Страсти ФОПовы: невидимая сторона «майдана предпринимателей»
«Полиция избивает мирно протестующих ФОпов!», «Зеленский раздает предпринимателям по 8 тысяч резиновыми дубинками!» - такими возгласами с 15 декабря запестрели оппозиционные украинские СМИ и странички в социальных сетях. Слова, очень напоминающие нам классическую фразу «они же дети!», с которой семь лет назад мирный Евромайдан переключился на стадию «борьбы с антинародным режимом». Неужели кто-то решил попробовать это повторить?
Удачный момент
Что ж, если это так, то для этих действий удачно выбран и момент, и метод! Пусть нынешняя власть ещё не доросла до уровня «антинародной», но уже стала для украинцев самым большим разочарованием года. А ставка на физических лиц-предпринимателей (ФОП) оправдывает себя и их количеством (1,83 миллиона), и их большей активностью и возможностями по сравнению с наемными работниками (и тем более безработными).
Да и политически протестующие ФОПы пока еще не разобщены. Даже напротив, они сейчас как бы объединяют своими протестами всю разношерстную оппозицию, от «Евросолидарности» до ОПЗЖ и Партии Шария. Если вы следите за публикациями в СМИ и ток-шоу на ТВ, то наверняка заметили, что все эти политические силы дружно симпатизируют протестам предпринимателей. Точнее, они собираются к раздуваемому огню «третьего Майдана», потому что грех не воспользоваться такой хорошей возможностью совместно пошатать, а то и действительно завалить нынешнюю власть!
Так что участники «майдана предпринимателей» могут рассчитывать если не на поддержку большинства украинцев, то, по меньшей мере, на их пассивные симпатии. Ну и, конечно же, ещё на то, что если акции зайдут очень далеко, то народ со злорадством будут наблюдать за падением очередного «режима».
Однако по горькому опыту 2005 и 2014 годов мы знаем, что шумящая на улицах массовка это лишь видимая сторона майданов. Лишь спустя время мы узнавали, кто на самом деле был организатором и заказчиков этих «революций». И когда майданы заканчивались, массовка постепенно расходилась – причем, она редко получает то, за что боролась. А вот их заказчики получали желаемое, расплачиваясь с их организаторами должностями и доступом к потокам. Народ же, ошарашено почесывая затылки, вопрошал сам себя: а за это ли мы мерзли и скакали?
Поэтому даже если вы всей душей поддерживаете требования и возмущения ФОПов, не стоит терять при этом голову! Да, лозунги «майдана предпринимателей» справедливы и зажигательны – так же, как и лозунги Майдана-2004 и Майдана-2014. Но задумывались ли вы, кто организовал и кто стоит за нынешними протестами? К счастью, ответить на этот вопрос мы можем уже сейчас…
Профессиональный «майданщик»
За последние семь лет кто только ни пытался запустить третий Майдан! При Петре Алексеевиче его анонсировали раз десять – то националисты, то Саакашвили, то какие-то «общественники». Владимиру Александровичу третьим Майданом грозят со дня его избрания, причем в числе первых были именно лидеры «#SaveФОП», созданного осенью прошлого года, и являющегося главным организатором нынешнего «майдана предпринимателей!
Давайте вспомним, как начиналось это движение. В сентябре 2019-го Верховная Рада приняла законопроекты №128-IX и №129-IX о т.н. тотальной фискализации, вызвавшие вполне понятное недовольство мелких предпринимателей (ФОПов), работавших по упрощенной системе. Они вышли на акции протеста, сначала выглядевшие совершенно стихийными и довольно скромные по своему масштабу.
Но затем под правительственными зданиями появились уже не стихийные, а организованно протестующие ФОПы, чьи действия были более настойчивы и даже агрессивны – что и привело к их первому столкновению с полицией 4 ноября 2019 года (тогда все обошлось слезоточивым газом). В итоге власть услышала голос улицы и отложила введение кассовых аппаратов для ФОПов. Тем не менее, организаторы протестов, праздновавшие свою победу, лишь начинали свою борьбу. И не против кассовых аппаратов!
Организовали их общественные организации «Союз защиты предпринимателей» и «Сила громад», чей председатель Сергей Доротич и стал лидером нового движения «#SaveФОП». О его о создании они объявили тогда же, одновременно гневно осуждая применение силы против участников своей акции. И если проанализировать суть «SaveФОП» на вехах его борьбы за счастье трудового предпринимательства, то она сводится к двум главным пунктам: требования отмены тотальной фискализации (в первую очередь введение кассовых аппаратов) и выражения полного недовольства властью. Причем второй пункт у них всегда доминирует над первым!
А теперь кратко о Сергее Доротиче. До 2005 года он сам был львовским предпринимателем – но, очевидно, не слишком успешным, потому что бросил свой бизнес, собрал группу таких же предпринимателей и отправился в Киев на первый Майдан. Он и внес Доротича в кабинеты власти, прямо в Секретариат президента Ющенко, в кресло начальника отдела внешнеэкономической и инвестиционной политики. В 2006-2008 Доротич был зампредом Киевского облсовета, во втором правительстве Тимошенко стал замминистра регионального развития (Василия Куйбиды, потом Владимира Яцубы).
После победы регионалов Доротич ушел в оппозицию: основал «Союз защиты предпринимателей», выступил против нового Налогового Кодекса и учатвовал в организации т.н. «налоговый майдан», продолжавшийся с 16 ноября до 2 декабря 2010 года. Акцию тогда поддержала правая оппозиция, так что она была довольно многочисленной и шумной – и в основном политической. А затем организаторы «налогового майдана» договорились с властью, рядовых же участников акции просто разогнали. Сергей Доротич тогда получил от Азарова должность директора одного из департаментов Минфина и место члена Совета предпринимательства при Кабмине.
Через несколько месяцев Доротич стал советником председателя Федерации профсоюзов Украины (Юрия Кулика) и получил место и.о. председателя правления ЗАО «Укрпрофтур» - одного из крупнейших туроператоров страны, владевшего сетью отелей во всех регионах Украины, и принадлежавшего ФПУ. То есть человек хорошо устроился! И лишь осенью 201го Доротич вновь сменил политическую ориентацию, снова подался в общественники – и в этом качестве участвовал во втором Майдане. Но, увы, достойного вознаграждения за это не получил - только место в президиуме Общественных советов при правительственных органах. А после смены власти в 2019-м году он потерял и это.
Так что у Доротича есть только один способ поправить свое положение – активно «майданить» вновь. А там уже, в зависимости от развития событий, либо договориться с действующей властью об «отступных», либо получить своё вознаграждение у вождей новой «революции».
Сергей Доротич
Протесты на потоке
В течение 2019-2020 г.г. Сергей Доротич и его «SaveФОП» занимались созданием ячеек в разных регионах Украины, привлечением на свою сторону как можно больше числа сторонников (ФОПов) и регулярными «учениями» в виде новых акций протеста. Они протестовали по всей Украине, и только одна их акция была не против, а за: 4 мая 2020 года движение «SaveФОП» провело в Черкассах митинг поддержки городского головы Анатолия Бондаренко. Формально – за то, что тот выступил за снятие карантинных ограничений для бизнеса, а вот реально… впрочем, не будем забегать наперед!
За это время Доротичу удалось главное – сделать так, чтобы его «SaveФОП» стали воспринимать как главного и даже чуть ли ни единственного выразителя и защитника интересов украинских ФОПов. Как? Очень просто: ведь именно они громче и масштабнее всех протестовали (специально организовывая такие обращающие на себя внимание акции), регулярно собирали круглые столы и пресс-конференции, постоянно мелькали в СМИ – в общем, старательно себя пиарили. И хотя в реальности «SaveФОП» не объединяет и 10% украинских предпринимателей, оно с первых дней своего существования уверенно говорит за всех них.
Тем не менее, в сентябре 2020 года президент Зеленский встретился с Доротичем и другими лидерами «SaveФОП», заявив о готовности власти идти навстречу малому бизнесу. Но, видимо, самому Доротичу не предложили ничего - или же, предложив, так и не дали. Поэтому он выждал чуть более месяца, а затем с первых чисел ноября начал разворачивать в Киеве «майдан предпринимателей», на котором вместе с требованиями отмены тотальной фискализации всё громче звучали антиправительственные лозунги.
Теперь было уже не понять, то ли «SaveФОП» в своем горячем стремлении «защитить малый бизнес» требует отставки правительства (и не только правительства), то ли он использует проблему ФОПов как повод для свержения власти. А ситуация всё время накаляется, потому что теперь «SaveФОП» протестует и против намеченного на январь локдауна.
Поводами для протестов выбраны, казалось бы, актуальные проблемы – особенно если их показывают только с одной стороны. Однако есть и противоположное мнение. Например, кто-то не без ехидства заметил, что на те деньги, которые потратили активные члены «SaveФОП» на эти протесты, можно было бы купит всем им по кассовому аппарату (стоят они от 6 до 9 тысяч гривен). Или что несколько тысяч ФОПов (это конечно лишь 1% от их числа) используются в качестве деталей схем по уклонению от налогов в очень крупных размерах – и именно они больше всех недовольны новым фискальным законодательством.
А «майдан предпринимателей», тем временем, набирал обороты и попытался «пустить корни» на Майдане Независимости, что и привело к столкновениям 15 декабря. Сейчас высказываются много разных мнений о том, как и почему это случилось. Но зачастую они строится на неправильном понимании «SaveФОП» как стихийного объединения предпринимателей, выступающего лишь против внедрения кассовых аппаратов. Между тем, «SaveФОП» был создан вовсе не стихийно, и уже фактически превратилось в политическую организацию, а его протесты стали в большей степени тоже политическими. И это «избиение мирных людей» оказалось наиболее выгодным тем, кто хочет разыграть «майдан предпринимателей» по сценарию 2013 года. Им сейчас просто нужна «кровавая елка»!
Вообще, всё это напоминало знаете что? «Passion of the Jew» (вульгарный перевод – «Страсти жидовы»), 4-й эпизод 8-го сезона скандального мультсериала «Южный Парк», в котором Эрик Картман создал клуб фанатов фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» и, под предлогом «распространения христианства», повел их на нацистский марш с антисемитскими лозунгами. Увы, но многие рядовые участники этих протестов тоже не понимают, какую цель преследуют их организаторы!
Как рука руку моет
Вот только на роль Картмана в нашем случае претендует не только Сергей Доротич, потому что вовсе не он является главным в этом большом спектакле. А кто же? Раскрыть тайну «SaveФОП» помог случай. Недавно журналисты выяснили, что Доротич зарегистрировал на себя «бренд» своей организации. В ходе копания в его регистрационных данных, журналисты обнаружили вот что: ранее, помимо общественной организации «Сила громад» (ЕГРПОУ 41331879), лидером которой Доротич является много лет, существовала еще и одноименная партия – и учредителями обеих является бывший владелец компании «Газтек» и президент «Укргаза» в 2005-2007 г.г. Андрей Карпенко. А в сентябре 2019 года, аккурат в самом начале выступления ФОПов, партия «Сила громад» была переименована в «Партию Антона Яценко». Опаньки!
Если кто-то не в курсе, кто такой Антон Яценко, то вы можете почитать увлекательное «житие» этого коррупционного вундеркинда, например, на «Антикоре». Его называли одним из архитекторов «тендерной мафии», и это лишь небольшая часть выдвинутых против него обвинений. Но все они сходили с Яценко как с гуся вода!
Антон Яценко в Раде
Он и сегодня сидит в Верховной Раде, всё также поглаживая свой живот и мечтательно поглядывая в потолок, но теперь пребывая в составе депутатской группы «За майбутне» - называемой политическим проектом Коломойского. Более того, ряд СМИ утверждают, что Яценко является координатором связей этой группы с депутатами других фракций.
Что ж, давайте продолжим ниточку данного расследования! И обратим внимание на небольшой такой внутренний скандал, громыхнувший в парламентском Комитете по финансам и налогам в октябре 2019 года. Тогда 11 депутатов-членов комитета провалили голосование по законопроекту, который бы ударил по т.н. «площадкам Яценко», называвшихся одними из самых наглых коррупционных схем, сохранившихся со времен старой власти. И так уж «совпало», что эти 11 депутатов фракции «Слуга народа» относились к группе влияния Коломойского!
А теперь самое интересное! Этот законопроект разрабатывался еще с сентября 2019-го, а его автором был глава комитета Даниил Гетманцев. И так уж тоже «совпало», что именно в сентябре начались протесты ФОПов, и что созданная в ходе них «SaveФОП» объявила главным врагом украинского предпринимательства именно Гетманцева! Конечно, не за закон против «площадок Яценко», а за другой (за кассовые аппараты), но всё же! Кстати, это довольно удивительно, потому что Гетманцев сам относится к группе влияния Коломойского и Павлюка. Похоже, это у них случился какой-то внутренний раздор!
Закон о запрете «площадок Яценко» в декабре 2019-го всё-таки приняли, но с этого момента в «Слуге народа» начал нарастать раскол, который вскоре разросся до «пленок Гончарука» и отставки правительства. И одновременно с этим движение «SaveФОП» начало набирать обороты, будто в него серьезно вложились большие люди. Дело было уже не в «площадках», руками ФОПов решили и дальше расшатывать ситуацию, чтобы добиться неких иных целей.
Ну и касательно вышеупомянутого мэра Черкасс Анатолия Бондаренко: ведь он является соратником Яценко по партии «За майбутне», да и вообще они там вместе развили очень бурную деятельность. Поэтому совсем неудивительно, что весной 2020-го Бондаренко тоже выступил как защитник малого предпринимательства, решив отменить карантин в своем городе, из-за чего ступил в конфликт с Зеленским, а «SaveФОП» устроила в Черкассах акции в его поддержку.
Анатолий Бондаренко и Антон Яценко
Ну, свергнут, а дальше?
Таким образом, из-за спин лидеров и участников «SaveФОП» выглядывает ухмыляющаяся физиономия Антона Яценко, и картина происходящего становится более четкой и понятной. Конечно же, нельзя сказать, что недовольство предпринимателей новой фискальной политикой спровоцировано искусственно. Нет, оно базируется на реальных проблемах. Возьмем те же кассовые аппараты: если для владельцев ресторанов или ФОПов участвующих в крупных тендерах, имеющих большую прибыль, их приобретение не бьет по карману, то для базарного торговца 6-9 тысяч гривен это серьезная сумма. Может быть, государству стоило бы выдавать их таких предпринимателям «в аренду» или продавать в рассрочку?
Но в любом случае решать такие вопросы нужно путем диалога с властью. Причем этот диалог должен быть публичным, открытым, и идти лишь по теме фискальных нововведений, без всяких закулисных «договорняков» с лидерами протестов. А между тем действия «SaveФОП» показывают, что это движение ищет не диалога, а конфликта с властью, и просто эксплуатирует проблему ФОПов в своих целях.
Логика подсказывает, что власть должна обратиться к предпринимателям напрямую, убрав из переговорного процесса «SaveФОП» как назойливого провокатора, выполняющего политический заказ. Но мы же все видим, что власть у нас сейчас раздроблена, растеряна и вообще не контролирует ситуацию. Добром это не кончится!
Недооценивать угрозу, исходящую от попыток расшатать власть. Как за Доротичем и «SaveФОП» стоит Яценко, так и за самим Яценко стоят намного более влиятельные фигуры, для которых он и создавал свои «площадки» и прочие схемы. Не стоит забывать и про очень большие связи Карпенко (они идут, в частности, к Фирташу).
К сожалению, ни простые украинцы, ни даже лидеры партий не задумываются о том, что в нынешней ситуации «третий Майдан» может не только навредить Украине, но и даже просто уничтожить её. Это не пафос, и не какие-то там призывы «астанавиться», это обычная реальность - а она заключается в том, что даже небольшие потрясения, в первую очередь, могут снова обрушить украинскую экономику. И тогда пенсионеры не увидят пенсий, работники зарплат, а ФОПовцы – покупателей с деньгами. И это не самое худшее!
Можно понять разочарование украинцев в ЗеКоманде, согласиться с их недовольством властью, но всё же эта политическая сила сумела склеить собою Восток и Запад Украины. Если сейчас устроить новый Майдан и заставить «зеленых» отдать власть, то сразу после этого в борьбе за неё между собою сцепятся политические антагонисты, опирающиеся на свои региональные электораты. И тогда может случиться намного худшее, чем в 2014-м году…