Призрачные корабли украинского флота
Последние ежегодные международные учения «Sea Breeze», прошедшие в Черном море в конце июля, ещё раз продемонстрировали всю бессмысленность для Украины этого чисто политического проекта. Действительно, зачем «отрабатывать взаимодействие с силами НАТО» флоту, который фактически существует лишь на бумаге и уже дважды продемонстрировал свою небоеспособность? Разве что только для того, чтобы потренироваться звать на помощь эсминцы «стратегических партнеров»! Но что толку вопить «help!» в эфире на натовской частоте, если в прошлые разы никто так и не пришел на помощь украинским морякам - и вряд ли придет в будущем…
Зачем он нужен?
Когда киевские «гетманы» в очередной раз хвастают «самой сильной армией Европы», то украинцы снова понимают, что самым стабильным фактором отечественной политики является беспросветная тупость власти. Ведь кто бы не становился у руля державы, они всегда демонстрировали вопиющее невежество во всем, кроме коррупционных схем. А вооруженные силы были для них только кормушкой для личного обогащения и патриотическим символом для политических компаний: распиливать военный бюджет, разворовывать имущество Минобороны, да фотографироваться для предвыборных бигбордов в генеральском камуфляже, в окружении «героев АТО». Они до сих пор так и не поняли, для чего государству нужна армия, и тем более флот.
А действительно, для чего? Вот, например, в декабре 2018-го года Кабмин Гройсмана принял новую редакцию Морской доктрины Украины - очередную политическую декларацию ни о чем, наполненную громкими лозунгами. Примечательно, что она была принята через три недели после конфуза в Керченском проливе, когда украинский флот второй раз за время своего существования (первый – в 2014-м) позволил себя разгромить «клятым москалям». Его даже не разгромили, а так, закидали шапками, под гомерический хохот собравшейся на Крымском мосту толпы. Но из этого позора в Киеве вновь не сделали никакого вывода. И приняли новую Морскую доктрину, сто раз упомянув в ней «российскую агрессию» и детально выписав все интересы Украины в Черноморско-Азовском регионе, но так и не пояснив, как и чем защищать эти интересы от агрессоров. А ведь именно для этого и нужен флот, причем не символический, а настоящий!
Флот нужен не для парадов по праздникам, и не для совместных морских учений. Если говорить в целом, то его задача – защита своего и уничтожение/захват чужого. Конкретные цели должна ставить Морская доктрина, только нормальная и серьезная, а не нынешняя политическая декларация. И вот уже под эти цели формируется сам военный флот.
Конечно же, одно только наличие большого флота ничего не гарантирует: в истории было немало примеров, когда целые эскадры бесславно гибли прямо в родной гавани. Необходимо еще умение воевать и желание побеждать! Способны ли украинские моряки вести огонь из уцелевшего орудия, когда мостик охвачен огнем и корма погружается в воду? События в Севастополе и Керченском заливе показали, что пока еще нет. Но сегодня мы поговорим не о подготовке экипажей и человеческом факторе, а о чисто технической стороне проблемы украинских ВМС – отсутствии плавсостава. Потому что один корабль и три катера – это не флот! А то получается, что у нас адмиралов больше, чем кораблей.
Порты без защиты
Если подходить к вопросу с позиции международных стандартов, то перед Украиной стоят такие задачи: защита своих портов и прибрежных объектов, проливов и устьев рек; защита береговой линии, защита территориальных вод, шельфа и торговых морских путей; и активные действия (захват, обстрел) против береговой инфраструктуры и морских судов противника.
Для их выполнения требуются три «набора» кораблей. Первый - это катера Морской охраны для контроля прибрежных вод, в основном ловить браконьеров и контрабандистов, либо (если вдруг) пресекать высадки диверсантов (высадка без огневой поддержки). Для этого нужны скоростные катера со стрелковым вооружением калибра 12,7-23 мм и автономностью от 2 до 7 суток. Что имеется? Заявлено о наличии 41 катера (сколько в реальности неизвестно), из которых только 17 катеров проекта 1400 «Гриф» (выпуска 1970-90 г.г.) вооружены тяжелыми пулеметами.
Второй – это сторожевые корабли и катера, предназначенные для охраны территориальных вод, портов и береговых объектов от незваных гостей, открыто нарушающих границу или даже демонстрирующих явно недобрые намерения. Не реагирующий на предупреждения сухогруз, яхта с террористами, иностранные военные катера и корабли, даже тайком пробравшиеся подводные лодки. Кажется, что спектр целей очень широк, однако всех их можно уничтожить – нужно лишь иметь на сторожевиках соответствующее вооружение.
Увы, Украина сейчас имеет лишь пять старых сторожевых корабля малого класса (они не тянут даже на шлюпы), имеющих соответствующее ракетно-артиллерийское, торпедное и противолодочное вооружение. И все они уныло стоят у причала, нуждаясь в капитальном ремонте. Еще есть четыре артиллерийских катера проекта 1204 «Шмель», выпущенных в начале 70-х и давно стоящих «на консервации». А вот 4 малых бронекатера типа «Гюрза», выпущенных порошенковской «Ленинской Кузней», пригодны только для плавания у самого берега при низкой волне, да и их слабое вооружение (30-мм пушка) подходит патрульным, а не сторожевым катерам. В общем, сторожевого флота у нас, считай, нет – то есть гавани и прибрежные города Украины не имеют защиты!
А ведь помимо боевых кораблей, прибрежному флоту нужны суда наблюдения и связи, минные тральщики, спасательные и специализированные. Но кроме одного (!) рейдового тральщика «Геническ», построенного еще в 1967 году, ничего из этого «на плаву» давно нет! То есть любой агрессор, даже не устраивая прямое вторжение в территориальные воды Украины, может просто набросать мин возле Одессы или Мариуполя, в Днепровский лиман – и надолго полностью парализовать работу украинских портов.
Сторожевой катер типа «Шмель»
скоро отметит своё 50-летие
Флагман без флота
В августе 2018-го, ко Дню Независимости, тогдашний секретарь СНБО Турчинов представил украинцам две новые «перемоги»: самодвижущуюся гаубицу «Богдана» и новую противокорабельную ракету «Нептун». Он важно надувал щеки и убеждал украинцев, что это мощное оружие, аналогов которому нет в мире, способно поразить любые цели и разгромить любого агрессора.
Как известно, Турчинов - это известный сказочник! Уже через год чудо-гаубица «Богдана» была всеми забыта как неудачная сенсация. Но зато ракету «Нептун» превозносят до сих пор. Один из адмиралов украинских ВМС недавно утверждал, что всего 60 таких ракет, установленных на кораблях и береговых батареях, будут способны обратить российского агрессора в бегство. Но враг далеко не убежит, ибо «эти ракет достанут и до Новороссийска». Во как!
На самом деле боевая часть ракеты «Нептун» массой 150 кг по своей мощности примерно равна 220-мм снаряду орудий послевоенных крейсеров. Чтобы разнести корвет, этого, пожалуй, хватит, но вот уже для эсминца потребуется не менее двух попаданий, а чтобы вывести из строя крейсер «Москва» 3-5. При этом, чем крупнее цель, тем труднее будет в неё попасть, потому что «Нептун» это простая дозвуковая ракета, легко сбиваемая современными средствами ПВО. Помните атаки японских камикадзе? Из целой эскадрилий до линкора редко долетал один самолет. Вот и в данном случае потребуется одновременный запуск сразу нескольких ракет. Правда, проблема в том, что серийный выпуск ракет еще не начался, да и морских носителей под них пока что нет и не предвидеться.
К сожалению, в украинском флоте фактически отсутствует третий «набор» кораблей – ударных, способных действовать в большом море, атакую надводные корабли противника и нанося удары по его береговым объектам. Без них нельзя будет ни разгромить вражеский флот на подходе к нашему побережью, ни освободить Крым, ни даже обеспечить охрану своего торгового флота на морских коммуникациях. А что же у нас есть?
Флагманом МВС Украины уже много лет является фрегат «Гетман Сагайдачный». Практически ровесник украинской независимости (спущен в 1992-м, вступил в строй в 1993-м), он, тем не менее, был самым новым из всех крупных боевых кораблей флота – поскольку остальные были построены еще в 70-х. На сегодня «Сагайдачный» остался единственным боевым кораблем украинских ВМС, поскольку корвет «Винница» списан на лом, а десантный корабль «Кировоград» (в 2016-м переименованный в честь героя АТО Юрия Олефиренко) имеет слабое устаревшее вооружение и может только перевозить морскую пехоту.
При этом «Сагайдачный» был окрещен фрегатом лишь для солидности, для «понту» - по тому же принципу, по которому бывшие ПТУ стали «лицеями» и «колледжами». Спущенный на воду как сторожевой корабль 2-го ранга, «Сагайдачный», по сути, является экспортным корветом (по вооружению), утяжеленным для дальних морских переходов. В отличие от собратьев по проекту 1135 «Нерей», у него полностью отсутствует ударное ракетное вооружение, и есть только торпеды, противолодочные бомбометы да зенитные установки ближнего действия. То есть он не может обстреливать береговые цели, и ему нечем отбиться от кораблей противника, если те не подойдут на дистанцию выстрела его 100-мм пушки или торпедного аппарата. Назначения «Сагайдачного» - эскортировать ракетные крейсера и военные конвои, отгоняя от них подводные лодки. Но так как он был самым большим и новым боевым кораблем, доставшимся Украине после раздела ЧФ, его сделали флагманом.
Во время учений «Sea Breeze» его самого сопровождали три речных бронекатера типа «Гюрза» - и совершенно непонятно, кто кого же охранял? Более нелепой картины было бы трудно представить, но в этом вся суть украинского флота!
Помимо гордого и одинокого флагмана, в составе МВС Украины есть еще ракетный катер «Прилуки», которому недавно исполнилось «всего» 40 лет. Этот малыш – самая сильная единица украинского флота, поскольку он несет на себе две установки противокорабельных ракет. Ранее это были древние «Термиты» (образца 1955 года), но в 2018-м их сняли, чтобы поставить две пары «Нептунов». Увы, новых ракет пока нет, так что катер совершенно бесполезен в качестве боевой единицы…
Каким быть украинскому кораблю?
«То, что мертво, умереть не может!» - пожалуй, это самый подходящий девиз для нынешних украинских ВМС. Совершенно понятно, что слово «возрождать» в отношении их состояния совершенно неуместно, тут нужно всё начинать с нуля. А на это в бюджете просто нет денег – как и при Порошенко, и Януковиче, и при Ющенко.
Если исходить из расчета, что основным противником украинских МВС будет ЧФ России, то для активной обороны Украине потребуется одна ударная эскадра ракетных кораблей (1-2 эсминца и несколько корветов), 2-3 ПЛК типа фрегата или хотя бы корвета для оперативного реагирования, плюс новые вспомогательные корабли. Подлодки? Да не до них пока! И это только флот открытого моря. Для охраны территориальных вод и объектов нужны, как минимум, новые противолодочные сторожевые катера (не менее десятка), а в идеале легкие корветы типа «Тернополь», захваченного в 2014-м году россиянами. Общая стоимость такого проекта затянет на 7-10 миллиардов долларов. А еще нужно построить для них новые военные базы, что обойдется в еще столько же. То есть совершенно понятно, что полноценного флота у Украины в обозримом будущем не будет.
Как альтернатива ему, уже несколько лет муссируется идея создания т.н. «москитного флота», состоящего из множества малых судов – ракетных и торпедных кораблей. Идея, в принципе, интересная, к тому же намного более дешевая, но всё-таки несостоятельная.
Дело, конечно, не в размере: сейчас даже небольшой катер может нести мощные противокорабельные ракеты. Но кроме основного вооружения, у корабля должно быть и вспомогательное. Если вам нужна большая скорость, то потребуется мощная силовая установка. Добавим сюда системы наблюдения, управления, связи. Затем, у катеров есть недостаток – малый запас хода, автономность всего 2-3 дня, то есть они не смогут выполнять операции в открытом море далеко от базы, не смогут находиться на длительном патрулировании. Если делать ставку на «москитный флот», то он будет ограничен в своих действиях прибрежными водами Украины.
Кроме того, мелкие катера более уязвимы. Примером чего является печальный для Грузии исход морского боя 10 августа 2008 году у берегов Абхазии, когда российский ракетный корвет «Мираж» потопил один и вывел из строя другой из пяти грузинских катеров. Так что для успешной «контратаки» катеров требуется в 3-5 раз больше, чем ракетных кораблей. Выйдет ли это дешевле? Да и управлять в бою стаей из 15 катеров куда сложнее, чем эскадрой из 4-5 кораблей.
Идеальным вариантом было бы создание универсального корвета в двух вариантах - ударного (ракетного) и противолодочного, с умеренной автономностью (7-10 суток, 1,5-2 тысячи миль), с современной ПВО. Пусть даже вооруженного «Нептунами», хотя в современном мире гиперзвуковых ракет они уже являются устаревшими, да и недостаточно мощными. Но и такие проекты вызывают у киевских политиков лишь скептические гримасы. Они предпочитают выпросить на Западе несколько старых кораблей, чем найти деньги для постройки новых. И уже поспешили заявить об этом как о новой «перемоге» Украины, поддерживаемой всем мировым сообществом.
Утерянные верфи Украины
Самое возмутительное, что развал и уничтожение украинского флота происходил параллельно с разорением отечественных судостроительных заводов. А ведь среди них были поистине легендарные!
Николаевский судостроительный завод, основанный еще в 1787 года при «матушке Екатерине», является старейшей верфью Украины – причем, специализировавшейся на больших военных кораблях. Именно тут были простроены такие исторические знаменитости, как броненосец «Потемкин», легкие крейсера типа «Светлана», черноморские линкоры типа «Императрица Мария». В советское время на нем построили три ракетных крейсера типа «Москва» (плюс недостроенная «Украина»), три десятка эсминцев и БПК 1-го ранга. То есть это именно то предприятие, на котором можно было бы заложить новый флагман флота.
Увы, после его включение в состав «Укроборонпрома», завод накрыла череда несчастий: на нем произошла авария, начались задержки зарплаты, вызывавшие массовое увольнение специалистов. Уже в 2014-м году уникальный завод занимался… выпуском «буржуек» для блиндажей АТО. А 2018 году его выставили на продажу за долги по зарплате.
Другой судостроительный завод Николаева, «Океан», специализировался на сухогрузах, траулерах, плавающих кранах – но мог бы заняться и выпуском вспомогательных судов для военного флота. Но его приватизировали еще в 2000-м году, потом он несколько раз менял собственников, 80% его работников уволились и уехали работать на верфях Польши и России, а сейчас вокруг остатков завода разгорается скандал с судебными исками.
Черноморский судостроительный завод, основанный в том же Николаеве в 1895 году, десятилетиями выпускал для Черноморского флота крейсера и подводные лодки, а в 70-80-е годы с его стапелей сошли семь авианесущих крейсеров и вертолетоносцев. В начале 21 века завод почти встал, из 40 тысяч его рабочих осталось около двух (половина – «труженики» заводоуправления), а в 2018-м он был объявлен банкротом и продан за долги. Кстати, весьма интересно: в самый разгар порошенковской «патриотической компании» два основных военных судостроительных заводы страны были окончательно разорены и проданы с молотка!
Зато тогда же Петр Алексеевич активно лоббировал закупку для ВМС бронекатеров типа «Гюрза», выпускавшихся на его киевском заводе «Ленинская кузня» (теперь «Кузница на Рыбальском»). Похоже, что бывший президент сознательно постарался, чтобы из всех судостроительных предприятий Украины работало только его – выпуская совершенно бесполезные речные катера, в то время когда в строю морского флота остался только «Сагайдачный».
Совершено другая судьба у керченского судостроительного завода «Залив» и феодосийского завода «Море», с 2014 года оказавшихся в распоряжении России вместе со всем Крымом. На заводах рейдерским способом сменили собственников, однако, вопреки ожиданиям рабочих, предприятия банкротить не стали. Напротив, их засыпали военными заказами! Сейчас на «Заливе» строятся ракетные и десантные корабли, а на «Море» заложили три ракетных корвета проекта 22800 (вооружены «Калибрами»), плюс ему заказали серию пассажирских «комет» для Волги. Нужно ли говорить, что работники этих заводов не слишком сокрушаются об аннексии полуострова!
Всего в период 2015-2020 г.г. Россия заложила на крымских верфях 14 боевых кораблей и уже спустила на воду два десятка боевых катеров, а вдобавок к ним ЧФ РФ пополнится 11-ю боевыми кораблями покрупнее, строящимися на балтийских заводах. Таким образом, флот основного противника Украины стремительно обновляется и пополняется, бросая ей новые вызовы. За это же время украинские верфи лишь банкротили, а флот пополнился четырьмя бронекатерами Порошенко - два из которых он тут же потерял в Керченском проливе.