Падает не только гривна: идет инфляция доллара и евро!
Когда правительство с помощью печатного станка начинает погашать государственный долг, «спасать экономику» или увеличивать пенсии, то ни к чему хорошему это не приводит. Украинцы знают это по своему горькому опыту, а потому стараются держать хотя бы часть своих сбережений в твердой валюте. Но беда в том, что печатные станки есть также в Евросоюзе и США, и они уже целый год работают на полную мощность…
При слове «инфляция» подавляющее большинство из нас сразу же представляют себе таблички с курсами валют возле банковских касс и обменных пунктов. Доллары дорожают – значит, гривна падает, это инфляция! Ну а если валюта чуток подешевела, то Нацбанк радостно сообщает нам об «укреплении гривны». В качестве же основной причины инфляции нам всегда называли излишнюю эмиссию денег: напечатали много гривен – вот они и обесценились!
Что ж, некоторая доля правды в этом есть, но в целом это одно большое заблуждение. Например, курс гривны относительно доллара является лишь косвенным признаком инфляции, но никак не её основным показателем. Точно так же сама по себе эмиссия денег еще не обесценивает их (в отличие, скажем, от эмиссии акций). На самом деле инфляция – это падение покупательской способности денежной единицы вследствие роста цен на товары. То есть если всё вокруг дорожает, то это и есть инфляция! И вот прямо сейчас её новый виток происходит сейчас прямо на наших глазах. Вот только теперь всё еще хуже, потому что инфляция затронула не только гривну.
Многие из нас, конечно, уже обратили внимание на странную ситуацию: при всех явных признаках инфляции гривны, её курс относительно доллара остается практически стабильным. Именно эти таблички валютного курса и вводят некоторых украинцев в обманчивое спокойствие, хотя на самом деле уже давно стоило в отчаянии заламывать руки: это означает, что вместе с гривной падает и доллар! А значит, тают валютные сбережения (у кого они есть).
Только официально, с начала пандемии COVID-19 и до сего дня, украинская гривна полегчала на 6%. Конечно, роде бы и не много - в кризисные годы гривна падала и на 60% (2008), и на 80% (2014), временами доходило и до 100% (2015). Но это, так сказать, лишь средний показатель общей инфляции, который высчитывается примерно так же, что и средняя зарплата. Один получил 100 тысяч, девять по 5 тысяч, а в среднем все «заможни»! Вот и с общей инфляцией: она складывается из среднего показателя инфляции делового рынка, которая пока что невысока, и инфляции потребительского рынка – чьи показатели в Украине зашкаливают! И что бы там не утверждало правительство, украинцы видят это своими глазами.
Действительно, цены в магазинах продолжают стремительно расти, шокирую пенсионеров и малоимущих: стоимость десятка яиц достигла 40 гривен, а бутылки масла перевалила за 50 гривен. В конце прошлого года снова резко взлетели коммунальные тарифы, с 1 января увеличились расходы на мобильную связь (путем отмены экономных пакетов), на 10% поднялись цены на бензин, начали поднимать стоимость проезда таксисты и марштручики.
Эксперты оценивают уровень потребительской инфляции в 12-15%. Опять же, это в среднем. Больше всего покупательская способность гривны упала (из-за роста цен) в сфере торговли продуктами, предметами первой необходимости, коммунальных услуг: тут уже речь идет о 20-30% и более! То есть в сферах, составляющих 80-100% расходов семейного бюджета большинства украинцев. Вот для кого благосостояние за последний год снизилось почти на треть! И никаким повышением пенсий на сто гривен это не компенсировать!
А вот для самых богатых украинцев расходы на еду и покупки составляют менее 10% семейного бюджета (даже с учетом того, что они потребляют куда более дорогую категорию товаров и кушают в ресторанах). Для них эти подорожания в магазинах практически незаметны, они не будут охать, глядя на ценники хамона и черной икры. Зато недвижимость, дорогие авто, украшения, ценные бумаги и прочее, составляющее 90% их расходов, подорожали пока не сильно, всего на 3-5%.
В общей сумме стоимость товаров и услуг для богатых на порядок превышают стоимость товаров и услуг для бедных. Первые подорожали не так сильно, как вторые, поэтому средний размер инфляции составляет всего 6%. Хотя, повторим, для категории бедных она достигает 30%.
Проще говоря, бедные украинцы (а таковых уже 54% населения) теперь могут купить со своих доходов на треть меньше еды, мыла и лекарств, чем год назад. Они собственной шкурой (и желудком) чувствуют инфляцию! А богатые украинцы (таких не более 10%) и очень богатые (1%) покупают столько же еды, сколько и ранее. Вот только вилл, яхт, автомобилей и золота они теперь могут купить на 5% меньше. Для них нынешняя инфляция это пока лишь «легкие колебания», мелкая досада. Такие вот «чудеса»! О которых нам никогда не расскажет правительство, потому что оно работает лишь в интересах самых богатых…
Не рассказывают украинцам и об инфляции основных мировых валют – доллара и евро. Наверное для того, чтобы не поднимать панику и люди не бросились менять свои долларовые заначки на недвижимость, золото или хотя бы какие-то ценные вещи. Хотя, заметим, что самые богатые (и самые умные) украинцы за этот год неплохо «наварили» на облигациях, оказавшихся лучшим вложением - поскольку украинское правительство щедро выплачивает по ним до 10% и более годовых.
Отчего же падает валюта, еще недавно казавшаяся такой твердой и незыблемой? Да по той же причине, по которой регулярно валится и гривна! Во-первых, виноваты излишне щедрые «ковидные выплаты», особенно в США. При Трампе американцам выплачивали по 600 долларов, Байден оказался еще щедрее и начала раздавать по 1400 долларов в руки. Плюс деньги получали крупные компании и банки. Всего с марта 2020 по март 2021 года в США было роздано около 6 триллионов долларов (!) «ковидных выплат», плюс до конца нынешнего года на это направят еще не менее 2,5 триллионов.
Однако годовой бюджет США всего 4,8 миллиарда долларов, и лишних денег на дополнительные выплаты там нет. Поэтому деньги решили напечатать. В основном, конечно, не в буквальном смысле: просто финансовая система США сгенерировала РЕПО-кредиты в виде долговых обязательств, направленные крупнейшим банкам Уолл-Стрит, а те, в свою очередь, стали перепродавать эти кредитные обязательства как внутри США, так и по всему миру. В принципе, «империя доллара» работает так уже несколько десятилетий, однако на этот раз размеры РЕПО-кредитов ошеломляет: более 9 триллионов долларов! Всего лишь за один 2020-й год!
Для сравнения: на конец 2019 года в мировом обороте было около 45 триллионов долларов - в основном безналичных, включая облигации и кредитные обязательства. То есть за прошлый год долларовая масса выросла сразу на 22%! Это абсолютный рекорд! Такого вброса долларов на рынок вообще не было со времен Великой Депрессии и Второй мировой, но тогда это процесс растягивался на несколько лет, а тут он занял всего несколько месяцев.
Удивительно, но эта низвергающаяся Ниагара «халявных» долларов пока что подняла уровень официальной годовой инфляции доллара с 0,8% до 1,4% (в нынешнем году ожидается 1,7%). Но вот потребительская инфляция в США достигла уже 7,4% по итогам прошлого года - именно на столько выросли цены на товары и услуги. И можно лишь удивляться, почему американские предприниматели, в отличие от украинских, не меняют ценники каждый месяц!
Однако это только начало! Сейчас большую часть «денежных излишков» аккумулировали банки, корпорации, ценные бумаги, золото и т.д. Потоки «свежих» долларов распространяются по всему миру, чтобы скупить там местные ресурсы и валюту, залечь в золотовалютных запасах, крутиться на валютных биржах. Таким образом, доллар обеспечивается за счет ресурсов всего мира! Однако если этих ресурсов не хватит или интерес к доллару упадет, то его покупательная способность начнет падать. А если это произойдет во время кризиса, то падение может быть очень быстрым и сильным.
Вспомним собственные уроки: в течение 2005-2008 г.г. украинский Минфин постоянно увеличивал количество денежной массы на 30-50% в год. Но так как большая часть этих гривен были безналичные и превращались в кредиты, рефинансирование, тратились на закупку валюты, то правительству удавалось удерживать твердый курс, а годовая потребительская инфляция не превышала 10-15%. А затем грянул кризис, и всё посыпалось за каких-то пару месяцев! Не выйдет ли так и с долларом?
Ситуация с евро лишь ненамного лучше. Только в 2020 году Европейский центробанк (ЕЦБ) влил в экономику Евросоюза 1,1 триллион евро полученных в виде кредитов (в том числе от Уолл-Стрит), и еще триллион евро сгенерированных эмиссией. Этих денег явно не хватает, и в нынешнем году ЕЦБ может «привлечь» еще до полутора триллионов. Но пока что потребительская инфляция в ЕС одна из самых низких в мире, и не превышает в среднем за год 3%. Опять же, во многом благодаря тому, что излишки денежной массы вкладываются в какие-то накопления, в финансовые проекты и в большой бизнес.
Таким образом, в США и ЕС активно работают денежные станки, создавая предпосылки для сильной инфляции евро и особенно доллара. Но пока что это только риск, поэтому паниковать еще рано, хотя опасаться уже пора! Резкое падение валют возможно лишь в том случае, если кризис запустит механизм краха ценных бумаг, играющих роль главных «промокашек», что впитывают основную часть эмиссионных денег. Тогда тратить доллары и евро будет уже не на что, и они стремительно обесценятся (возможно, в полтора-два раза).
Ну а что же происходит с гривной? С осени 2019-го по март 2021-го денежная масса выросла почти на 40% или около полутриллиона гривен, из которых 140 миллиардов это свежеотпечатанные купюры! При этом практически все эти деньги были влиты не в экономику, и не в тощие кошельки украинцев, а в схемы ОГВЗ и в «Велике будівництво», а также потрачены на скупку долларов – то есть фактически на поддержку валюты и экономики США. Разумеется, что за счет простых бедных украинцев, отдающих последние копейки за стремительно дорожащие продукты и коммунальные услуги.
В отличие от США и Евросоюза, Украине не обладает развитой экономикой, у неё нет такого толстого слоя «денежного дренажа», позволяющего аккумулировать собственную денежную массу – а ведь еще приходится обеспечивать чужие доллары и евро! Тратить же гривны на погашения, к примеру, коммунальных долгов населения правительство принципиально не хочет: видимо его политика заключается в том, что простые украинцы должны лишь платить и страдать.
У Украины осталась лишь пирамида ОГВЗ, и если она рухнет, то следом грянет инфляционное цунами, куда более сильное, чем в 2008 и 2014-15 г.г.! А теперь давайте подумаем, у кого больше шансов «накрыться тазом» в ближайшем будущем – у экономики США, Евросоюза или Украины? Ответ подскажет вам, в какой валюте более надежно хранить свои заначки!