«Дайте нам грошей!»: большая украинская мечта о великой халяве
«Сначала я купил яблоко, помыл его, продал, купил два, помыл и тоже продал, и так торговал яблоками до тех пор, пока не получил наследство богатой бабушки», - этот известный анекдот стал в Украине актуальным и популярным, как ни в какой другой стране. Потому что он отражает не только сизифовы мучения отечественного малого бизнеса, но и веру многих украинцев в то, что наша страна сможет зажить хорошо, только если ей на голову свалиться колоссальная сумма…
Именно этой верой сияли просветленные лица украинцев, дружно отправившихся голосовать за независимость Украины. Поскольку тогда, в самом начале 90-х, самой эффективной агитацией за обретение державности являлись не политические лозунги, а две байки экономического характера.
Первая непрерывно твердила, что украинское сало, сахар, водку и колбасу сожрали «москали». Некоторая доля правды в этом была, но народу никто не признавался, что немалая доля продукции пищевой отрасли УССР скупается на корню карманными «кооперативами» местных властей, и потом вывозится в РСФСР в обмен на лес-нефть-металл, которые потом толкали на экспорт за валюту. То есть делалось это не приказу Москвы, а украинскими же чиновниками!
Второй же была легенда о золоте гетмана Полуботко, который якобы положил «на депозит» в Банк Англии целую бочку золотых монет, завещав их «независимой Украине». Впервые эта легенда появилась еще в начале XX века, надев немало шума в тогдашней прессе, и даже собрала около сотни «правнуков гетмана», заявивших свои права на наследство. А затем о ней вспомнили весной 1990-го, тоже растиражировав сенсацию в СМИ. Поэт Владимир Цыбулько (будущий советник Ющенко и нардеп «Нашей Украины») тогда даже «подсчитал», что каждому украинцы достанется по 38 килограммов золота! Многие начали мечтать о том, что же они накупят за такие сумасшедшие деньги.
Эту байку восприняли настолько серьезно, что Верховная Рада даже отправила в Лондон специальную комиссию во главе с академиком Петром Тронько. Никакого золота Полуботко они, конечно, не нашли. Но вера украинцев в наследство гетмана была столь сильной, что большинство решило, что хитрые англичане просто присвоили его себе…
А затем наступила унылая эпоха кризисных 90-х, так ничему и не научивших украинцев – они стали бросаться в крайности и верить в сказки еще более неистово. Люди разом потеряли все свои сбережения, но вместо того, чтобы спросить за это с политиков, они поверили в новую байку, которую те для них сочинили: о компенсации вкладов советского Сбербанка. Сначала эту компенсацию хотели повесить на Россию, поскольку в 1990-м счета заморозили по приказу правительства СССР. «Все деньги вывезли в Москву!», - твердили нардепы в вышиванках и клятвенно обещали стребовать всё обратно с большими процентами.
Так украинцам проморочили голову несколько лет, а завершилось всё это пересчетом вкладов и частичных выплат по ним из украинского бюджета, уже в «нулевых». За «юлиной тысячей» занимали очереди с ночи, старики падали в обмороки, некоторые так и умерли под окошками касс.
К концу 90-х украинцев ненадолго взбодрила новая надежда. Тогда как раз заканчивался раздел советского имущества между Украиной и Россией, и некоторые украинские политики заявили, что нас при этом сильно обделили. Сразу вспомнили и подсчитали всё: стоимость вывезенного в РФ ядерного оружия, золотовалютные запасы СССР, стоимость заграничного имущества Союза - назывались суммы в сотни миллиардов долларов! Вот только ни у кого не хватило духа официально потребовать хотя бы часть этих денег.
С началом нового века лица украинцев вновь озарило сияние веры, на этот раз в «европейское будущее». И нужно заметить, что даже в самом бескорыстном варианте она была очень привлекательной, по целому ряду причин. В том числе по той, о которой все стыдливо помалкивали: что кризис 90-х был не только экономическим, показавшим Украина не потянула самостоятельное развитие, но и политическим и цивилизационным. Вырвавшись из «московской империи», Украина застыла в растерянности, не зная, что делать дальше – ну а просто жить и добро наживать, видимо, не приходило в голову. И вот тут «европейский вектор» стал хоть какой-то целью, а конкретный смысл ему придали «заробитчане» и мечты о колоссальных финансовых дотациях.
«Если в Украину вольют столько же денег, сколько в Польшу, то мы станем самой динамичной экономикой Европы!» - на полном серьезе размышляли тогда многие украинцы. Им не давала покоя мысль, что Евросоюз списал Польше старые долги и регулярно выдает многомиллиардные субвенции, а Украине только наблюдает за этим аттракционом невиданной щедрости. «Вот если бы мы тоже стали членом ЕС!» - решили они и, гордо обмотавшись флагами ЕС, пошли на Майдан.
Но после двух Майданов стало окончательно понятно, что в Европу украинцы могут войти только поодиночке, в качестве сезонных рабочих. И что как раз нежелание вливать в Украину сотни миллиардов евро является одной из причин, по которой европейские политики не хотят говорить даже о перспективах её членства в ЕС.
Впрочем, Европа не без добрых людей! И вот в 2017 года Литва, по просьбе украинского правительства, официально подняла тему «плана Маршалла для Украины». Как нетрудно догадаться по названию этой затеи, придумали её в Киеве, еще в 2014-м году. Тогда новая власть очень умело использовала образ Украины «вырвавшейся из пагубного влияния России в демократический мир» для массового сбора «пожертвований на реформы». С кружкой и шапкой обошли всех: от МВФ и ЕБРР до министерств финансов отдельных государств. Но полученных денег всё равно было мало, хотелось еще, намного больше! Вот и придумали новый «план Маршалла»…
Увы, Литва сама постоянно вынуждена просить вспоможения, а другие страны Евросоюза эту инициативу хоть и одобрили, но никто не выказал желания проплавить её из своего кармана. Поэтому о «плане Маршалла для Украины» скорее стали забывать все, кроме «порохоботов». Сторонники Петра Алексеевича смогли извлечь из этого некоторую выгоду: они заявили, что «план Маршалла» провалился потому, что украинцы не захотели переизбрать «сивочолого гетьмана». Но, многозначительно намекают они, эту ошибку еще можно исправить в 2024 году – и вот уже тогда на украинцев прольется золотой дождь!
Последней попыткой разжиться деньжатами были судебные тяжбы «Нафтогаза» против «Газпрома». Начали с внушительных исков за сокращение транзита, но в итоге добились выплаты 2,9 миллиарда долларов – небольшие деньги для России, да и для Украины тоже (учитывая, что их просто тут же растратили). На этом фантазии украинских искателей больших и легких денег пока что иссякли. Что, кстати, является весьма тревожным сигналом: как показали тридцать лет независимости, подобные периоды «безверия» украинцы переносили особенно тяжело, впадая в глубокую депрессию.
При этом никто не задумывается о том, что за тридцать лет, вместо ожидания манны небесной, уже можно было бы что-то заработать даже продажей яблок. Пусть украинцы и не разбогатели бы, но уж наверняка не стали самой бедной страной Европы!
Ну и главный вопрос: а если бы эти мечты исполнились, и Украина вдруг получила пусть и не золото Полуботко, но хотя бы огромные субвенции от Евросоюза, то какова была бы судьба этих денег? «Разворовали бы!» - с уверенностью ответит большинство украинцев. Потому что у всех перед глазами живые примеры того, как использовались те крупные суммы денег, которые иногда нам всё же перепадали.
Взять, к примеру, кредиты. Начиная с 1994 года, Украина получила только от МВФ в общей сумме почти 37 миллиардов долларов! С кредитами Международного банка и прочих структур это будет уже более 50 миллиардов. Но все эти кредиты – только видимая часть айсберга, а точнее верхушка пирамиды госдолга, основу которого составляют облигации. Дело в том, что в основном эти кредиты брали для того, чтобы подкрепить ними платежеспособность Украины по своим облигациям. Брали из расчета 1 к 5, иногда даже 1 к 10, то есть на каждый миллиард кредитов приходилось от 5 до 10 миллиардов проданных облигаций.
Получается, что через продажу облигаций Украина за 30 лет привлекла суммы, сопоставимые с размерами инвестиций Евросоюза в Польшу! Это не считая еще доходов от приватизации предприятий (одна только «Криворожсталь» потянула на миллиард долларов). Невероятно? Да, в это трудно поверить, глядя на царящую вокруг нас разруху и нищету. Но почему так произошло? Потому что инвестиции в Польшу работали: их вкладывали в развитие производства, в сельское хозяйство, в образование, в инфраструктуру. А деньги, привлеченные Украиной, тут же проедались и разворовывались, поэтому приходилось занимать еще больше, чтобы отдать старые долги и оставить себе «на прокорм», потом снова занимать.
И сколько бы Украина не получила еще, с ними поступят так же! Уже сейчас можно сказать, что деньги за продажу государственной земли уйдут куда-то «в песок». Так что никакое «бабушкино наследство», никакое золото Полуботка или «план Маршалла» в принципе не смогли бы сделать Украину развитой и богатой.