Будет ли Украина когда-нибудь жить хорошо?
На столичном Майдане, вместо колонны с «крылатой девушкой» наверху, стоило бы возвести огромный памятник Сизифу, тщетно катящего свой камень. Ведь он гораздо точнее отображал бы суть жизни нашего народа, с момента обретения Украиной независимости и до самого светлого будущего – которое, похоже, вряд ли когда-нибудь наступит…
Недавно экс-секретарь СНБО Данилюк, экс-генпрокурор Рябошапка и экс-министр иностранных дел Климкин решили создать «платформу для выхода Украины из кризиса». На это мало кто обратил внимание, поскольку сея затея была устроена исключительно для того, чтобы напомнить нам о существовании этих никому не интересных политических лузеров. Но всё же в этой новости примечательно то, что в стране поднимается очередная волна её «спасения из кризиса». На памяти украинцев уже, пожалуй, десятая, если не двенадцатая!
И хотя все эти «антикризисные» программы, платформы, коалиции и т.п. являются лишь политическими проектами, они всё же создаются, так сказать, по мотивам реальных событий. То есть Украина действительно регулярно проваливается в экономические кризисы, из которых потом пытается выбираться. На нашей памяти их было более десятка:
- Товарный кризис 1988-91 г.г., ставший пиком советского дефицита. Стал главной причиной общественно-политического кризиса, приведшего к распаду СССР. Можно сказать, что Украина обязана ему своей независимостью!
- Инфляционно-ценовой кризис 1992-1995 г.г., сделавший Украину и украинцев финансовыми банкротами. Банковские счета населения и предприятий «сгорели», а реальные зарплата и пенсии стали мизерными. Это привело к политическому кризису и досрочным выборам 1994 года.
- Кризис задержки зарплат и пенсий 1997-2000 г.г., достигавших 6-8 месяцев. Вызвал резкий рост популярности левых партий и едва не привел к «красному реваншу» на выборах 1999-го.
- Мировой кризис 1998 года, спровоцировавший в Украине первый массовый банковский крах и обрушение гривны в 2,5 раза (с 1,83 до 5,05 за доллар).
- Товарно-ценовой кризис 2005 года, запомнившийся как «сахарный» и «бензиновый». Был вызван действиями олигархов «оранжевой» власти. Привел к временному дефициту, а потом к заметному подорожанию продуктов питания и бензина.
- Газовый кризис 2005-2009 г.г., в результате которого стоимость российского газа для Украины выросла с 50 до 400 долларов (без учета скидок). Это вызвало серьезные проблемы для украинской химической и металлургической промышленности, а также для энергетики. Впервые за долгое время серьезно поднялась стоимость коммунальных услуг.
- Мировой кризис 2008-2009 г.г., вызвавший в Украине обвал сырьевого экспорта и масштабный банковский крах (многие банки обанкротились искусственно, украв деньги вкладчиков и рефинансирование государства). Курс гривны упал с 4,8 до 9 за доллар (затем вырос до 8), что вызвало еще больший рост потребительских цен, за которыми не поспевали зарплаты и пенсии. В тяжелой ситуации оказались украинцы, бравшие ранее валютные кредиты, и пайщики строительных пирамид.
- Мировая стагнация металлургии 2012-2013 г.г., заметно отразившаяся на украинском экспорте и снизившая рост украинской экономики в целом.
- Кризис 2014-2015 г.г., вызванный сначала вторым Майданом, внутренним конфликтом и аннексией Крыма, а затем фактическим разграбление страны и горе-реформами правительства Яценюка. Тяжелейший кризис в истории независимой Украины - его последствия не преодолены до сих пор! Он обрушил ВВП вдвое, а гривну более чем в 3 раза. Многократно влетевшие цены отбросили за черту бедности более 80% населения страны.
- Коммунально-тарифный кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до сих пор. Многие украинцы не могут оплачивать многократно поднятые по веленью МВФ тарифы, и задолженность по ним растет от года к году, уже превысив 60 миллиардов гривен.
- Кризис промышленности, достигший пика в 2017-2019 г.г. Наиболее пострадало от него украинское машиностроение, фактически доживающее своё последние дни.
- Финансово-долговой кризис, обострившийся с 2018 года из-за чрезмерного увлечения ОВГЗ. Возникшая пирамида облигаций теперь рискует рухнуть, а поэтому требует выпуска новых займов и подкрепляющих их кредитов МВФ. Но на выплату по долгам уходит уже 40% бюджета государства.
- Коронакризис 2020 года, вызвавший падение украинской экономики на 11,4% и уже приведший к острой нехватке денег в бюджете и на казначейских счетах.
Глядя на этот впечатляющий список, можно сделать несколько очень печальных выводов. Во-первых, наша тридцатилетняя история державности запомнилась именно этими кризисами, а также двумя Майданами, целым рядом прочих политических противостояний, ну и конечно утратой Крыма и войной на Донбассе. А вот хорошего и вспомнить практически нечего!
Во-вторых, и это очень важно, экономика Украины за три десятилетия не развивалась, а лишь трансформировалась. Что-то потеряли, что-то приобрели, от чего убавилось и к чему-то прибавилось - но в целом, в общем масштабе, экономика не выросла, она даже сократилась, но самое главное, что просто стала другой. Только по этой причине создается видимость того, что мы сейчас более развитая, чем в советское время, страна. Да, стало больше магазинов с ширпотребом, и личных автомобилей – но большая часть предприятий закрылись, а от общественного транспорта остались только маршрутки и ржавые электрички. А вот колбасы и масла мы сегодня производим и потребляем меньше, чем в 80-е! Полки ломятся только из-за низкого покупательского спроса.
Давайте обратимся к реальным цифрам и, для примера, сравним динамику экономики Украины и Польши! Если измерять её по курсу доллара и ценам 1990 года, то у Польши за этот период экономика выросла в 2,5 раза, а вот у Украины она упала на треть. Если же измерять их по текущему курсу «бакса» (с учетом его инфляции) и ценам, то у поляков экономика за эти три десятилетия выросла в 9 раз (!), а у нас только в 1,4 раза. Дальнейшие комментарии излишни!
В-третьих, в следующие несколько лет этот список будет продолжен. Мы не знаем, какие именно кризисы нас ждут – точно так же, как и ранее никто не мог спрогнозировать вышеперечисленные. Но они обязательно будут, потому что такова тенденция! Причем, можно сделать и четвертый вывод: эта тенденция ухудшается.
После катастрофического падения в первой половине 90-х, в период 1996-98 г.г. наблюдался некоторый рост экономики и уровня жизни украинцев. Потом снова случился кризис, но после него наступили семь тучных лет, за которые и экономические показатели, и доходы населения намного превысили докризисные. Да и после подорожаний 2005-06 г.г. они продолжали расти. Затем снова кризис (2008), снова рост, и уже в 2012 году зарплаты украинцев превысили докризисные, а экономика почти вышла на прежний уровень - но тут грянул окаянный 2014-й. И вот уже за следующие шесть лет достичь докризисного уровня экономики и уровня жизни так и не удалось. В дельнейшем с каждым новым кризисом будет еще хуже, полного восстановления не будет.
Дело не только в тенденции, ведь она могла бы измениться в положительную сторону, однако для этого нет никаких предпосылок. В 90-е страна сидела без денег, но у нас был огромный производственный и экспортный потенциал – который потом и помог Украине хотя бы частично выбраться из ямы. Тогда украинцы еще верили, что их страна сможет самостоятельно, своими силами достичь уровня развитых стран Европы.
Но шло время, потенциал растрачивался и разворовывался, а до Европы было очень далеко – хотя политики долго умело дурачили украинцев «европейским будущем». Как-то незаметно планы развития изменились, в «нулевых» в Украине уже только и говорили о том, что нам нужны иностранные инвесторы и полная интеграция в западные рынки, без которых нам не достичь уровня даже Польши. Апофеозом этих прожектов стала Ассоциация с ЕС, а потом постмайдановские «реформы», которые проводили под лозунгом подготовки Украины к массовому приходу международных инвесторов.
«Реформы» провели, окончательно доломав страну, но инвестор всё равно не пришел. И в последние годы украинские правительства уповают уже только на кредиторов и покупателей земли - по привычке тоже называя их инвесторами. Но разница между инвестором, открывающим тут новый завод, и «инвестором», купившем пачку облигаций или поле под кукурузу, очевидна даже для дебилов!
«Будем ли мы жить хорошо? Будем, но недолго!» - эта известная шутка уже не про нас, потому что шансы пожить хорошо хотя бы недолго у Украины почти нулевые. Собственного потенциала для развития больше нет, сейчас уже идет процесс активного «просирания» сельхозземель, варварски эксплуатируемых под «рекордные урожаи» полсолнечника и кукурузы на экспорт – просто этот процесс для нас незаметен, в отличие от гибели предприятий. Инвестор поднимать нашу экономику не хочет, а жизнь в долг на кредиты и облигации богатой не будет: что не разворуют власть имущие, то уйдет на погашение старых долгов.
Конечно же, полностью отчаиваться не стоит, ведь всегда есть надежда на чудо. Только верить нужно в реальные чудеса, а не в сказки о том, что добрый дедушка Байден завтра подпишет указы о принятии Украины в НАТО и выделении ей в подарок 500 миллиардов долларов «подъемных». В нашем случае это должен быть либо некий форс-мажор глобального масштаба, изменяющий нынешний мировой порядок, что-то намного более грандиозное, чем аннексии Крыма или война в Сирии. Либо масштабная внутренняя революция - только не «достоинства» или прочей выдуманной хрени, а реальная, переворачивающая вверх дном и выворачивающая наизнанку всю структуру государства и общества. А мы все понимаем, что это практически нереально.