От инфраструктуры в Украине осталось только министерство
В начале нынешнего года идея отдать «Укрзализныцю» в управление немцам просто шокировала многих украинцев. Но затем они вспомнили, что отечественные железные дороги уже давно являются украинскими лишь формально, и ими уже пять лет управляют то поляки, то турки, то вообще непонятно кто. Немцам они тоже оказались не по зубам: их настолько шокировали колоссальные траты (читай растраты) «Укрзализныци», что они просто заморозили наметившееся сотрудничество. И теперь в Киеве задумались о том, кому бы еще её «впарить»?
Но разве дело только в ЖД? Практически вся инфраструктура Украины, изношенная где на 70%, а где и на все 96%, уже давно раздается в пользование иностранцам - с надеждой, что они её починят. И лишь местами идет традиционный предвыборный ремонт дорог, на который были переброшены деньги, отобранные у фонда борьбы с коронавирусом…
Правительство решило не ограничиваться одной только «Укрзализныцей». Так, Херсонский морской порт отдали в концессию грузинам Давиду Бежуашвили (грузинская «Georgian Industrial Group») и Шоте Хаджишвили (зарегистрированная в Швейцарии «Risoil S.A»). Хаджишвили уже владеет терминалами в украинских портах «Южный» и «Черноморск», и очень скоро может стать владельцем последнего, так как Министерство инфраструктуры решило раздать в концессию еще пять морских портов. Николаевский «Ольвия» уже ушел к катарскому шейху с очень длинным именем, владеющего компанией «QTerminals». На очереди десский «Морской», Мариупольский, Бердянский и «Черноморск». Как говорится, «забирайте – государство не обеднеет!».
Итак, порты – грузинам, арабам и китайцам (на одесские претендуют фирмы из Гонконга), железную дорогу – немцам, многие аэропорты уже давно отданы в концессию украинским олигархам, давным-давно продан Ахметову «Укртелеком». Частично уже распроданы стратегические трубопроводы, соросовское руководство «Нафтогаза» активно готовится к продаже ГТС. Еще год назад озвучили намерения продать иностранцам часть акций «Укрпочты», возможно это будет только первый шаг её полной приватизации.
Что же остается у державы и её Министерства инфраструктуры? Только дороги и мосты - самая большая головная боль Украины. На них до сих пор никто не наложил руку лишь потому, что они находятся в критически-аварийном состоянии. Даже по официальным данным, 95-96% дорог в стране нуждаются в срочном ремонте, а из 17 тысяч мостов 9 тысяч находятся в аварийном состоянии, и еще по 4 тысячам лучше вообще не ездить. По качеству дорог Украина находится на 133 месте в мире (из 148), обогнав лишь такие страны, как Афганистан, Зимбабве и Чад – где дорог нет вообще.
Но есть и еще одна причина: аварийность украинских дорог является источником обогащения коррупционеров и расхитителей, «зарабатывающих» на их ремонте. Точнее, якобы ремонте. Вся страна поделена на зоны влияния «асфальтовых олигархов» разного калибра: одни получают тендеры масштаба областных центров и шоссе государственного значения, другие ремонтируют дороги в своих райцентрах. Это уже сложившаяся система, в которой участвуют и местные власти, и «Укравтодор», и правительство с профильными комитетами Рады.
В 2018 году на дороги было потрачено около 35 миллиардов гривен, из них половину на текущий и капитальный ремонт. В 2019 году сумма расходов достигла 56 миллиардов (включая 10 миллиардов на строительство новых). Дорожный бюджет 2020 года стал рекордным: весной его определил в 113 миллиардов гривен. Всё это является программой дорожного строительства, принятой еще правительством Гройсмана и предусматривавшей выделение в общей сумме 300 миллиардов гривен, из которых половину (6 миллиардов евро) обещал дать Евросоюз.
Правда, летом стало ясно, что собрать достаточную сумму не получается, потому что в стране снова кризис. И тогда на дороги перебросили 35 миллиардов из Фонда борьбы с COVID-19 (всего в нем было 66 миллиардов), из которых уже потратили более семи.
Вроде бы и огромные деньги, да – но они рассчитаны на восстановление лишь 6,6 тысяч километров дорог и всего 179 мостов. Видимо, речь идет только о главных магистралях и самых важных мостах. Но, повторимся, в Украине в срочном ремонте нуждаются 11 тысяч мостов и 95% из 164 тысяч километров дорог. Причем, 98% всех дорог и 99,5% всех мостов в Украине были построены еще при Советском Союзе! То есть всем им, как минимум, уже под тридцать лет – и эти годы они провели без должного ухода, разрушаясь и рассыпаясь.
Почему при таких огромных расходах на ремонт дорог почти все они находятся в таком ужасном состоянии? Наверное, по той же причине, по которой «Укрзализныця» до сих пор «юзает» еще советские локомотивы и вагоны, хотя ежегодно повышает тарифы на транспортировку и цены на билеты. Потому что крадут! Инфраструктура, наравне с медициной – самые коррумпированные сферы в стране. Тут ежегодно «распиливаются» десятки казенных миллиардов, без всякого должного контроля со стороны государства, регулярно совершенствуя методы воровства.
Прежний министр инфраструктуры с гордостью заявил, что в его ведомстве разворовывают не более 15% средств – мол, это предел завышения стоимости ремонтных и строительных работ подрядчиками. Что ж, 15% от 300 миллиардов – это 45 миллиардов гривен, которые упадут в чьи-то карманы! Но на самом деле доходы тендерных коррупционеров намного больше, ведь они распределены по разным составляющим коррупционных схем. Одни зарабатывают на дорожных работах, другие на аренде техники, третьи на производстве асфальта, четвертые на продаже и перепродаже щебня и битума.
Давайте просто заглянем в дорожные тендеры, выложенные на «Прозорро», и вчитаемся в стоимость услуг и материалов. Мало того, что аренда и субаренда дорожной техники у каких-то подозрительных фирм стоит столько, словно это круизные яхты, так еще и обычную щебенку поставляют по цене в 2-3 раза дороже, чем её можно купить на открытом рынке. Так что краду там не 15%, а все 50% и даже больше!
Или вот битум – который, как известно, является основой дорожного покрытия (по крайней мере, в Украине). По нему тоже есть весьма любопытная статистика. Среднее потребление битума в стране за минувшее десятилетие колебалось от 533 тысяч тонн в 2010 году до 169 тысяч тонн в 2014, и 676 тысяч в 2016-м (см. диаграмму). Так вот любопытно не только потребление битума, но и его происхождение. Если до 2012 года большую часть битума Украина производила сама, то в последние годы она импортирует почти 80%. В основном из Беларуси (около 60%), а также из России (15%) и Польши (5-7%). Возникает вопрос: а что стало с украинским битумным производством? От него осталась только «УкрТатНафта» в Кременчуге, контролируемая Коломойским – а где остальные?
И еще один интересный момент, чисто для эрудированности: основная масса белорусского битума идет в Украину от предприятия «Нефтебитумный завод», принадлежащий тамошнему олигарху Николаю Воробью. И всё бы то ничего, если бы не два нюанса. Во-первых, Воробей является особо приближенным к Лукашенко олигархом, уже много лет занимающийся нефтетопливными аферами, а частности т.н. «растворительными схемами» (экспорт бензина и дизеля под видом не облагаемых пошлинами растворителей). А во-вторых, через свой «Нефтебитумный завод» Воробей скупает в Украине стратегические предприятия: это он перекупил трубопровод «ПрикарпатЗападтранс» у структур, связанных с Медведчуком, а ранее пытался приватизировать «Центрэнерго». Похоже, что от дорожной коррупции ниточки ведут очень далеко…
Наконец, существует еще и коммунальная инфраструктура: водопроводы, канализация с очистными, электросети, кабельные сети связи. Тут ситуация схожая: почти все это было построено и проложено еще при коммунистическом режиме, а в годы независимости добавили лишь кабельное телевидение, кабельный интернет и вышки сотовой связи. Ну, интернет пока что работает исправно, а вот трубы лопаются регулярно. Что особенно заметно в столице, где то из провалов посреди улицы бьют гейзеры, то кипятком затапливает торговые центры.
Прорывы горячей воды всегда более впечатляющие – пар столбом, испорченные напрочь автомобили и помещения, пострадавшие люди. Однако ничуть не реже в Киеве лопаются и водопроводные магистрали. При этом ЧАО «Киевводоканал» (поставляющий холодную воду) является частным предприятием, а КП «Киевтеплоэнерго» коммунальным. Как видите, бардак и разруха царят независимо от формы собственности! Поэтому все эти затеи с приватизацией и концессиями объектов инфраструктуры не разрешат самую ключевую проблему – их износ и необходимость полной реконструкции.
Вспомним массовую приватизацию 90-х и «нулевых». Тогда «инвесторы» покупали лишь само предприятие, или даже часть предприятия, которые могли приносить прибыль. Всё остальное отсекалось: жилые фонды, объекты социального назначения, вспомогательные предприятия. Там где основой инфраструктуры были градообразующие комбинаты, олигархи нередко отказывались покупать вместе с цехами ТЭЦ или очистные сооружения – которые отдавали на баланс города.
Теперь, когда пошла волна распродажи объектов инфраструктуры, всё повторится. Инвесторы найдутся лишь для самых прибыльных объектов: это грузовые перевозки на ЖД, терминалы и причалы морских портов. Но будут ли немцы вкладываться в пассажирские перевозки, зная, что для рентабельности придется повысить стоимость билетов в несколько раз, а украинцы люди небогатые? Будут ли гонконгские и грузинские фирмы заниматься за свой счет углубительными работами в портах и содержать навигационные службы? Вряд ли. Они же инвесторы, а не меценаты!
Но тогда какой смысл в этой массовой раздаче последнего государственного имущества, включая землю? А его нет! Больше всего это напоминает «экономические эксперименты» начала 90-х, когда целые отрасли экономики рушили одним махом, устраивая «реформы» по совету каких-то «экспертов», оказавшихся лишь теоретиками виртуального «свободного рынка». И что, кто-то за хотя бы извинился за тот чудовищный кризис? Нет, они даже себя виноватыми не считают! Вот и сейчас, какие бы негативные последствия не имели нынешние очередные «реформы», это не заставит их авторов хотя бы виновато опустить глаза.