Тхеквондо Лесика Саманджии: поборы, допинг и коррупция
В начале октября чиновники Минмолодьспорта планируют воскресить схему распила денег на виде спорта тхеквондо. В редакцию интернет-издания Новости Украины — From-UA попал депутатский запрос на тему злоупотреблений в этом виде спорта. Скорее всего, описанные схемы являются типовыми в спорте, поэтому мы решили их придать огласке в форме статьи.
Ситуация в спортивной сфере Украины, как только начинаешь в ней разбираться, напоминает какой-то дурдом, местами возникает полное ощущение шизофрении. С высоких трибун чиновники и функционеры говорят одно — о развитии массового спорта, международных победах и прозрачности, на практике происходит совсем другое. Воскресают или появляются новые схемы, деньги налогоплательщиков уходят в карманы коррупционеров, уровень физической активности населения по сравнению с другими странами мизерный, а медали на международном уровне достигаются вопреки, а не благодаря “заслуженным людям”. Нельзя сказать, что это вина текущей команды министерства — проблемы, словно снежный ком, накапливались десятилетиями. Но с приходом на должность министра спортсмена-олимпийца Гутцайта была надежда на перемены.
Ярким примером того, как совместными усилиями чиновников и спортивных функционеров на украинском уровне уничтожается популярный во всем виде олимпийский спорт, является ситуация в тхеквондо ВТФ. Фактически он давно превратился в личный бизнес узкого круга лиц, отлаженную схема распила бюджетных средств для отдельных чиновников министерства и руководителя Федерации Тхеквондо ВТФ Украины Саманджии Лесика Рожденовича. Суть бизнеса примитивная: создание монополии и, на ее базе, системы поборов со спортсменов и их родителей. Впрочем, обо все по порядку.
Бессменный руководитель Федерации тхеквондо ВТФ Украины Лесик Саманджия
Олимпийский спорт без... олимпийских достижений
Тхеквондо является олимпийским видом спорта. Критерием эффективности работы национальной спортивной федерации, тренера штатной сборной и профильного департамента министерства являются достижения на Олимпиаде. А их нет. Вообще никаких. Этот вид спорта впервые появился на летних Олимпийских играх 2000, но за 20 лет ни один украинец не получил ни золота, ни серебра, ни даже бронзы. И в 2021 году шансы мизерные.
Ирина Ромолданова (с тренером Олегом Намом), наиболее титулованная спортсменка Украины по тхеквондо. Максимальное достижение — золото Чемпионата Европы несколько лет назад
Максимальные достижения украинских спортсменов в результате работы Лесика Саманджии, который бессменно руководит ФТУ пару десятилетий — единичные случаи участия в Играх, медали на детско-юношеских соревнованиях и лишь пару медалей уровня Чемпионата Европы среди взрослых (Ирины Ромолдановой и Анны Сороки). Функционеры ФТУ и отдельные чиновники, которые их поддерживают, могут бить себя в грудь, рассказывая “о космических кораблях, которые бороздят…”, но результаты на Олимпиаде от пафосных разговоров не появляются. При этом чемпионы у нас есть по боксу, гимнастике, легкой атлетике, фехтованию, борьбе и многих других видах спорта. А по тхеквондо нет даже призеров... ни одного призера. В 2012 году тхеквондист Григорий Гусаров был близок к медали (остановился за шаг) и на этом все. Что интересно - медали по тхеквондо, и даже золотые, есть у беднейших африканских стран, так что объем бюджетного финансирования это важно, но не самое важное для успеха.
Причина первая: поборы, конверты и откаты
Особенностью любого олимпийского вида спорта является высокая конкуренция на международном уровне. Чтобы спортсмен набрал необходимый для участия в Олимпиаде рейтинг, его нужно для начала вырастить (с малых лет), а затем, в юношеском возрасте, обкатывать на международных соревнованиях. Удовольствие это довольно дорогое: 10 выездов за год только на перелетах и гостиницах обходится в 10-12-15 тыс. долларов (доходит до 2 тыс. за поездку - в зависимости от страны, где проводится чемпионат либо турнир), а за несколько лет накапливается сумма, сравнимая с покупкой квартиры. Принимать решение о том, на кого потратить выделенный государством бюджет, нужно крайне ответственно. И чем больше у федерации выбор, тем лучше будут международные достижения. Именно поэтому массовость крайне важна. Ведь она позволяет сделать высококонкурентным национальный чемпионат, победители которого, как следствие, конкурентоспособны на международном уровне.
Чтобы так было, нужно, во-первых, привлекать в свой вид спорта как можно больше детей. Во-вторых, стимулировать их участвовать в соревнованиях и сборах. И если с первым благодаря прекрасной работе и стараниям тренеров проблем нет - спортивных секций довольно много, отделений ДЮСШ тоже достаточно, а занятия где-то проводятся платно (относительно недорого), где-то бесплатно, но в любом случае это доступно, то начиная с этапа, который касается не работы тренерского коллектива, а непосредственно ФТУ и ее руководителя Лесика Рожденовича Саманджии, перед спортсменом возникает серия барьеров.
Чтобы ребенок мог принять участие в соревновании, его родители должны вначале заплатить взнос в ФТУ - это порядка 500 грн. Затем заплатить за использование регистрационного сайта - это 50 грн. После этого заплатить за участие в самом турнире - еще 500-600 грн. Все вместе 1150 грн.
Это еще не все. Чтобы спортсмен мог принять участие в соревнованиях уровня города или области, он должен соответствовать придуманной ФТУ дополнительной квалификации (государство требует только разряд): пройти платную аттестацию за 600 грн (она имеет смысл для зарубежных поездок, для соревнований в Украине в ней нет смысла). То есть, уже не 1150, а 1750 грн.
И это если соревнования проводятся в населенном пункте, где живет спортсмен. Если до них нужно доехать, то на гостиницу и транспорт приходится тратить еще 2-3 тыс. грн. А если добавить к этому, что для участия спортсмен еще и обязан купить электронные футы для работы с электронной судейской системой (это еще 1800-2000 грн), то затраты можно сравнить с месячной зарплатой врача. Ребенок может быть сверхталантливым, но если у родителей сложно с деньгами, олимпийское тхеквондо является для него недоступным. До ковид-кризиса еще было ничего, но сейчас, когда миллионы людей просидели дома несколько месяцев без дохода, эти суммы выглядят существенными.
Стартовые взносы есть во многих видах спорта - выделяемых государством денег часто не хватает на проведение части мероприятий. Но в легкой атлетике, к примеру, взнос составляет 100 грн в год, а участие в соревнованиях бесплатное. В борьбе на многих турнирах спортсмену еще и платят за то, что он выступает и выигрывает. А в других единоборствах стартовый взнос составляет от 50 до 250 грн, но при этом множество соревнований являются бесплатными благодаря спонсорам. На фоне этих сумм обязательная оплата в 500-600 грн от Саманджии выглядит именно как побор, а не как членский взнос.
Да, взносы такого же размера есть и в других странах, но для жителя страны ЕС 20-30 евро это небольшие деньги, в Украине же это существенная сумма. Одно время спортсмены шутили, что тхеквондо становится гламурным видом спорта. Но сейчас уже вовсе не до смеха.
Уточнение насчет спонсоров. Время от времени в тхеквондо они появляются. Вот только сотрудничество длится недолго: бизнесмены шокированы, когда выясняется, что часть денег, выделяемых детям, должно уходить не на юных спортсменов, а на содержание функционеров ФТУ. Эта информация сразу же отбивает охоту помогать. Разве что кому-то лично и так, чтобы Лесик Рожденович об этом не узнал, а то потребует часть себе. О какой массовости в таких условиях может идти речь?
Говоря о поборах нужно уточнить важный нюанс: речь идет об официальных соревнованиях, тех, затраты на которые покрываются из бюджета, выделяемого местной властью либо напрямую министерством. В реальности государственные деньги разворовываются и оседают в карманах ловких дельцов из ФТУ, а оплачиваются себестоимость родители спортсменов. Самое интересное, что многие организаторы соревнований даже и не подозревают, что на их турниры, внесенные в календарный план, выделяются деньги, а стартовые взносы они могли бы аккумулировать и тратить на обкатку перспективных спортсменов, вместо того, чтобы записывать и выставлять в соцсетях слезные ролики.
Дело в том, что последние годы ФТУ работает с министерством в рамках государственного эксперимента. Его суть его заключается в том, что средства, выделяемые на вид спорта, переводят на расчетный счет федерации, а она отчитывается за них. Сама форма отчета очень примитивная, доказательств не требует, проверить что-либо невозможно. Интересно, что даже при настолько либеральном подходе со стороны министерства, отчеты от ФТУ спрятаны от общественности, в отличие от других видов спорта, участвующих в эксперименте (прыжки в воду, баскетбол, бокс, легкая атлетика и так далее — их отчеты обнародуются публично).
Деньги, выделяемые государством, уходят не на мероприятия (за них платят родители, как уже сказано выше), а выводятся со счетов федерации небольшими ручейками за маркетинговые и полиграфические услуги и конвертируются в наличку. Скорее всего, часть заносят отдельным сотрудникам министерства — иначе сложно объяснить то, откуда столько рвения у них в защите интересов руководителя ФТУ Лесика Саманджии.
Причина вторая: преференции харьковским спортсменам
Чтобы попасть в сборную Украины и представлять нашу страну на международных соревнованиях, спортсмен должен выиграть национальный чемпионат. Офис ФТУ находится в Харькове, ключевые сотрудники офиса тоже. Поэтому ЧУ проводится исключительно в этом городе, что создает неравные конкурентные условия.
Харьковская школа тхеквондо сильная, спортсмены действительно достойны наград и членства в сборной. Вот только выглядит некрасивым то, что житель условного Ужгорода должен ехать к месту проведения ЧУ два дня и приехать после плацкарта разбитым (купе и/или Интерсити стоят недешево, поэтому спортсмены экономят), а харьковчанин, хорошо выспавшийся дома и подъехавший на такси, соревнуется со свежими силами. Уровень финансовых затрат, соответственно, у спортсменов других областей намного выше, чем у харьковчан.
Второй вариант — вместо победы на ЧУ ездить по рейтинговым турнирам весь год, добирая нужные баллы для рейтинга. Затраты по финансам и времени будут еще выше. Более того, в ситуации “постоянных поездок” не остается времени на нормальную подготовку в зале. Не забываем, что у спортсмена кроме спорта есть еще и учеба (в школе, колледже или ВУЗ-е).
Пример трансляции ЧУ, организованной офисом ФТУ. Разобрать что происходит, сложно. Номеров боев не видно, имен спортсменов тоже. Все выглядит очень дешево, незрелищно. Привлечь на такое соревнования зрителей и спонсоров нереально.
Причина третья: отсутствие допинг-контроля
Как и все олимпийские виды спорта, тхеквондо на международном уровне является членом WADA (ВАДА, Всемирное антидопинговое агентство), спортсмены обязаны проходить допинг-тестирование, а ФТУ должна заключить договор с организацией Национальный антидопинговый центр и проводить совместные профилактические мероприятия. Поскольку руководителю ФТУ плевать на все, что не касается поборов спортсменов и конвертации средств налогоплательщиков в наличные, то никакой антидопинговой работы вообще не проводится. Украинские спортсмены не попадают в скандалы только лишь потому, что проверяют в основном победителей, а у нас их чемпионов Европы можно пересчитать на пальцах одной руки.
Для внутренних соревнований ситуация с допингом это катастрофа. С 7-8 лет некоторые “успешные” тренера подсаживают своих спортсменов на мочегонные средства для снижения веса, чтобы те получали преимущества за счет разницы в росте. Тут нужно уточнить: особенностью работы электронной системы в тхеквондо является то, что она засчитывает любое касание ногой шлема противника как 3 балла. То есть, спортсмен может быть очень слабым технически, медленным, но если он намного выше соперника, то выигрывает легко просто выставляя ногу вперед. Это очень несправедливо в отношении детей, родители и тренера которых не хотят гробить детское здоровье вредным для здоровья обезвоживанием, предпочитая честный поединок. После нескольких соревнований по “спортивной сушке” дети перестают выступать, а затем и заниматься. До подросткового возраста доходят десятки спортсменов, до взрослого — единицы. Сборную в итоге формируют не из самых талантливых, а из тех, кто остался.
У тех, кто остался, из-за систематического приема мочегонных средств и голоданий возникают большие проблемы со здоровьем: хрупкие кости, суставы, боли в спине. Из-за всего этого поединки становятся незрелищными, поскольку у спортсменов банально нет сил. Еще хуже, когда отдельным клубам позволяют не взвешиваться. Это еще больше уничтожает вид спорта, люди уходят из-за нечестности и несправедливости.
Столы со специально обученными специалистами, которые берут пробу, стоят на всех крупных соревнованиях в Европе. В Украине ничего такого нет и близко
Причина четвертая: монополия без контроля
Ревизионная комиссия и всякие “президиумы” в ФТУ существуют только на бумаге: фактически голосуют, считают, подписывают именно так, как скажет Лесик Саманджия. Правда, за что голосуют и что подписывают, сказать сложно — эти документы засекречены, как и Устав ФТУ. Всех, кто не согласен с таким положением вещей, дисквалифицируют и “ломают через колено”, пользуясь сложной жизненной ситуацией. Например, так произошло с ведущими тренерами Днепра Павлом Пшеничниковым и Сергеем Скапровским (они были вынуждены вернуться в ФТУ, поскольку для них отсутствие возможности получать международную лицензию равносильно лишению права на работу).
Но это то, что известно широко. Случаи же, когда тренеров, пытающихся задавать вопросы, оскорбляют и запугивают, их детей не допускают к соревнованиям, как это было в Полтаве, происходит очень много и постоянно. О процедуре демократических выборов или обсуждения каких-либо решений вообще речи никогда не шло: все решения принимает Саманджия в узком кругу своих друзей.
В результате бесконечной дойки спортсменов и тренеров, воровства средств, выделяемых министерством, у талантливых спортсменов не остается средств на поездки. Из-за пропусков международных турниров они вначале теряют запал, потом уровень и вовсе перестают заниматься. А ведь можно было бы как минимум оплачивать им стартовые взносы или не брать с них деньги на украинских турнирах, тем, кто не попал в основной состав, помогать с обкаточными поездками, формируя кадровый резерв.
Да, формально, с точки зрения чиновников, работу ФТУ как организации можно назвать относительно всего украинского спорта удовлетворительной (проблемы есть везде). Но если рассматривать ее с точки зрения международной конкуренции и сервисов для спортсменов, то она ужасная, а выстроенная система в принципе не позволяет развиваться. Простые вопросы вроде оформления международной лицензии или черного пояса являются еще тем квестом, несмотря на то, что за них требуют и получают значительные суммы. К примеру, взнос за оформление сертификата на черный пояс у международной организации — 35 долларов. При оформлении через ФТУ эта сумма вырастает до 150-200 долларов. Неплохие наценки? У кого-то еще есть вопросы почему мало спортсменов после 16 лет? А теперь, самое интересное — Лесик Рожденович является единственным в мире руководителем национальной спортивной федерации, которая… не признает документы международной. Дело в том, что пройти аттестацию и оформить дан-сертификат можно в центрах, указанных на сайте корейской организации Куккивон. Вот только ФТУ признает только документы, оформленные через нее, хотя сертификаты являются такими же самыми, программа аттестации одинаковая.
Причина пятая: коррупция в министерстве
Многочисленные подтасовки, манипуляции с документами, непрозрачность работы, жалобы довели даже Министерство молодежи и спорта. Не все сотрудники в нем являются коррумпированными и кормятся с рук Лесика Саманджии, есть и честные люди. На основании приказа заместителя министра от 4 декабря 2019 года №5967 Общественная организация «Федерация тхэквондо (ВТФ) Украины» была лишена статуса национальной спортивной федерации по виду спорта тхэквондо (ВТФ). Одним из оснований указано нарушение руководством ФТУ условий договора о сотрудничестве. Тогда Лесик Рожденович заявил, что причиной являются несправедливые (по его мнению) судебные иски, которые инициировала Федерация тхеквондо города Киева. Но выигранный суд был лишь формальным поводом, а реальной причиной было то, что количество жалоб на проделки Лесика просто зашкаливала и министерство было вынуждено отреагировать.
Однако в результате сложных политических процессов, во время которых министерство ликвидировали, а затем создали вновь, коррумпированные сотрудники Минмолодьспорта в очередной раз начали продвигать возвращение ФТУ статуса национальной. На днях наступит момент истины: победит либо справедливость и тогда у наших тхеквондистов появятся хоть какие-то шансы на изменения, на международные победы и олимпийские медали, либо коррупция в очередной раз возьмет вверх. И тогда ситуация будет на какое-то время законсервирована.
Какие перемены назрели
Самое главное — перестать воровать. Деньги, выделяемые министерством, должны тратиться на спортсменов и ни на кого больше. Свежий пример: в этом году ФТУ выделено на проведение мероприятий (начиная с сентября) 1,66 млн гривен. На эти деньги ФТУ смогла провести подготовку всего лишь двухнедельную 24 спортсменов на Олимпийской базе в Конча-Заспе. База берет максимум 1000 грн в сутки за спортсмена, итого, 14 тысяч на человека или 336 тыс. грн за сбор, но пусть будет 400 тысяч — округлим с учетом тренеров, дороги и прочих похожих накладных расходов. На что ушли остальные деньги? Неужто на Кубок Ветеранов, в котором приняло участие аж 21 человек?
Можно было бы предположить, что на турниры Южная Пальмира и Кубок Черного моря, которые проводились в этот же день, в этом же месте, в этом же зале (то есть, три турнира по цене одного), но тогда возникает вопрос - если они профинансированы (согласно документам, деньги выделены в полном объеме), на что тогда собирали стартовые взносы? 306 человек по 600 грн с каждого, это 183 тыс. 600 грн, при том, что аренда такого зала стоит максимум 40 тыс. грн за сутки. Какое-то время ФТУ кивала на отсутствие в федерации современной электронной судейской системы, обосновывая, что из-за этого дорого, однако вот уже года два как комплекты есть, а если чего-то не хватает, всегда можно докупить через тендер, как это делаются многие спортивные организации (ознакомиться можно по ссылке). Деньги сейчас на спорт выделяют. Или это принцип такой — перекладывать все затраты на кошельки родителей, вместо бюджета, который уже наполнен из кошельков родителей? А может есть другая причина?
Этот и другие вопросы в статье являются риторическими. Найти юридический ответ еще предстоит нужно следователям ДБР в рамках уже открытого уголовного производства. По остальным выделяемым деньгами ситуация аналогичная - если их тратить только по назначению, появится возможность и стартовый взнос уменьшить, и ежегодный в федерацию, и даже электронные футы по оптовым ценам закупить, чтобы спортсменам они дешевле обходились.
В принципе, если постараться, изменений можно сделать множество — от проведения ЧУ в различных городах на основании жребия, как это принято, до выборочного допинг-мониторинга (пусть даже вне рамок контроля офицерами ВАДА, а просто для информации), который сразу же охладит пыл слишком хитрых спортсменов и обеспечения сборной. И еще десятки, сотни и даже тысячи текущих вопросов - все они решаются, если их начать решать, а не пытаться на них что-то заработать.
Но для этого федерация должна перестать быть бизнесом узкого круга лиц, а должна стать реальной общественной организацией, где выдерживаются все демократические процедуры, где тренерам не мешают работать, где у каждого спортсмена есть шанс на успех, независимо от финансового состояния, а только благодаря труду и упорству. Так, шаг за шагом, и олимпийские медали появятся.