"Будут замерзать города". Украина оказалась на пороге энергокризиса
Масло в огонь добавляет недавнее заявление Службы безопасности Украины, что из-за критически низких запасов угля - в пять раз ниже нормы, может остановиться ряд теплоэлектростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). В правительстве уже прорабатывают вариант 100% перехода объектов генерации с угля на газ, который сегодня, на минуточку, стоит $1 700 за тысячу кубов. На чьи плечи в конечном итоге ляжет вся финансовая нагрузка, можно только догадываться.
О том, насколько ситуация в энергосистеме критична и во что выльется в будущем - в материале.
"Уставшие" электростанции
Острый дефицит топлива - полбеды. Не менее угрожающая ситуация с колоссальным износом объектов энергосистемы, что грозит перегрузками, и, в конечном итоге, авариями в энергосистеме. Сложно представить что произойдет, если в пик холодов "ляжет" какая-нибудь узловая ТЭС.
Об угрожающей ситуации говорится уже на официальном уровне. В отчете "Укрэнерго" об оценках генерирующих мощностей за 2020 г. указано, что 80% энергоблоков ТЭС, хотя и поддерживаются в работоспособном состоянии, изношены до предела с точки зрения возможности их дальнейшей эксплуатации без осуществления реконструкции. Также и отчет Счетной палаты, в котором указано, что по сравнению с отопительным периодом 2016/2017 гг., количество технологических нарушений в отопительный период 2019/2020 годов выросло в 3,7 раза - с 1 353 до 4 969.
На некоторых электростанциях аварии стали уже привычным явлением. Например, Запорожская ТЭС (ДТЭК), которая в нынешнем году выходила из строя пять раз и которая, по данным СБУ, едва ли не представляет угрозу ОЭС Украины, так как нарушает безопасность поставок электроэнергии, отмечало издание Liga.net. Или Бурштынская ТЭС (ДТЭК), на которой из-за пожаров дважды в этом году из строя выходили энергоблоки. Во время последней аварии в конце ноября пострадали четыре работника станции, один из которых погиб.
Как поясняет глава Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук, в случае выхода энергоблока из строя, происходит повышенная нагрузка на другие мощности, а это сулит большие проблемами.
- Это если мы говорим об электроэнергии. Что касается тепловой составляющей: отопления и горячей воды, то здесь все на порядок хуже. Тепловая энергия идет по остаточному принципу и сброшена на органы местного самоуправления. А там на решение данного вопроса нет денег, - рассказал он From-UA.com.
Олег Попенко также считает, что ситуация в энергосистеме Украины тяжелая: нет денег, достаточных запасов угля и газа, а оборудования на грани выхода из строя.
- Все это в комплексе приведет к тому, что будут останавливаться какие-то предприятия, города будут понемногу замерзать, - подчеркнул он.
Вперед в прошлое
В создавшихся условиях признаком высокого "интеллекта" является решение властей закрыть угольные ТЭС. Дело в том, что Украина в попытке заигрывать с Евросоюзом, поддержала программу European Green Deal по сокращению выбросов в атмосферу СО2. В итоге, правительство обязалось на 43% сократить диоксид углерода за счет закрытия угольных ТЭС до 2030 г. Это приведет к тому, что, начиная с 2025 г., отечественная энергосистема уже не сможет удовлетворять требованиям достаточности генерирующих мощностей, отмечается в том же отчете "Укрэнерго". В дальнейшем, указывается в компании, будут прикрыты и атомные электростанции, часть из которых до 2030 г. исчерпают срок эксплуатации. Добро пожаловать в позапрошлый век!
К изложенным проблемам добавим и тяжелую ситуацию с кадрами. Сегодня из-за низких зарплат массово увольняются электрики, слесари-ремонтники и другие специалисты. Сами сотрудники рассказывают, что нагрузка не соответствует окладам.
- Людям не на что ехать на работу и кормить семьи. В результате мы теряем лучших специалистов. Некоторые уходят в частные фирмы, другие едут за границу: в Польшу, Чехию, Россию, - с горечью рассказал нашим журналистам один из руководителей районных электрических сетей (РЭС).
Порог разрушения
Чего ждать? Первое - это возобновление веерных отключений, которые уже сегодня происходят, но их преподносят под видом капитальных ремонтов, говорит Олег Попенко.
- Это делается для экономии, так как не понятно, что будет в январе - феврале, когда прогнозируются морозы. А потому, сегодня максимально экономят на всем, чтобы подготовиться. Температура теплоносителя в батареях также поставлена на "минималку", - уточнил эксперт.
Второе - увеличение числа локальных аварий. Это будет проявляться в частых авариях на инженерных сетях, увеличении срока ликвидации последствий, затягивании подключения жилого фонда к теплу и раннее его отключение.
Эти, а также другие "неприятности", происходят не первый год. По словам Попенко, с 2015 г. по сегодняшний день с трудом подается отопление в 44-тысячный Светловодск Кировоградской области. В 2018 г. из-за долгов и бездействия местных властей на месяц затянулось подключение отопления в г. Смела Черкасской области и Кривом Роге Днепропетровщины. В ноябре 2019 г. в Новом Роздоле Львовской области свет подавали по часам, а отопление подключили лишь в конце ноября. Причиной называли разорение теплокоммунэнерго двумя братьями-предпринимателями. Решать проблему ездили премьер и министры.
- Сегодня в Первомайске Харьковской обл. в котельной из четырех котлов работает только три, так как один полностью вышел из строя. Та же ситуация в Шостке Сумской обл. В Киеве до сих пор несколько домов сидят без тепла, а три недели назад таких было около двухсот. И подобное будет происходить постоянно, так как технически наше оборудование в таком состоянии, что требует немедленного внимания. И нужны государственные программы, чтобы все это восстанавливать, - отмечает Олег Попенко.
По мнению Андрея Никончука, со стороны властей должно произойти переосмысление направлений осуществляемых расходов.
- Необходимо поддерживать местные бюджеты в части предоставления бесплатной помощи на реконструкцию систем - прежде всего тепло- и водообеспечения. В случае недостатка средств, привлекать международные финансовые инструменты типа Европейского банка реконструкции и развития, как это происходит с "Большим строительством", только деньги направлять не на дороги, - подчеркнул он.
Готовность ко всему
С каждым годом объединенной энергосистеме Украины все труднее оставаться единым целым. В этой ситуации наиболее убийственным фактором могут стать погодные условия. Прошлой зимой из-за перегрузок в 20-градусный мороз в течение двух суток из строя вышли 9 энергоблоков ТЭС из 75. А случись худшее, еще вопрос, смогут ли власти отреагировать на катастрофу и спасти замерзающий город, как это было с 60-тысячным Алчевском в Луганской области, который в 2006 г. от замерзания спасала вся Украина. Сегодня подобная солидарность вряд ли возможна, учитывая дробление государственной вертикали. А если подобных ЧП одновременно будет несколько?
К чему может привести катастрофа в энергосистеме в условиях большого города, можно судить по истории Армении, которая в 1992 - 1995 пережила "темные годы". Из-за блокирования границ в результате войн и конфликтов после распада СССР, страна осталась без газа и мазута, необходимых для объектов генерации. Первая зима выдалась особенно холодной - 25 градусов мороза. В полуторамиллионном Ереване люди грелись с помощью "буржуек", в которых сжигали деревья из парков, скверов, аллей, окрестных холмов, а также деревянные перила, оконные и дверные рамы подъездов. Электроэнергию давали один час в день, а человек с факелом, прогревающий замерзшую канализационную трубу в подъезде, чтобы та не промерзла и можно было пользоваться канализацией, был обычным явлением.
Хотелось бы верить, что подобного в Украине не произойдет. Но если же катастрофа все же случится, как спасаться людям? Сказать сложно, но, точно не по одиночке. Ведь подъездом или всем многоэтажным домом легче решить вопрос с теплыми вещами или отоплением. Известен случай, когда в Киеве жители 20-этажного дома, которых застройщик кинул с подключением к коммуникациям, установили дровяной котел, которым отапливали всю многоэтажку.
Конечно, это локальные попытки решить проблему, однако идея с объединением должна стать связующей в случае возникновения ЧП. И в этих условиях любые разговоры о выгоде и марже должны пресекаться на корню, так как речь идет о спасении жизней