Старикам здесь не место: мир в шаге от геронтоцида
Пандемия коронавируса не только поставила под сомнения эффективность современных систем медицины и экономики, но и резко обострила проблему отношений между поколениями. До сих пор старики лишь мешали молодежи и «объедали» среднее поколение. Теперь же, впервые в истории западной цивилизации, ими решили пожертвовать, в самом буквальном смысле…
Конец «шведского чуда»
Долгие годы украинцы завидовали «чуду шведского социализма». Социально-экономическая система скандинавских стран, с помощью высоких налогов перераспределяющая доходы в пользу государства и общества, делающая доступными и качественными социальные блага, выглядела почти идеальной. Она вызывала скепсис только у монетаристов и рыночных либералов, считающих, что «эффективные бизнесмены» (богатые) не обязаны делиться с «аутсайдерами» (бедными).
А жизнь шведских пенсионеров, продолжительность которой достигла 82 лет, для их украинских коллег казалась просто сказочной. Средняя пенсия 1800 евро плюс жилищная субсидия, фактически бесплатная медицина, максимально снизившая смертность от инсультов и рака, благоустроенные дома престарелых с заботливыми сиделками. Многие хотели бы встретить старость именно в Швеции!
Но что за тревожные и даже трагические новости из Швеции мы слышим в последнее время? Сначала её власти решили не вводить карантин, дабы он не ударил по их чудесной экономике. При этом они понимали, что распространение COVID-19 в их стране возможно как раз в основном только через общественный транспорт, магазины, кафе, офисы. Дело в том, что 55% взрослых шведов живут поодиночке, то есть там риску заражения внутри семьи подвергается менее половины населения, плюс там очень мало людей посещает церкви – и они лютеранские (без икон, причастия и т.д.).
Швеция вообще бы могла остаться «безкоронавирусной зоной», введи она всё-таки карантин - но её власти сразу встали на сторону доктрины «выработки стадного иммунитета». В основе которой лежит утверждение, что COVID-19 смертельно опасен только для стариков. А раз так, то молодежи нужно дать быстро им переболеть, а вот на карантине пусть сидят только «старперы», и не мешают развитию экономики и досугу своих внуков. Так в самом начале пандемии думали политики многих стран Запада - пока некоторые из них сами не заразились коронавирусом. Но если карантин они всё-таки ввели (кроме Швеции), то своё отношение к старикам не изменили.
Дальше было хуже. Пожилые американцы и европейцы, внявшие призывам (и приказам) своих властей оставаться дома на строгой изоляции, оказались всеми забыты. Одних сторонились дети и внуки, за другими боялись ухаживать сотрудники социальных служб. Страх перед заражением оказался сильнее долга и родственных чувств. Но что страшнее всего, в конце апреля коронавирус проник в дома престарелых: достоверно известно, что это произошло в США, Британии и, в наибольшем масштабе, в Швеции. При этом обслуга пансионатов просто боиться входить в комнаты заболевших, не спешат к ним и врачи – и старики умирают буквально в одиночестве. Власти же этого словно не замечали, делая вид, что проблема надумана и есть дела поважнее. Так закончилось шведское «социальное чудо»…
Лишние рты, лишние голоса?
Идея «пожертвовать стариками во благо молодых» очень популярна среди украинских прозападных «либертарианцев» и даже части национал-патриотов. Если вы сталкивались с такими высказываниями в блогах и социальных сетях, то наверняка заметили, что их авторы принадлежат, в основном, к разношерстной категории сторонников Майдана. Некоторые из них даже считают, что в 2014 на Майдане столкнулись светлые силы прозападной и «проукранской» молодежи и темные силы прошлого, которых олицетворяли голосовавшие за ПР и КПУ «совковые» пенсионеры. Но и в противоположном лагере есть те, кто считает, что место стариков – в углу под иконами или вовсе в богадельне.
Среди высказываемых идей: лишать их избирательного права после 60-65 лет, отмена всеобщей пенсии (только для бывших госслужащих), ограничивать старикам жилищную площадь, переселяя в «однушки» или в дома престарелых (молодым резвиться негде). Также высказываются предложения ограничивать спектр оказываемых медицинских услуг (что и без того происходит, «скорые» не торопятся к тем кому за 70), и даже введение эвтаназии - а то ведь «сколько можно жить, дайте и другим пожить!».
Эти идеи всё больше напоминает сюжет японского фильма «Легенда о Нараяме», в котором сыновья относили состарившихся и ставших «бесполезными» родителей умирать на гору. Или даже из его более ранней версии - совсем уж мрачной и жестокой корейской драмы «Корёздян» (1963), где нищета превратила людей в моральных чудовищ. Причем, оба фильма основаны на реальной истории: в Японии этот обычай назывался «убасутэ».
Реальность была намного хуже всяких кинодрам! Подобные методы геронтоцида (уничтожения стариков) существовали по всему миру. В языческой Скандинавии дряхлых стариков сбрасывали с обрывов (аттеступа), у древних сербов убийство старых родителей называлось «лапот», канадские инуиты до середины 20 века бросали своих стариков умирать на льду. Обычай «сажать на лубок» (скатывать на санках в заснеженный овраг) или оставлять умирать зимой в нетопленной хате описывался в 19 веке в сборниках народного фольклора Черниговщины. Но всё это вроде бы осталось в далеком прошлом, да и тогда от стариков избавлялись только в самом крайнем случае. А сейчас на дворе 21-й век, гуманизм, социальное обеспечение, да и пятая заповедь (чти родителей своих) вроде бы пока не устарела. Или уже не актуальна, как и «не прелюбодействуй» и «не возжелай чужого»?
Совершено непонятно, как мы до этого докатились, ведь еще недавно конфликт поколений не заходил дальше простого бытового неуважения. Мы перестали уступать старикам место в троллейбусе и подносить их сумки на пятый этаж, мы перестали слушать их советы, общались с ними, как со слабоумными. Но всё же ни разу не сомневались в том, что они имеют с нами абсолютно равные права, в том числе на собственное мнение. И нам не приходило в голову, что их можно лишить этих прав или имущества, и уж тем более бросить умирать от вируса или холода.
Ну, хорошо, не все любят своих дедушек и бабушек, и уж подавно свекровей и тещ – а есть и такие, кто не дождется их смерти, ради наследства или чтобы просто «не зудели». Но ведь даже моральные уроды должны понимать, что большинство из них не умрут молодыми, и однажды они состарятся сами! Неужели они желают такой же участи и себе? Понять это невозможно, поэтому возникает предположение, что всё это затеяно кем-то специально, кто-то начал промывать обывателям неокрепшие мозги.
Заговор против пенсионеров
Пандемия COVID-19 и сопровождающие её кризисы вызвали резкий рост интереса к конспирологии. Многие люди начали видеть следы мирового заговора во всем: в самом коронавирусе, в объявленном карантине, в падении рынков, в обещанной поголовной вакцинации. Не ускользнуло от их внимания ни то, что коронавирус убивает в основном пожилых, ни весьма странную реакцию властей ряда стран, словно те не считали это серьезной проблемой. Вот и поползли слухи о том, что COVID-19 «запустили» с целью сокращения численности пенсионеров.
И как тут не вспомнить, что в последние два десятилетия и в Западном мире, и в постсоветских странах постоянно поднималась проблема демографического старения. Она, кстати, действительно есть: в 2000-м году люди старше 60 лет составляли 20% населения Европы (в Украине тоже), а к 2050 году их будет уже 35-40%. Но насколько она остра? Дело ведь не в том, что старики кому-то мешают, дело в том, что большинство из них уже нетрудоспособны, они нуждаются в социальном обеспечении - а это серьезная нагрузка даже на западную экономику.
Между тем на Западе в последнее время верх берут либерально-рыночные идеи, лоббируемые крупным капиталом. Они рассматривают высокие налоги как главный тормоз бизнеса и выступают за максимальное сокращение социальных расходов, ставят во главу угла принцип «естественного отбора», из-за чего получили прозвище «либеральный фашизм». Они жестоки ко всем: разорившихся называют «неэффективными», потерявших работу «невостребованными», бездомных нищих «неплатежеспособными» - и категорически против оказания им какой-то поддержки. В пенсионерах же они видят только иждивенцев, забывая о том, что эти люди в своё время несли на своих плечах экономику и заработали свои пенсии.
При этом, понимая, что пенсионеры и «пролетариат» составляют значительную часть электората, либералы начали запускать в общество идеи лишения тех избирательных прав. Разумеется, делается это с политической хитростью. Так, молодежи вешают на уши лозунги «почему старики выбирают будущее за вас?», а рабочим и предпринимателям внушают, что право голоса должны иметь только налогоплательщики (то есть его лишаются безработные, домохозяйки и пенсионеры).
Таким образом, старикам специально противопоставляют молодежь, а пенсионерам и прочим «иждивенцам» – налогоплательщиков. И не просто противопоставляют, а буквально науськивают! А мы с вами на собственном опыте уже знаем, как далеко могут зайти в этом политики. Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему в последнее время отношение к старикам так резко ухудшилось. И почему так много геронтофобов появилось в Украине, где молодым людям так легко внушить самые дурацкие и безумные идеи…
COVID-19 придал этому процессу резкое ускорение. Став таким же вызовом, каким в старину были голод и разруха, он обострил борьбу за сокращающиеся ресурсы – и старики снова оказались крайними! Очевидно, что тонкий налет цивилизации начал осыпаться с человечества. Не везде: например, президент Аргентины Альберто Фернандес заявил «между жизнью и экономикой я выбираю жизнь» - и предпочел допустить очередной дефолт, но не ослабить карантинные меры. А вот в Европе и США больше озабочены убытками бизнеса, а не жертвами. В Украине политики пока что стараются соблюдать приличие, но некоторые громадяне, вернувшиеся домой с польских грядок, недовольно бурчат прямо в камеры: коронавирус убивает только пенсионеров, а нас-то почему уволили!
Стоит с горечью констатировать, что мы наблюдаем моральную деградацию человечества. Вспомните, что после второй мировой, когда ситуация была на порядок хуже, люди относились друг к другу куда уважительнее! Можно было бы ожидать, что живущие в 21-м веке станут еще гуманнее – но вместо этого они деградировали к нравам 17-18 веков, хоть и пялились при этом в смартфоны.