«Велике крадівництво»: в чьих карманах осядут бюджетные миллиарды?

Развернувшиеся в нынешнем году масштабные работы по реконструкции инфраструктуры, распиаренные в рамках проекта «Велике будівництво», в народе теперь называют пиром во время чумы и «великим крадівництвом». Конечно, все понимают необходимость ремонта дорог Украины, 96% которых находится в разбитом состоянии. Однако тратить на это десятки миллиардов в самый разгар эпидемии и коронокризиса, да еще отнимая их у фондов здравоохранения, просто безумие. Но еще хуже то, что часть этих денег просто разворовывают! И есть мнение, что именно ради этого было затеяно это мега-строительство…

Справедливости ради нужно отметить, что затеяно всё это было не Зеленским, и не в нынешнем году. Большая программа реконструкции украинской инфраструктуры была принята еще в 2017 году, при Порошенко и Гройсмане. Запустили её в 2018-м, а на полную мощность она должна была выйти как раз в 2020-м. Общая сумма расходов планировалась в размере не менее 300 миллиардов гривен, из которых более половины должен составить кредит от ЕС в размере 6 миллиардов евро, выделяемый по частям.

Сразу целиком весь кредит давать побоялись, демонстрируя недоверие европейцев к украинской власти – впрочем, совершенно обоснованное. ЕС хочет, чтобы Украина потратила эти деньги именно на дороги, а не использовала в аферах с облигациями и курсами валют, которыми уже несколько лет промышляют Минфин и Нацбанк.

На первый взгляд, деньги огромные. Но они рассчитаны на ремонт лишь 6,6 тысяч километров дорог из 164 тысяч имеющихся, и всего 179 мостов из 11 тысяч. За счет дополнительных субвенций и средств местных бюджетов планируют отремонтировать еще столько же – в основном дорожные покрытия улиц и окружных дорог. И всё же «велике будівництво» охватит лишь 10% украинской инфраструктуры, хотя она вся давно нуждается в серьезном ремонте.

В 2018 году на дорожных работах было освоено 38,9 миллиардов гривен, в 2019-м уже 50,5 миллиардов, а в 2020-м сумма может составить 124,9 миллиардов гривен – включая 35 миллиардов, изъятых из фонда борьбы с коронавирусом, и 61,5 миллионов цинично отнятых у программы диагностики онкологических заболеваний. Надо полагать, правительство «реквизировало» средства не только там! Ну а в 2021-м году на дороги планируют потратить 150 миллиардов – если, конечно, выдержит экономика.

То, что команда Зеленского решила попиариться на этом проекте, фактически присвоив себе все заслуги, конечно, не совсем красиво. Участвовали в этом и сам президент, и оба премьера (Гончарук и Шмыгаль), и министры с губернаторами. Но вот что они при этом как-то не учли, так это то, что теперь именно на них будет возложена вся ответственность за сопровождающие это «велике будівництво» коррупционные скандалы.

Они уже вспыхивают, хотя центральная и местная власть, равно как и правоохранительные органы, очень стараются их «не замечать». Согласитесь, это как-то странно! В последние годы коррупционные разоблачения стали самой популярной темой политики, они имели большое влияния на выборы 2019 года, а ведь тут масштаб намного больше, чем у «Укроборонпрома», нынешний «распил» может сравниться разве что с Евро-2012! Но на этот раз молчит не только власть, но и оппозиция, и это есть лишь одно объяснение: они все в доле, в этих схемах замешаны все!

О коррупции и воровстве на ремонтах дорог слышали все, но вот с конкретными фактами сталкиваются редко. В чем же они состоят? Не будем пока отвлекаться на коррупцию уровня городских властей (но поверьте, что там воруют до половины от стоимости тендеров!), а обратим внимание именно на общегосударственный и областной, где в основном и происходит это «велике будівництво».

Прежде всего, это «картельный сговор» между центральным управлением «Укравтодора» или его областными подразделениями, и фирмами-подрядчиками, получающих тендеры на дорожные работы. Как отметили занимающиеся данной темой журналисты, сформировалась группа компаний, удивительным образом «выигрывающих» львиную долю тендерных конкурсов, самые крупные их них. Причем, эти фирмы фактически разделили между собою территорию Украины: там где тендеры получает одна из фирмы, другие как бы тоже участвуют в торгах, но обычно лишь фиктивно, не выигрывая их.

Среди названных фирм: ООО «Автомагистраль-Юг» (ЕГРПОУ 34252469), «Ростдорстрой» (33658865), «Онур» (32851616), «ШРБУ-48» (39835082). Только эти четыре юридических лица за период 2017-2020 г.г. получили контрактов на сумму свыше 110 миллиардов гривен!

Но ведь есть еще и связанные с ними другие фирмы. Например, одесская фирма «Ростдорстрой», которой владеют Евгений Коновалов и Юрий Шумахер (последний – человек Труханова из его фракции «Доверяй делам»), является частью группы RDS, в которую входит также ЧП «Киевдорстрой» (36156238), освоившее у «Киеавтодора» еще 3,44 миллиарда гривен. А по одному адресу с офисом «Ростдорстрой» (Одесса, Генуэзская 1а) находится ООО «СКВО» (31982116), которым владеет и управляет Захар Петровицкий - помощник Юрия Шумахера, а контролирует её супруга Труханова. Эта «СКВО» выступает как фирма-посредник, перепродающая подрядчикам стройматериалы (в частности щебень) по очень завышенным ценам.

Весьма интересна фирма «Автомагистраль-Юг», тоже из Одессы. Имея уставной фонд всего 40 тысяч гривен (стоимость пары отбойных молотков и ручного катка), она за 4 года получила тендерных подрядов на 61 миллиард гривен! Её истинных владельцев никто не знает, а СМИ утверждает, что с фирмой связаны одесский бизнесмен Владимир Галантерник (еще один сподвижник Труханова) и днепропетровский бизнесмен-нардеп Андрей Павелко.

Андрей Павелко – личность ещё та! Он поднялся в качестве тестя скандального днепропетровского бизнесмена Леонида Сергиенко, скакавшего из одной партии в другую. Сам Павелко тоже сначала терся то с «Батькивщиной», то с регионалом Александром Вилкулом, а после второго Майдана перебежал к Порошенко. Кстати, в 2017-м году сын Павелко Никита женился на Богдане Петровской – дочери Александра Петровского-Налекрешвили, известного как «авторитет Нарик», а также как большой друг Порошенко (это он привез в Украину свиток томоса).

А еще в своё время в предвыборных роликах Андрей Павелко снимался «Квартал 95», так что с командой Зеленского он тоже давно знаком. Неудивительно, что «Автомагистрали-Юг» так фантастически фартило что при прежнем режиме, что при нынешнем!

Ну и небольшой пример того, как именно ремонт дорог превращается в «распил» бюджета. Тут все очень просто: подрядчик завышает стоимость работ или материалов. Вот, скажем, один из тендеров, полученных фирмой «Автомагистраль-Юг», стоимостью 1,788 миллиарда гривен. Можно пройти по ссылке и покопаться в его документации, обратив внимание на стоимость некоторых материалов, а потом сравнить её с рыночными ценами.

Так, бортовой камень (бордюр) габаритом 100-30-15 фирма закупила у какого-то своего посредника по 294 гривны, хотя его рыночная цена максимум 230. Да, разница «всего» в 64 гривны – но это за метр, а за километр уже 128 тысяч (бордюры ставят с двух сторон дороги), и таких километров фирма ремонтирует сотни. Плюс «Автомагистраль-Юг» берет еще 79,51 гривен за перевозку каждого бордюра от склада до места ремонта.

За каждую тонну асфальта ЩМА-10 фирма получила из бюджета 3600 гривен, при том что его рыночная цена колеблется от 2100 до 2820 гривен (зависит от добавок). За бетон М-350 Б-25 она содрала с государства 3144 гривны/куб, хотя его рыночная стоимость со скидками для оптовых покупателей 1634-2141 гривен/куб. Выходит, в полтора-два раза дороже! А таких кубов и тонн в дорожное полотно она уложила тысячи – вот и считайте!

«Переплаты чаще всего оседают у посредников. Для примера - мелкозернистый асфальт в сентябре 2019 года фирма «Ростдорстрой» купила у посредника по 2 815 гривен за тонну, а посредник фирма «СКВО» всего по 1536 гривен за тонну», - рассказывали журналисты программы «Наші гроші».

Но ведь завышение цен подрядчиком – это лишь часть коррупционной схемы. Другой её частью является коррумпированный чиновник «Укравтодора», правительства или местной волости, который подмахивает эти ведомости. Более того, именно с чиновников эти схемы и начинаются!

Ведь для того, чтобы определить необходимую для ремонта дороги сумму, чиновники должны вначале определиться с ценами. По логике – путем обзвона компаний, занимающихся дорожным ремонтом, по списку в рекламном справочнике. Но если бы они так делали, то уже изначально в стоимость тендера были бы заложены низкие рыночные цены, и вышеуказанные завышения были бы невозможны. А коррупционеры в кабинетах поступают иначе: заранее договариваются с определенными фирмами о завышенной цене материалов и работ, и на её основе рассчитывают сумму тендера. Таким образом, подрядчик завышает цены не сам, а в сговоре с чиновником – только так и работают схемы «распила»! А уж как потом подрядчик возвращает чиновникам часть украденных денег в виде «отката», тут у каждого коррупционера свои методы.

Вот так на ремонте дорог крадут от 15% до 50% стоимости тендера. Конечно же не все, есть и фирмы, работающие почти честно, но таким пробиться к тендерам очень трудно – их туда просто не подпускают, обычно снимая с конкурса по разным формальным причинам (заявки не так оформлены, печать не там поставлена). И в итоге большинство крупных тендеров достается коррупционерам.

Теперь вы понимаете, почему 35 миллиардов гривен из фонда борьбы с коронавирусом были переброшены на дорожное строительство?! И в этой связи весьма подозрительными выглядят предложения недавние премьера Шмыгаля перейти на накопительную пенсионную систему. Похоже, что коррупционеры не против прибрать к своим рукам ещё и наши пенсионные сбережения!

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Иван Пургин
Поделиться в Facebook
Последние новости