Недашковский обанкротил коррупционную кормушку “Энергоатома”, с которой сняли 110 млн. грн.
Южный апелляционный хозяйственный суд Киева завершает рассмотрение дела о банкротстве российско-украинско-казахского СП “УкрТВС” по иску «Энергоатома» из-за 120 млн. грн. непогашенной задолженности. Любимое детище экс-главы “Энергоатома” Юрия Недашковского доживает последние дни. Он создал его в свою первую каденцию для отмывания денег, а в последнюю обанкротил. И подвел под уголовное дело своего друга – директора СП. Все в лучших традициях ukrainian corruption.
В 2000 году президентом Национальной атомной энергогенерирующей компании “Энергоатом” был назначен генеральный директор Хмельницкой АЭС Юрий Недашковский. Спустя год, в 2001-м, он создает СП "УкрТВС" – с целью развития кооперационных связей между предприятиями атомно-промышленных комплексов Украины, Казахстана и РФ. Акционерами предприятия в равных долях стали Фонд госимущества Украины, "Казатомпром" и российский "ТВЭЛ".
СП создавалось для производства ядерного топлива. Схема изготовления топлива предусматривала, что казахская сторона будет производить топливные таблетки, украинская – циркониевый прокат и комплектующие изделия для тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и тепловыделяющих сборок (сокращенно ТВС), а российская компания – осуществлять окончательную сборку ТВЭЛ и ТВС.
Считалось, что это будет более эффективным ядерным топливом на основе циркониевых труб, производство которых планировали развернуть в Днепре – на родине тогдашнего президента Леонида Кучмы.
По сути, речь шла о проекте создания тепловыделяющих элементов украинского производства, который лоббировал экс-директор Чернобыльской АЭС Михаил Уманец. Он свято верил, что Украина сможет стать производителем циркониевых труб для российских ТВЭЛов и наладить большой государственный бизнес с «Росатомом».
Но назначенный главой “Энергоатома” Юрий Недашковский относился к идеям Уманца скептически. Хотя созданием СП "УкрТВС" занимался с энтузиазмом, понимая, что на стратегические разработки можно будет списать уйму бюджетных денег. А потом развести руками и спихнуть вину на нерадивых партнеров.
Уманец был родом из Казахстана, поэтому подтащил в СП казахов. Но его отставка в силу возраста и здоровья в 2003 году очень подсобила Недашковскому, который тогда уволился из “Энергоатома” и перешел консультантом к народному депутату Виктору Ющенко.
Когда спустя пару лет он вернулся в “Энергоатом”, СП "УкрТВС" было вялотекущим малоперспективным предприятием, как и завод по производству ядерного топлива в Украине, который должно было построить это СП. В дальнейшем все попытки вдохнуть в него жизнь разбивались о неприступное желание Недашковского делать из СП коррупционную кормушку.
В свое последнее пришествие на должность главы “Энергоатома” в 2014-2019 гг. он поставил во главе “УкрТВС" чиновника Петра Чернова, который искренне ему доверял. И подселил к Чернову с десяток своих клерков – для текущей работы.
Чернов познакомился с Недашковским во время своей недолгой работы заместителем министра топлива и энергетики. Они вместе в 2006 году готовили решение собрания акционеров “УкрТВС" – приобрести у российской стороны технологии по производству комплектующих тепловыделяющих сборок (ТВС) для атомных электростанций Украины.
Сам Чернов просидел в Минтопэнерго всю сознательную жизнь. Дослужился до директора департамента ядерной политики и атомной промышленности Минтопа. Недашковский, вернувшись в “Энергоатом”, брал его с собой на разные зарубежные мероприятия. А вице-президент НАЭК Юрий Резуник организовывал им хороший досуг.
Все это Чернов вспоминал позднее, когда в 2016-м в его квартиру и офис СП "УкрТВС" пришли с обысками по уголовному делу о разворовывании средств. Разворовали без малого 110 млн. грн., из которых сформировался долг перед “Энергоатомом” в 120 млн. грн., включая разные виды штрафных санкций.
Не верил, что его сдал Недашковский. Подозревал председателя Фонда госимущества Игоря Белоуса. И не случайно: спустя несколько месяцев, в августе 2017 года, треть акций СП была продана Фондом госимущества малоизвестной фирме ООО “Вайс Трейд”, единственный учредитель которой – житель Полтавской области Андрей Каримов.
Тайна зиц-председателя Каримова раскрылась после назначения наблюдательного совета: от “Вайса” туда вошли бизнесмены Леонид Крючков, подельник, а затем обличитель Петра Порошенко, задействованный в схемах с облэнерго (сидел в тюрьме в Германии); Нурулислам Аркаллаев, близкий к Ринату Ахметову, и Сергей Тронь. Новым директором предприятия был назначен Юрий Неретин, который числится там до сих пор.
Но еще до смены собственников Чернов под диктовку подельников Недашковского успел перегнать на фиктивные фирмы уйму денег. Схема была такая: 04.08.2015 г. между “Энергоатомом” и СП "УкрТВС" был заключен договор №05БМ/15/64-143SD-15-00315 о поставке головок и хвостиков для изготовления ядерного топлива для АО “ТВЭЛ”. Всего нужно было поставить 6 партий комплектующих на сумму 110,7 млн. грн. Комплектующие поставлялись на СП "УкрТВС", а то передавало их “ТВЭЛ”.
Оплата шла таким образом: “Энергоатом” платил “ТВЭЛ”, чтобы они покупали комплектующие у "УкрТВС", а тот рассчитывался с “Энергоатомом”. Странная круговая схема, но в коррупции иначе нельзя.
Потом оказалось, что "УкрТВС" ничего не покупает, а деньги уводит непонятно куда. На какие-то левые фирмы. Правоохранители это отловили и пришли с обысками. Чернова уволили. Назначили Александра Вьюника. Еще одного протеже Недашковского, за которого он поручился.
И надо же – СБУ увидела, что “концерт” продолжается. Деньги опять уходят в тень. Например, 10 млн. грн. были перечислены ЧП “Капризон” (зачетное название как для атомной энергетики), которое торгует овощами и фруктами в Ужгороде и лишено свидетельства плательщика НДС из-за неподачи декларации в течение года.
Или некое ООО “Лейд групп” из Кропивницкого, которое регулярно получало то 10 млн. грн., то 5 млн. Фирма проходила по уголовным делам как фиктивное предприятие. Таких примеров можно приводить очень много. Особо “изящным” партнером было киевское ООО “Кинг Юнион”, всосавшее в общей сложности около 15 млн. грн., со специализацией в области фотографии. Руки погрели все… Недашковский с подельниками, глава ФГИУ Игорь Белоус, смотрящий за ФГИУ от Кононенко Владимир Державин, естественно, сам Кононенко, погрели руки и налоговики, участвовавшие в скрутке НДС.
Когда денежки «Энергоатома» растворились на однодневках, Недашковский “искренне удивился”, что деньги “Энергоатома” снова куда-то деваются, а комплектующие не приходят. И сам пожаловался на свое же детище в прокуратуру. Прокуратура и другие правоохранители посмотрели на ситуацию и поняли, что “однодневок” не догнать. И тогда Недашковский в 2018 году подал на банкротство "УкрТВС" за долги в 120 млн. грн., которые никто не собирается возвращать. За банкротством по плану должна последовать ликвидация и концы в воду…
Ликвидатором "УкрТВС" стала любимица тогдашнего министра юстиции Павла Петренко, экс-директор департамента люстрации Минюста Татьяна Козаченко. Люстрация закончилась, и она вернулась к своей прежней специальности ликвидатора, получив от партии ответственное задание.
Новые совладельцы предприятия – подельники Юрия Недашковского – поставили собственного директора Юрия Неретина. Дело о банкротстве не мешало им “зачищать” остатки государственных финансов в СП.
Потом Крючков был задержан в Германии по линии Интерпола. После президентских выборов он был освобожден и приехал свидетельствовать против Петра Порошенко по схеме "Роттердам плюс".
Недашковского в 2019 году уволили за неэффективный менеджмент, постоянное невыполнение финансовых планов, а также в связи с подозрением в хищении государственных денег.
Южный апелляционный хозяйственный суд Киева должен был объявить банкротом СП “УкрТВС” 30 июня 2020 года. Но вынесение приговора перенесено на 18 августа.
В этом промежутке у Недашковского может появиться собственное уголовное дело. А может и не появиться. Над этим вопросом он работает. Говорят, что за ценой не постоит. Средств хватает. Не зря же его клерки трудились в СП “УкрТВС”. Для хозяина старались...
Хватает средств у Недашковского и на оплату всяческих экспертов и комментаторов, которые на фоне массы уголовных дел не устают вещать в проплаченных блогах о ценности для атомной отрасли такого кадра, как проворовавшийся и спившийся Юра Недашковский.