украинских «лотерейных баронов». Когда полиция и «активисты», вместе с приглашенным журналистами, торжественно «прерывают незаконную деятельность» одного игрового зала - но буквально через дорогу спокойно работает другой. Так же иногда в СМИ попадают отголоски ожесточенной борьбы кланов за контроль над таможней, сопровождающейся громкими отставками, а иногда даже и арестами.
Второй – это борьба за власть между большими олигархическими группировками, в ходе которой иногда (и ненадолго) на нарах оказываются их самые ненавистные противники (Луценко, Тимошенко) либо крупные фигуры из противоположного лагеря (Колесников, Насиров). Кстати, именно этого боялся Порошенко. Но с осени прошлого года он снова начал самодовольно улыбаться – а значит, он договорился о своей неприкосновенности. Не депутатской, нет, а куда более существенной: неприкосновенности, гарантированной ему закулисными «договорняками». Возможно, даже, эти гарантии он получил от Госдепа.
Кстати, помните робкие надежды 2015-2016 г.г. на то, что созданные под руководством США новые антикоррупционные органы Украины (НАБУ, САП) уж точно разберутся с отечественными казнокрадами? Но они лишь заводили дела, а потом клали их под сукно или вообще закрывали. И тут тоже нет никакого секрета: эти органы создавали не для борьбы с украинской коррупцией, а для контроля над украинской элитой – что для Вашингтона намного важнее.
Так вот, с 90-х годов и до сих пор Украиной владеет всё та же элита. Многочисленные выборы и два Майдана лишь способствовали приходу к центральной власти то одних, то других её кланов – и в 2019 году прошла очередная такая рокировка. Но страну по-прежнему «держат» всё те же «аристократы», живущие не по закону, а по коррупционным договоренностям. Возможно, Зеленский и «Слуга народа» и управляет страной – но элита управляет президентом, парламентом и правительством. И она не позволит им нарушать установленные ею правила и заключенные «договорняки». Да, она понимает, что рейтинги «зеленых» падают, но привычно считает, что на следующих выборах (или входе нового Майдана) просто приведет к власти других своих ставленников.
Так что на вопрос, почему Порошенко не арестован, ответ простой: потому что «люди постановили» его трогать! И на масштабную войну с коррупцией тоже надеется не стоит. Этого не произойдет до тех пор, пока контроль над страной не перейдет в другие руки. То есть пока в Украине не случиться смена элит или полный слом этой порочной системы. А надеется на это не стоит!
Война и бизнес
Вашингтону контроль над украинской элитой необходим не ради развлечения и не для ублажения собственного величия. Они извлекают из него прагматическую выгоду. Конечно, и на старуху бывает проруха - имеется в виду «Украиногейт», сотрясший американский Капитолий. Но лишь заставил американцев быть более осмотрительнее в отношение украинских «партнеров».
Вопрос в том, что Вашингтону нужно от Украины? Много чего. Помимо уже сформулированных целей и запущенных проектов, там рассчитывают придерживать Украину под своим контролем на далекую перспективу – для чего-то обязательно пригодится! Но сейчас одной из её функций является роль рычага давления на Евросоюз и Россию. А чтобы Украина успешно играла эту роль, у неё должны оставаться неразрешимыми две проблемы: аннексированный Крым и конфликт на Донбассе. Поэтому американцы, которые при желании могли бы и заставить Россию уйти из Крыма, и заставить Украину мирно принять обратно Донецк на полюбовных условиях, не имеют такого желания. Им это не нужно! А вот вялотекущее бесконечное противостояние нужно.
Вот вам и ответ на вопрос, почему Киев вновь затормозил Минский процесс! Понимаете, обычно в СМИ всегда рассматривают лишь то, как это происходит. Как в позу встают «патриотические» политики, как радикалы угрожают восстанием, как сами «слуги народа» вдруг переходят на воинственную «порохоботкую» риторику, как находят разные поводы отсрочить переговоры и перенести выполнение договоренностей. Но практически никто не поднимает тему о том, почему они это делают.
Будем объективны: Минский процесс тормозится с обоих сторон. Потому что у России тоже есть свои интересы, и она их защищает – в том числе путем поддерживания конфликта на Донбассе. Они использует несчастные «республики», чтобы создавать Киеву геморрой. Американцы используют Украину против России, а Россия использует «ЛДНР» против Украины – но при этом конфликт между Донецком и Киевом выгоден Вашингтону, чтобы использовать Украину против России… Вам не кажется, что это какой-то порочный круг?
Украинская элита это понимает. И сам по себе конфликт на Донбассе ей и нафиг не нужен! Если бы она захотела, то давно уже реализовала Минские за полгода. Однако вы все могли заметить, что украинская элита не выступает против этого конфликта. Половина его поддерживает, выкрикивая патриотические лозунги. А половина делает вид, что якобы за мир – но только не предпринимает для его достижения никаких серьезных шагов. Ни один украинский олигарх не пошел против другого украинского олигарха, ставя на кон всё, ради бескорыстной цели прекращения войны. Так, потыкали друг другу дули на ток-шоу, после которого привычно занялись своим бизнесом.
Но почему? А потому, что украинскую элиту заинтересовали в этом конфликте. Кого-то политически: поддерживать свой рейтинг за счет патриотической риторики и возможности расправляться с «антиукраинскими» оппонентами. Но в основном экономически, потому что война, пусть даже такая «никакая», это возможность делать большие деньги. Просить кредиты на Западе, «пилить» бюджет на военных заказах, прикарманивать волонтерские фонды, «зарабатывать» на контрабанде и делать миллиарды на схемах типа «Роттердам плюс».
Причем, с российской стороны этому не только не препятствуют, но и участвуют в доле. Похоже, что там тоже решили заработать на украинском конфликте! Возможно, россиянам он тоже выгоден настолько, что это является одной из причин торопить Киев выполнять Минские соглашения.
Что в этой ситуации может Зеленский? Да ничего. Возможно, он всей душей за то, чтобы действительно просто прекратить стрелять. Но против этого и украинская элита, и часть правительства, и даже половина его партии «Слуга народа». Остальные за мир только на словах, а готовых действительно бороться за мир, рискуя многим, просто нет. На кого опираться президенту? Вот вам и ответ, почему снова затормозился Минский процесс…
Исходя из всего сказанного, можно сделать еще один печальный вывод: не тотальная коррупция, и не конфликт на Донбассе является самой большой проблемой Украины. Проблемой номер один является нынешняя украинская элита и её обельная зависимость от иностранных покровителей. Поэтому не решив первую проблему невозможно решить остальные.