Украина рискует остаться одинокой в новом глобальном раскладе
В Офисе украинского президента Владимира Зеленского несколько месяцев ожидали звонка от нового американского президента Джо Байдена. Ожидали с нетерпением, с нарастающим беспокойством и растерянным непониманием того, почему тот обзвонил уже весь мир, даже лидеров откровенно недружественных к Америке стран, но не удостоил своего внимания самого верного и преданного союзника.
«Может быть, мы недостаточно каялись и извинялись перед демократами за шашни с Трампом? Или не слишком усердно выполняли все пожелания и наставления Госдепа? Мистер Байден, не рвите нашу душу своим молчанием!» - нервничали на Банковой. И вот, наконец, 2 апреля долгожданное чудо вроде бы произошло, хотя и не совсем так, как этого ожидали.
Вместо церемониального обмена любезностями, с опубликованием всех подробностей дипломатической части беседы, в СМИ появилась лишь новость о том, что звонок уже состоялся, и два президента якобы поговорили о коррупции и Донбассе. Что вызвало у многих обоснованное сомнение: а действительно ли был такой телефонный разговор, или же просто из Вашингтона прислали Зеленскому зачитанное с суфлера «видеобращение»? Ведь как-то слишком сдержанно и вяло в Офисе президента отреагировали на это «историческое событие», хотя должны были взорваться ликующими криками о «перемоге».
Что ж, украинская власть сама загнала себя в нелепейшую ситуацию, которая является закономерным следствием её идиотской внешней политики. А ведь это пока только цветочки, между тем как ягодки, со временем, придется вкушать всей стране!
Позвони мне, позвони!
Госдепартамент прекрасно знает об этой охватившей Банковую паранойе, в которую превратилось ожидание прямого контакта Зеленского с Байденом. И там, видимо, решили «потроллить» своих украинских партнеров. Недавно аж целый заместитель помощника госсекретаря Джордж Кент направил в адрес Киева назидательное послание.
Наговорил он много обо всем, о «реформах» и «демократии», о «мощных сигналах». Но в переводе с дипломатического на человеческий язык суть его слов такова: звонок от американского президента нужно заслужить, а вы пока что этого не сделали, вы были плохими мальчиками!
В любой нормальной стране такой тон восприняли бы как оскорбление. Но в постмайданной Украине вассальные отношения с США стали политической нормой. Причем, непонятно, почему? Ну хорошо, в первые полгода после Майдана «хунта» Турчинова-Яценюка, в виду своей сомнительной легитимности и крайней непопулярности у народа, была просто вынуждена искать внешнюю опору в лице США. Но ведь потом был избран новый законный президент Порошенко, через пять лет его сменили «слуги народа» - а политика власти всё так же продолжает опираться не на своих избирателей, а на американское посольство. Причем, особенно контрастно это получилось у Зеленского, променявшего свой сверхвысокий рейтинг даже не на поддержку Вашингтона, а лишь на её обещания. А в итоге ему даже позвонить не удосужились!
Это длительное ожидание развернуло в украинских СМИ оживленный «двойной монолог», такое типичное для нашей политики шоу. Это не спор, потому что в споре стороны всё-таки общаются между собою, это именно монологи двух сторон, не желающих слышать и замечать друг друга, обращающиеся с речами только к своим избирателям.
С одной стороны «слуги народа» и их придворные политологи, аналитики и журналисты рассказывали о своих «грандиозных реформах», больших успехах и «мощных сигналах» с Запада. С другой стороны, Порошенко и прочая правая оппозиция, со своей челядью, остро критиковали власть за «зрады», провалы и утрату доверия «светлых эльфов». Одна сторона настойчиво твердила «нам обязательно позвонят», а другая ерничала «никто им не позвонит». И вот этим они надеются увлечь украинцев!
На самом деле все понимают, что Америка избрала себе президента, который в ходе разговора может забыть, кому и зачем звонит. Потому что Джо Байден был ярким политиком в прошлом, а сейчас он уже очень старенький дедушка. И все понимают, что вожделенный телефонный звонок является лишь символом, «мощным сигналом» о том, что новая американская администрация поддерживает нынешнюю украинскую власть. Или, как минимум, готова с ней работать и не собирается свергать. Для марионеточных, зависимых от внешних сюзеренов властей, знаки такой поддержки намного важнее, чем доверие собственных избирателей! Вот почему томительное ожидание звонка Байдена так напрягало Банковую, и этому так злорадствовала команда Порошенко.
Кстати, возникает вопрос: если заявленный телефонный разговор между Байденом и Зеленским действительно состоялся, то получается, что всего за несколько дней Украина «исправилась», решила все вопросы, перечисленные Джорджем Кентом? Но ведь это не так! И тогда получается, что либо Кент действительно просто «троллил» и прикалывался, что недопустимо для работника Госдепа (пусть и зама помощника), либо никакого звонка не было!
Сказ о потерянном времени
Тем временем вечером 30-го марта произошло событие, имеющее для Киева намного больше значение, чем звонок Байдена: состоялась видеоконференция между Путиным, Меркель и Макроном, на которой они обсудили, помимо прочего, и тему Минского мира. Состоялась без участия Зеленского, несмотря на все заявления Банковой и МИД о том, что нельзя договариваться об Украине без самой Украины.
Некоторые увидели в этом политический приговор Зеленскому: мол, с ним не хотят разговаривать не только США и Россия, но и Германия с Францией (фактически Европа), он стал «нерукопожатым», как когда-то Порошенко. И это, понятное дело, сильно расстраивает не только самого Владимира Александровича, но и его окружение – в котором уже подумывают о том, что «пора рвать когти».
Однако есть и другое мнение: что это «мощный сигнал», направленный, увы, не только нынешней украинской власти, но и самой Украине. Сигнал о том, что её перестали воспринимать как самостоятельного политического игрока. И какой смысл вести с Украиной переговоры по Донбассу (и любые переговоры вообще), если по факту Киев выполняет указания Вашингтона? Зачем говорить со слугой, если нужно говорить напрямую с его хозяином!
Звучит невесело, правда? Увы, ситуация намного хуже! Внешнее управление Украиной это, конечно, плохо. Правда, мы далеко не единственная в мире страна, которой дергают за ниточки, которая катастрофически зависит от внешних кредитов, и которая остро нуждается в американской защите. Южная Корея так живет уже почти 70 лет - ничего, даже сумели подняться! Вот только Корее, как и другим странам, повезло находиться под американским зонтиком в период мировой гегемонии США. А Украина спряталась под него тогда, когда могущество Штатов начало клониться к упадку. Эта фатальная ошибка теперь может стоить нам будущего!
Меркель, Макрон и Путин поговорили об Украине не только без самой Украины, но и без США. А ведь Вашингтон сам стремился войти в Нормандскую четверку (или пятым членом, или вытеснив из неё Россию), поэтому он мог бы принять предложение. Но дело в том, что и Германия с Францией, и Россия теперь стремятся решать свои дела без участия Америки. Хотя, отметим, это весьма непросто – вон какой кипишь Госдеп устроил вокруг «Северного потока»! Но мир меняется, расклад сил в нём меняется, пусть и не революционными скачками, но всё же процесс идет, и США постепенно теряют свои позиции.
Это стало очевидным уже при Обаме – именно поэтому Трамп и пошел на выборы с лозунгом «вернем Америке былое величие». Но он с этой задачей не справился, в том числе потому, что демократы предпочти ожесточенную борьбу за власть, а не за величие Америки. А теперь администрации Байдена нужно расхлебывать колоссальный экономический кризис, гасить внутренний общественно-политический кризис, и еще не допускать формирования китайско-российского союза. И всё это практически в одиночестве, потому что у США сейчас очень мало крупных и весомых союзников. Зато предостаточно слабых и бедных сателлитов (включая Украину), которые сами постоянно просят Америку о помощи и защите!
Республиканцы и демократы США потеряли несколько драгоценных лет в грызне за власть. Украинские политики непрерывно занимаются с момента обретения независимости, тут насмарку пустили все тридцать лет! Но именно в семь последних, помимо всего прочего, они еще очень старались угодить и понравиться Вашингтону. Усердно, отталкивая друг друга локтями! А с глобальной точки зрения, эти семь лет были потрачены на то, чтобы стать сателлитом державы, начавшей терять свой сверх-статус. Это равносильно вложению в предприятие, которое начинает прогорать! Впрочем, гнаться за прошлым - это в традициях украинской политики!
В итоге на Банковой ждали «мощного сигнала» от президента государства, которое, конечно, пока еще способно удерживать на поводке украинскую элиту, но уже не имеет сил раскладывать собственный геополитический пасьянс. И уже в ближайшем будущем у него может не хватить сил и влияния, чтобы продолжать «крышевать» и финансировать Украину, которая встанет перед очень серьезными вызовами. К сожалению, большинство украинских политиков, особенно национал-патриотического толка, об этом не задумываются. Они продолжают мечтать о членстве в ЕС, развале России – и терять драгоценное время…
Почему Америка, а не Китай?
Госдепартамент одобряет и приветствует решение украинского правительство о национализации «Мотор-Сичи». На Банковой могут гордиться: их ласково потрепали по пухлой щечке за усердное выполнение поручения Вашингтона. Но вот во что обошлось это усердие самой Украине?
«В конце 2013-го, когда в Украине начинался Майдан, власти Китая и Украины подписали целый ряд соглашений об экономическом сотрудничестве. Китай нам планировал давать 8 миллиардов долларов на авиастроение, 600 миллионов долларов на, 15 миллиардов на программу «Доступное жилье», 13 миллиардов на порты, 3,5 миллиарда на возобновляемую энергетику. Это все не сработало. Мы ж идем в Европу! И сегодня Украина оказалась не у дел», - еще четыре года назад рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Что ж, он тогда ещё даже не догадывался, насколько не у дел окажется Украина! После нынешней ссоры с Пекином из-за «Мотор-Сичи» она осталась на обочине, у разбитого корыта.
А вообще сейчас интересно оглянуться на прошлое и задуматься, что же тогда больше взволновало Вашингтон: намерения Януковича-Азарова начать вступление в Таможенный Союз с Россией, или же начавшийся процесс большого экономического сближения Украины и Китая? Ведь логично предположить, что американцев больше беспокоило реальное усиление КНР, чем путинский прожект ТС! Но так как поднять украинцев на Майдан под антикитайскими лозунгами было невозможно, пришлось использовать антироссийские и «проевропейские».
Хотя, одно другому тоже не мешало, ведь Китай мог использовать ТС в своих целях для создания транзитного коридора в Евросоюз. А мог и устроить с Украиной персональное сближение, даже «сепаратно» от России. В любом случае, Пекин имел на нас большие виды. Он продолжал экономическое сотрудничество с Украиной и после 2014 года, когда постмайданная власть стала выполнять все указания посольства США и методично херить украино-китайские отношения. Нынешняя национализация «Мотор-Сичи», то есть изгнание с предприятия китайских инвесторов, стала последним и, видимо, завершающим шагом. В Пекине поняли, что диалога с Киевом не будет – и теперь китайцы, в самом лучшем случае, просто забудут об Украине.
Китай – это очень серьезно! В начале 21-го века мир снова перестало быть однополярным. Однако, по-настоящему сверхдержав в нем лишь две: это США, теряющие силы, и Китай, набирающий их. Евросоюз, будучи еще одним экономическим полюсом, пока что не стал единым политическим организмом, а Россия как раз слаба экономически. Расклад между ними такой: США всё еще мечтают вернуть себе статус мирового гегемона, а Китай и Европа хотят быть максимально независимыми и самодостаточными центрами мира.
Россия хоть и пытается выглядеть еще одним полюсом, является таковым лишь политически (благодаря военной силе), да и то в качестве «одинокого волка». А вот экономически она мечется между Европой и Китаем. Точнее, если ранее она делала ставку на тесное сотрудничество с Германием, то сейчас стала ориентироваться на Китай. Это тоже серьезно, потому что недопущение российско-китайского союза стало одним из главных приоритетов внешней политики США.
Вот только они в этом практически одиноки – ну, не считая их сателлитов вроде Украины. А что смогла Украина, кроме как помешать Китаю наладить у себя производство запорожских двигателей для вертолетов, да похерить планы Пекина по экономическим инвестициям в украинское сельское хозяйство и инфраструктуру? При этом, больше навредив себе, а не Китаю! Для него это так, мелкие неприятности, и они не остановят процесс усиления Поднебесной, равно как и другие глобальные процессы.
Вообще, если кто не заметил, Украина в этих процессах не участвует! Она уже выброшена на обочину, перебиваясь мелкой торговлей семечками и наращиванием пирамиды долга. Перспективы в будущем – ноль, вообще никаких, всерьез можно обсуждать только вероятность войны или еще большее сокращение населения. В Евросоюзе украинцев ждут только в качестве «заробитчан», с Россией, понятно, о дружбе нет и речи, то есть с соседями у нас ничего не получится. А потому Украина может надеяться только на «союз через стенку», в смысле через океан или континент.
Но какой, с кем? Вот смотрите: при Януковича китайцы пришли к нам с целой охапкой инвестиционных проектов, даже еще при Порошенко ещё пытались соблазнить какими-то выгодными предложениями. А теперь давайте вспомним, с какими подобными предложениями за последние 10 лет к нам обратились США? Вспоминать как бы нечего! США не выказывали желание инвестировать в украинскую экономику! Они давали Украине кредиты, они продавали Украине в кредит оружие и технику, они щедро финансировали украинские «реформы» и украинских грантоедов – но они не собирались строить тут заводы или вкладываться в развитие сельского хозяйства. Так почему же Украина выбрала Америку, а не Китай?
Что ж, сделанного уже не исправить! Вряд ли по Украине ударит мстящий хвост красного дракона, но и без этого она обречена медленно погибать, как задыхающаяся на берегу рыбешка. А на Банковой всё так же будут ждать от Вашингтона «мощного сигнала» и, возможно, нового кредита МВФ…