«Политхамелеон»: как Игорь Терехов разрывается между СССР и украинским национализмом
Временный мэр Харькова Игорь Терехов – настоящий мастер политического перевоплощения. За свою карьеру он неоднократно менял политическую принадлежность в зависимости от личной выгоды и предпочтений старших товарищей. Сейчас, в разгаре предвыборной борьбы за пост мэра Харькова, Терехов пытается объединить несовместимое – местный и национальный патриотизм, откровенно "советский стиль" и роль "крепкого хозяйственника".
Замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко демонстрирует поддержку Терехову, периодически похваливая того в СМИ за реализацию инфраструктурных проектов. При этом замглавы ОП подчеркивает, что Терехов будет патриотическим проукраинским мэром в находящемся рядом с линией разграничения мегаполисе.
Удивительно, но одновременно с Тимошенко Терехова хвалят и в так называемой "ДНР". Не так давно глава фейковой "молодой" республики Денис Пушилин в интервью российским пропагандистам из "РИА Новости" заявил, что Игорь Терехов "несмотря на риски, на угрозы националистов", пытается бороться за общие с Пушилиным идеалы.
Причем в подобных совершенно несовместимых политических ипостасях Терехов уже успел побывать ранее, еще до нынешней кампании. Поход Терехова в политику стартовал в 2006 году в "Нашей Украине" Виктора Ющенко под началом его шефа Арсена Авакова. Терехову было поручено руководить штабом политструктуры, которая хоть и начала растрачивать приобретенный во время "Оранжевой революции" кредит доверия, но еще довольно крепко стояла на ногах. Впрочем, это не касалось восточных регионов страны и Харьковщины.
Результат работы Терехова оказался печальным – шесть мандатов в городском совете из 100 возможных. На парламентских выборах 2006 года результат был аналогичным – блок "Наша Украина" получил на Харьковщине 5,9%, Терехов со своего 159 места в партийном списке кандидатов в парламент не прошел. Ничем, кроме этого провала на посту руководителя штаба Терехов не отличился, но это не помешало ему продвинуться по карьерной лестнице – Арсен Аваков забрал его с должности начальника управления Харьковского горсовета, где он курировал предпринимательство, потребительские рынки в Харьковскую облгосадминистрацию советником, и в 2007 году Терехов стал заместителем главы ХОГА Авакова. В том же году он вместе со своим шефом отказался баллотироваться на внеочередных выборах в парламент по спискам "Нашей Украины", имея за плечами печальный опыт.
В 2010 году перед уходом Авакова с поста главы обладминистрации, когда он во втором туре президентских выборов решил поддержать Юлию Тимошенко, Терехову довелось посотрудничать и с "Батькивщиной", но вскоре политические ветры понесли Терехова в противоположную сторону – он стал заместителем Харьковского городского головы Геннадия Кернеса, который на тот момент возглавлял городскую организацию Партии регионов. Такой дрейф в политический лагерь вчерашних врагов мало смутил Терехова, его бывший начальник Аваков скрывался от пришедшего к власти Виктора Януковича в Италии, а идеалы "регионалов" в команде Кернеса, видимо, не сильно противоречили убеждениям нынешнего временного мэра Харькова. В первую очередь потому, что никаких политических убеждений у Терехова не было никогда, а были лишь интересы – политические и коммерческие.
Разумеется, на Партии регионов политический серфинг для Терехова не закончился. Геннадий Адольфович был склонен выбирать разных политических союзников, тем же занимался и Терехов. В 2015 году Кернес возглавил список партии "Відродження" на выборах в городской и областной советы. И здесь Терехов оказался в новой политической компании вместе с известным бывшим "регионалом" Виталием Хомутынником, "днепропетровским" Виктором Бондарем, да и саму партию "Відродження" СМИ связывали с днепровским олигархом Игорем Коломойским. А попутно Терехов успевал отмываться от лояльности к "русскому миру" в период угрозы создания Харьковской народной республики в 2014 году.
После избрания Кернеса на второй срок для Терехова наступило относительное затишье. Шеф резко не менял политических предпочтений, на посту первого заместителя городского головы Терехову не приходилось быть первым лицом в публичной плоскости. Он, как депутат горсовета, спокойно прогулял 50% заседаний комиссии по бюджету и финансам, членом которой являлся, аналогичным образом руководил в горсовете фракцией "Оппозиционный блок "Доверяй делам", хотя избран был от партии "Відродження".
В 2020 году Терехов был избран в Харьковский горсовет от партии "Блок Кернеса – Успешный Харьков!" под вторым номером в едином списке. Эта политструктура была создана конкретно под последние местные выборы и лично под Кернеса, который в третий раз победил на выборах мэра Харькова.
Но стать полноправным мэром в третий раз Кернесу было не суждено, 17 декабря 2020 года он умер. Терехов захватил партию имени бывшего шефа, пост секретаря городского совета и должность исполняющего обязанности городского головы. Законность последних должностей крайне сомнительна и активно оспаривается – оппоненты Терехова не верят в то, что Кернес при смерти вообще мог предложить кандидатуру Терехова в качестве секретаря горсовета.
Смерть Кернеса так или иначе внесла тектонические изменения в судьбу Терехова. Неожиданно из вечно второго персонажа он превратился в фигуру, которая устраивает в качестве исполнителя на посту главы Харькова многие заинтересованные стороны. А именно: бывшего главу МВД Арсена Авакова и замглавы Офиса президента, куратора региональной политики Кирилла Тимошенко.
При этом Игорь Терехов как политический бренд превратился в некий коктейль, который должен понравится сторонникам разных идеологий и напоминает всю его политическую карьеру с постоянной сменой вывесок. Только сейчас они представлены все одновременно.
Так, Игорь Терехов называет себя последовательным борцом за сохранение в Харькове памяти Георгия Жукова и одноименного проспекта, но на практике "борьба" временного мэра за память советского маршала напоминает политический "пинг-понг".
Юристы Терехова хоть и добились сомнительной победы – 16 июня 2021 года Харьковский окружной админсуд признал противоправным и отменил решение о переименовании проспекта маршала Жукова в проспект Григоренко, но отстаивать в судах старое название проспекта совершенно не спешат, в большинстве случаев в суды просто не являясь. В СМИ же остается популярным мнение, что Жуков выгоден как долгоиграющая тема для пиара конкретно Терехову, потому он не предпринимает эффективных усилий, чтобы в деле была поставлена точка.
Аналогична ситуация с "региональным" статусом русского языка в Харькове. После того, как 18 мая 2021 года Харьковский окружной административный суд удовлетворил иск прокуратуры, лишив русский язык статуса регионального в Харькове, Терехов тут же заявил, что "почти 80% харьковчан говорят на русском, и их право общаться на том языке, на котором им удобно", пообещав подать апелляцию. Но дело не движется, о юридических победах не слышно, зато слышно Терехова и его языковый флирт с электоратом.
При этом Терехов позволяет себе параллельно заигрывать с проукраинским и даже националистическим электоратом и сотрудничать с националистами. Лидер "Национального корпуса" Андрей Билецкий хоть и критикует Терехова за позицию по Жукову, но тут же пиарит его в глазах харьковских избирателей, заявляя, что тот "будет продолжать линию Кернеса". А временный мэр Харькова не стесняясь встречается с представителями "Нацкорпуса", в частности, с лидерами этой политсилы в Харькове Сергеем Величко (Чили) и Юрием Мошенским. Кстати, это тот Сергей Величко, который отправлен в СИЗО вместе с шестью другими членами «Нацкорпуса» по подозрению в организации ОПГ и рэкете.
Но тут же Терехов устраивает шествия "бессмертного полка". К девятому мая он призвал горожан подать в Харьковский горсовет фамилии родных и близких, которые воевали во Второй мировой войне с тем, чтобы их зачитали 9 мая по телевидению. Акцию называли "Лента памяти", многие увидели в этом аллюзию с "георгиевской лентой".
И такой идеологический винегрет – норма для Игоря Терехова, что видно даже по отношению и.о. мэра к своему предшественнику Игорю Кернесу и его памяти. На словах постоянно декларируя уважение к памяти Геннадия Адольфовича, на деле Терехов просто паразитирует на любви харьковчан к покойному мэру, пытаясь одновременно вытеснить память о нем. Именной политпроект Кернеса "Блок Кернеса - Успешный Харьков" Терехов присвоил себе и практически вычеркнул оттуда имя Кернеса. Что же касается увековечивания памяти Геннадия Адольфовича, то все на что сподобился его "преемник" – это запустить анкету с опросом в соцсетях, в которой фамилия Терехова встречается едва ли не чаще, чем Кернеса, да через полгода после смерти присвоить Кернесу звание Почетного харьковчанина, что можно было бы сделать уже давно.
Более того, памятную табличку, которую, пусть и самовольно, установили на здании горсовета с подачи депутата от ОПЗЖ Анатолия Родзинского, Терехов распорядился снять спустя час, объяснив ее наличие якобы "издевательством" над памятью своего бывшего шефа.
А в последнее время к политическим проектам, в которых работал или использовался Терехов, прибавился еще один – мэр Днепра Борис Филатов активно продвигает в Харькове партию "Пропозиція". Она хорошо ему послужила на последних местных выборах, и теперь он развивает ее к будущим парламентским, надеясь получить депутатские мандаты для создания своей фракции в ВР не только в Днепре. В Харькове уже работает в штабе Терехова политтехнолог Филатова Дмитрий Касьянов. А лидер "Пропозиції" называет Терехова в СМИ "профессионалом высочайшей квалификации".
Расширение партии "Пропозиція" на Харьков происходит под покровительством "днепропетровских" из Офиса президента: замглавы ОП, куратор региональной политики Кирилл Тимошенко тоже родом из Днепра. И он не только продвигает на Харьковщине "Большое строительство", но и явно составляет протекцию Терехову на предстоящих выборах. К этому делу подключалась недавно отправленная в отставку глава Харьковской ОГА Айна Тимчук, которая лично способствовала тому, что Терехов стал секретарем Харьковского горсовета. Этим можно объяснить и отсутствие какой-либо альтернативы от президентской партии на выборах – "Слуга народа" так и не нашла своего претендента на пост мэра Харькова. А подконтрольное Терехову большинство в Харьковском горсовете формируется в том числе за счет местных "слуг народа". И, кстати, "Евросолидарности" Порошенко.
Все это, в купе с историей перебежек Терехова из одного идеологического лагеря в другой, демонстрирует лишь одно – единственная идеология, которую не предает Терехов – это идеология личной выгоды. Терехов верит, что абсолютная политическая всеядность играет ему на руку, но она может его и погубить. Заигрывая одновременно с правым, пророссийским, левым – да просто всем электоратом, Терехов достаточно скоро наскучит всем. Тем более, что он так и не стал самостоятельным игроком, в каждом его предвыборном действии прослеживается зависимость: от Авакова, от покойного Кернеса, от Фукса, от Кирилла Тимошенко. Но у харьковчан, в отличие от Терехова, есть свои убеждения, и они вряд ли захотят доверить любимый город "бесхребетному" человеку.