Насколько крепок бронетанковый кулак Украины?
Чтобы быть «сильнейшей в Европе» или хотя бы просто боеспособной армией, недостаточно украшать себя устрашающими шевронами с черепами и гневно кричать «ні капітуляції!». Помимо желания воевать, необходимо еще умение воевать и наличие необходимого для этого вооружения. А вот с ним-то у ВСУ всегда были сплошные проблемы!
Меньше всего Украине повезло с военным флотом, от которого сейчас почти ничего не осталось. Не столько безнадежна выглядит ситуация с военной авиаций: хотя самолеты давно отслужили свои сроки и их осталось очень мало, но всё-таки какие-то ВВС у нас ещё есть! Ну а главными кулаками украинской армии по-прежнему остаются бронетехника и артиллерия: нехватки в них она пока еще не испытывает благодаря огромному наследству СССР. Вот только у запасов советской военной техники есть два существенных недостатка - с каждым годом они всё больше сокращаются и устаревают…
В 1992 году на базе Прикарпатского, Одесского и Киевского военных округов были созданы Вооруженные силы Украины, получившие в своё распоряжение весь их арсенал. Он был весьма внушительным: 1100 боевых и военно-транспортных самолетов, 7200 ракетных и артиллерийских систем, 6500 танков и 7100 боевых бронированных машин разного назначения, 132 зенитно-ракетных дивизиона.
Часть этого арсенала была на то время современным и передовым (Миг-29, Т-80, С-300, РСЗО «Смерч»). Часть техники была произведена еще в 50-60-х, и её сразу отправили на хранение, а потом продали за границу или списали на лом. Например, такая судьба постигла все танки Т-55, а их было без малого 2700 единиц! Конечно, эта последняя модернизация «тридцатичетверки» казалась уже безнадежно устаревшей, и на тот момент её «юзали» только бедные страны третьего мира, в силу простоты и надежности. Но ведь их можно было переделать в боевые машины другого назначения: например в 2009 году КБ Морозова (Харьков) создала на базе этого танка тяжелую БМП-55. Увы, она так и осталась в одном опытном экземпляре, а ведь сегодня их так не хватает украинской армии!
Но тридцать лет назад такой огромный арсенал казался избыточным. «Зачем беречь старые танки, если предостаточно новых?» - этим принципом руководствовались в 90-е, постоянно сокращая бронетанковый парк ВСУ. «Украина ни с кем не собирается воевать!» - под этим лозунгом в «нулевых» распродавали запасы советского вооружения, практически остановив выпуск нового. Через несколько лет в поднятых по боевых тревоге танковых бригадах половина машин просто не смогли завестись или сломались на выезде их части.
Более подробно советское бронированное наследство по состоянию на лето 1992 года выглядело так: 2700 танков Т-54 и Т-55, 300 Т-62, 2300 танков Т-64 разных модификаций, более тысячи Т-72, три сотни Т-80 (в основном харьковские Т-80УД), и около двух сотен плавающих ПТ-76.
Внушительным был и парк различных бронемашин. В войсках было 1770 БМП-1 и 1400 БМП-2, около 300 БМД, а также 850 БТР-70 и почти 400 БТР-80, плюс 136 стареньких БТР-60. Правда, семейство «гробоподобных» советских четырехосных бронетранспортеров вышло крайне неудачным. Очень слабая защиты и неудобная компоновка, оставившая десанту лишь два маленьких лючка по бортам корпуса, вынудила мотопехоту ездить «на броне», перечеркнув весь смысл использования бронетранспортера. Этот недостаток позже был решен в уже украинском БТР-4.
Отдельно стоит отметить многоцелевой гусеничный бронетранспортер МТ-ЛБ (он же «мотолыга»), используемый как артиллерийский тягач, инженерные, санитарные и командирские машины, платформа для боевых модулей и пр. В 1992 году их было более двух тысяч, сейчас в войсках находится примерно 700 единиц и еще столько же «на хранении», в основном в виде пустых корпусов, почти разобранных на запчасти. Пожалуй, это самый популярный и многочисленный БТР в украинской армии, вынесший на себе все тяготы АТО! Впрочем, уважают его и сепаратисты, так что МТ-ЛБ воевал по обе стороны фронта.
Модернизированный МТ-ЛБ украинской армии
Еще одна весьма интересная машина это БРДМ-2. В начале 90-х в строю их было шесть сотен, затем большую часть отправили на «штрафстоянки», некоторые даже списали, разоружили и продали гражданским лицам – ездить на рыбалку (машина плавает) или просто «колотить понты». Но с началом АТО потребность в таких броневиках-разведчиках резко возросла, так что примерно полторы сотни срочно отремонтировали (в том числе силами энтузиастов-волонтеров) и вернули в строй. До того, как в АТО появились все эти современные навороченные «Козаки» и «Варты», только БРДМ-2 да самодельные «вундервафли» мотались по дорогам Донбасса от блокпоста к блокпосту...
В ходе многолетних затяжных «реформ» бронетанковый парк ВСУ сократился почти в 10 раз! Во-первых, с вооружения полностью сняли и списали 3 тысячи Т-55 и Т-62. Во-вторых, сочли сильно устаревшими и постепенно отправили «на пенсию» все плавающие ПТ-76, поскольку самый молодой их них был выпущен еще в 1966 году. Но созданная ему на замену БРМ-1 оказалась слабовато вооруженной, да и из 458 машин (на 1992 год) к началу АТО осталось чуть больше сотни.
В-третьих, были отправлены на хранения все Т-72 и Т-80, а также полторы тысячи Т-64. Так как на спешно созданных базах хранения специальных ангаров никто не строил, то машины там просто бросали под открытым небом - где они ржавели годами, превращаясь в кладбище бронетехники.
Судьба этих машин весьма печальная. Так, большинство Т-64 стали «донорами» комплектующих для ремонта танков, оставшихся в строю. Множество Т-80 было раскурочено для выпуска экспортных Т-80УД (пакистанский контракт) и Т-84У (таиландский). Причем, выпотрошенные танки и бронемашины всё равно продолжают числиться на хранении как «частично разукомплектованные». Поэтому пусть вас в выводят в заблуждения бодрые отчеты Минобороны, поскольку из 1200 оставшихся сегодня на хранении танков половина годятся только на переплавку. Вторая же половина «не на ходу» и нуждается в серьезном капремонте (только чтобы завестись и поехать), а также в переоснащении новыми системами защиты и управления.
В какой-то мере повезло только Т-72, большую часть которых успели продать за границу до того, как они пришли в негодность. Их основными покупателями были страны Африки, а пик продаж пришелся на 2007-2008 (эпоха Ющенко, 177 танков, история с «Фаиной») и 2011-2013 годы (эпоха Януковича, в Судан и Эфиопию продано 325 танков). Плюс еще 90 танков Т-72, вместе с другой военной техникой, Виктор Ющенко практически подарил за бесценок Грузии, своему куму Саакашвили – который тогда собирал армию для отвоевания Южной Осетии.
Под капремонт именно Т-72 еще в СССР был создан Львовский бронетанковый завод, на котором их и подготавливали к экспорту. С началом АТО последние запасы этих танков решили не продавать за границу, а поставить в ВСУ. Так Т-72 появились на вооружении 10-й, 53-й и 56-й бригад. На сегодняшний день в ВСУ насчитывается около 140 таких машин, и еще сотня «разукомплектованных» остаются на базах хранения.
Всего на конец 2019 года в строю находилось 655 танков, из них 445 это разные модификации Т-64, 140 вышеупомянутых Т-72, более полусотни Т-80 (на вооружении морской пехоты), шесть исправных Т-84У «Оплот» (всего их было поставлено 10), плюс один Т-84У «Оплот М» используемый только для парадов и выставок.
Т-84У «Оплот М» - король украинских парадов и выставок,
имеется в одном экземпляре
Невеселую статистику мы видим и по боевым машинам пехоты. Из 3100 в 1992 году, в настоящее время в строю боевых и учебных частей осталось всего 1200, плюс еще полторы сотни на базах хранения в полуразобранном виде. Куда делись остальные? За время АТО было безвозвратно потеряно 439 машин (сгорели, разбиты, брошены, захвачены противником). Ранее, в период 1993-2013 г.г. было официально продано за границу 603 БМП - из них 250 машин Виктор Андреевич отправил в Грузию, в Ирак и Чад. Судьба еще семисот машин просто неизвестна, есть подозрение, что их незаконно списывали и продавали по «левым» схемам в среднеазиатские страны.
Что же касается новой бронетехники, которой украинские политики давно прожужжали все уши своим избирателям, то здесь мы видим типичную картину очковтирательства или «потемкинской деревни на колесах». Не хотелось бы вас расстраивать, но за эти тридцать лет Украина смогла запустить в малую серию лишь две новые модели.
Во-первых, это танк Т-84У «Оплот», выпущенный двумя партиями. Первые 10 машин собрали еще при Кучме, передав их ВСУ, после чего выпуск надолго прекратился. Затем был создан его модернизированный вариант Т-84У (Оплот М), производство которого началось весной 2014 года, однако вовсе не для украинской армии, а на экспорт в Таиланд. За 4 года туда отправили 49 «Оплотов», и лишь одну машину по какой-то причине одну оставили в Украине - используя её для показухи.
Во-вторых, это БТР-4, выпускавшийся в 2011-2013 г.г. по экспортному контракту с Ираком (за счет США). Всего для иракцев заказали 420 машин, однако в 2014-м часть их вернули из-за низкого качестве брони (она трескалась), после чего выполнение контракта заглохло. Недолго думая, Аваков и Порошенко торжественно передали эти возвращенные бракованные БТР-4 украинской Нацгвардии! А затем в ВСУ поставили еще 80 таких бронетранспортеров – те, что начали собирать до заморозки контракта.
Что же касается знаменитых Т-64 БМ «Булат», то они представляют собою модернизацию уже довольно устаревшей «шестьдесятчетверки». Но даже их в ВСУ всего около сотни единиц! Из остальных их собратьев, находящихся в строю, это 150 танков модификации Т-64 БВ (с новыми прибораим наблюдения), а остальные две сотни – старые добрые Т-64М, оттертые от ржавчины и свежевыкрашенные. Точно так же украинский БТР-3 представляет собой созданную на экспорт переделку БТР-80, выпускавшуюся Киевским бронетанковым заводом (еще одно старое советское предприятие для капремонта бронетехники).
Теперь давайте подытожим! Танков и бронемашин, находящихся сегодня в ВСУ и Нацгвардии, пока что вполне хватит для войны масштабов АТО. И хотя запасы советской техники уже подошли к концу, из этих «танковых кладбищ» еще можно надергать сотню машин для восстановления в строй, а остальные можно разбирать на запчасти еще несколько лет. Мощностей Харьковского завода им. Малышева (единственный в Украине производитель танков) и ремонтных Львовского и Киевского бронетанковых заводов достаточно, чтобы не напрягаясь восстанавливать в год по две-три сотни подбитых танков. То есть украинская власть может еще лет 5, а то и все 10 продолжать игнорировать необходимость полного перевооружения ВСУ. «На наш век хватит, авось пронесет!» - считают сменяющиеся друг друга киевские политики.
Ну а если на Украину действительно нападет Путин, и придется воевать не против 60 тысяч сепаратистов с их довольно убогим и малочисленным вооружением, а против 300-тысячной российской армии, укомплектованной по самые не балуйся? Тогда Украине придется с горечью осознать, что её арсенал мал, неполон и давно устарел.
Можно сколь угодно ерничать над путинской «Арматой», но, по крайней мере, Россия хотя бы по чуть-чуть перевооружается современной техникой, в то время как мы лишь пытаемся модернизировать танки, чей возраст давно перевалил за 40. И хотя дуракам обычно везет, но везение не может быть вечным!