Социально-экономический прогноз-2022: жить станет «лучше», жить станет «веселее»
Для краткой характеристики этой перспективы хорошо подходит знаменитая фраза Сталина, озвученная 17 ноября 1935 года на Первом всесоюзном совещании стахановцев: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Злая ирония состоит в том, что сказано это было незадолго до массовых репрессий…
«Не все коту масленица…»
Прежде всего, следует напомнить, что «лафа», которой начался ушедший 2021 год, ушла безвозвратно. Напомним, что год назад на фоне масштабной эмиссии доллара и евро, предпринятых Евроцентробанком и Федеральным резервом США для преодоления коронакризиса, а также на фоне достаточно уверенного роста экономики Китая, резко выросли мировые цены на традиционные товары сырьевого украинского экспорта – металл, железную руду и концентрат, продукцию сельского хозяйства, прежде всего зерно. Особо впечатлила железная руда, цены на которую временами зашкаливали за 200 долларов за тонну. В то же время, цены на импортируемые Украиной энергоносители год назад оставались на достаточно низком уровне.
Но с середины года этот выгодный для Украины, ее социально-экономического состояния и платежного баланса «разлет ценовых ножниц» стал резко сокращаться. Цены на энергоносители резко пошли вверх, а цены на экспортируемое Украиной сырье, наоборот, стали снижаться. Рекордсменом в этом падении стала все та же руда, цена на которую с 200-220 долларов, обвалилась до 80-90 долларов за тонну, то есть вернулась примерно к своей «нормальной» величине. Цены на зерно пока что особо не снижались и даже обнаруживают тенденцию к росту, но такой в очередной раз «рекордный», по уверениям чиновников, урожай 2021 года повторить в следующем сезоне, по ряду оценок, едва ли удастся. Зато расходная часть у аграриев существенно выросла из-за подорожания тех же энергоносителей, и не только. К тому же, энергоносители мало того, что резко подорожали, так еще и стали огромным дефицитом в глобальном измерении. Даже имея большие деньги, их сейчас не так легко закупить и доставить в Украину.
Это значит, что поступления валюты от экспорта сократится, а потребность в ней для оплаты импорта возрастет. Неизбежно возникающее в таких случаях ухудшение платежного баланса чревато обвалом гривны и, соответственно, активизацией такого мощного фактора инфляции, как девальвации национальной валюты. Известно ведь, что внутренние цены даже на товары сугубо отечественного производства так или иначе привязаны к валютному курсу.
Доллар – наш рулевой!
Как известно, «доллар-фактор» вообще оказывает сильнейшее влияние на экономику и финансы в Украине.
Среднегодовой курс доллара на 2022 год в законе о бюджете заложен в размере 28,8 гривны, как и в 2021 году. Правда, в 2021 году он был ниже, и на конец года составлял примерно 27,25 грн. Ничего хорошего в этом тоже нет. Поскольку в результате более низкого курса бюджет недополучил значительные суммы от экспорта и импорта, поскольку налоги платятся в гривнах по курсу, а ставки НДС и таможенных пошлин при импорте привязаны к валюте. Недополучение бюджетом средств неминуемо влечет к урезанию финансирования бюджетных расходов, социальных выплат и так далее.
Проблема в том, что валютный курс в Украине зависит часто не только от экспорта, импорта, платежного баланса и экономики как таковой. Курс доллара в нашем многострадальном отечестве формируется не столько в сфере экономики, сколько в следствие игр на рынке ОВГЗ, в ходе которых значительные объемы валюты то продаются, то покупаются на валютном рынке.
В целом, ожидается, что валютный курс в наступившем году будет находиться примерно в таком же диапазоне 27-28 гривен, как и в 2021 году, конечно, если не произойдет каких-либо форс-мажоров. Среди таковых можно назвать возможность военного конфликта, например, «Путин нападет», или некий глобальный экономический и/или военно-политический кризис.
Но это если говорить в общем. Если же рассматривать частности, то валютный курс может определенным образом колебаться.
Прежде всего, это может быть вызвано дальнейшим ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, о чем сказано выше.
Кроме того, изменение валютно-финансовой политики США как мирового эмиссионного центра может оказать существенное отрицательное влияние на финансово-экономическую ситуацию в Украина, а значит, и на социальную сферу. Коронакризис 2020 года, как и кризис 2008 года, сопровождался со стороны Федерального резерва США и Евроцентробанка масштабной политикой так называемого количественного смягчения (quantitative easing), а говоря по-простому – денежной эмиссией с целью предотвратить кризисное так называемое «дефляционное схлопывание», которое обычно сопровождает любой кризис, например, тот же кризис 2008 года или знаменитую Великую Депрессию на рубеже 1920-1930 годов. Резкая дефляция в таких случаях выражается в обвальном падении цен на товары, недвижимость и прочее. Чтобы поддержать их стоимость, покупательную способность вообще деловую активность, экономику массированно накачивают ликвидностью, то есть денежной эмиссией.
Так было и в этот раз. Для борьбы с кризисом Федеральный резерв выбросил на финансовый рынок около 4 трлн долларов. Это удержало экономику США и мира от кризисного обвала, но разогнало по всему миру долларовую инфляцию. Именно это, кстати, привело к «сказочному» росту цен на сырьевой экспорт Украины в начале 2021 года, о котором шла речь выше. Но за это пришлось платить резким ростом цен внутри Украины, где к сугубо внутренним факторам инфляции добавилась «внешняя» долларовая инфляция, «втаскиваемая» из мировой экономики.
В США это привело к рекордной за последние 40 лет инфляции в размере 6,8% за 2021 год. Но теперь эмиссия сокращается, а ФРС планирует существенно повышать учетную ставку. В результате, инвесторы пойдут на становящийся более привлекательным американский рынок, соответственно, это вызовет отток денег с рисковых рынков третьих стран, включая Украину и ее ОВГЗ. Об объемах такого «исхода» можно только гадать, но это чревато девальвацией гривны и всплеском инфляции. В лучшем случае, резкого оттока не будет из-за слабой ликвидности ОВГЗ на внутреннем рынке, но при этом сократится вхождение инвесторов, прямо скажем, международных спекулянтов в украинские облигации, что может привести к «переворачиванию пирамиды», когда платить по действующим ОВГЗ придется больше, чем будет приход новых вложений. Словом, пирамида ОВГЗ, которую в Украине выстраивают преимущественно со спекулятивно-шкурными целями определенные круги под патронатом внешнего управления, может, в конце концов «выйти боком» стране и гражданам, о чем уже давно предупреждают.
Кроме того, глобальная экономика уже давно обнаруживает кризисные явления в виде целого ряда «пузырей» на мировом рынке. Для лучшего понимания: именно подобный пузырь на рынке недвижимости и фондовом рынке стал причиной кризиса 2008 года. Нечто подобное наблюдается и сейчас, о чем свидетельствует, в частности, недавнее банкротство крупнейшей китайской строительной компании Evergrande. Массированная эмиссия с целью предотвращения последствий коронакризиса притормозила дефляционное схлопывание пузырей на глобальном рынке, предотвратив развитие кризисных явлений. Но с сокращением эмиссии доллара/евро и ростом учетных ставок опасность глобального финансового кризиса по примеру 2008 года или, того хуже, Великой Депрессии существенно возрастет.
Если некий глобальный кризис все же разразится, то сильнейшим образом пострадают третьи страны, включая Украину с ее «супермягкой» валютой и сырьевой экономикой.
Проценты нашей нищеты
От глобальных перейдем к местным украинским факторам, способным крайне отрицательно повлиять на социально-экономическую ситуацию в наступившем 2022 году. Впрочем, целый ряд внутренних факторов так или иначе связаны с факторами внешними как объективно, так и по причине того, что экономика Украины слишком открыта для влияния извне, а часто ее намеренно в шкурных целях к этому влиянию привязали, как, например, в случае, привязки цен на газ в Украине к спотовому, фактически спекулятивному рынку Европы, тогда как большинство потребителей газа в той же Европе получают его от российского «Газпрома» по фиксированным ценам, которые в разы меньше спотовых цен.
Заложенные в бюджете 3,5% роста ВВП представляются весьма сомнительными. Ожидается, что рост в размере 2,5% будет успехом.
Высказывается предположение, что инфляция в 2022 году составит 10-15% но никак не те 6%, которые заложены в бюджете.
Важнейшим инфляционным фактором, несомненно, будут цены на энергоносители, которые на внешнем рынке перед новым годом хоть и немного подешевели, но все равно превышали 1000 долларов. На январь в Украине газ для бизнеса предлагают от 56 гривен за кубометр.
Промышленность летит под откос
Работать при таких ценах на энергоносители производство не может. Поэтому уже последовали заявления производителей молочной, кондитерской и хлебобулочной продукции о резком повышении цен, а также о сокращении производства вплоть до его остановки. В частности, пекари заговорили о том, что буханка хлеба будет стоить 40 гривен и более.
В ответ на угрозы производственников, которые при таких ценах на хлеб явно превратятся в угрозы социального взрыва, правительство накануне нового года пообещало производителям ряда наиболее важных продуктов питания газ по неким льготным ценам. Но насколько все это серьезно и как это будет работать – понять пока крайне трудно.
Но рост цен все равно неминуем. По ряду оценок, промышленная инфляция, учитывающая рост расходов на сырье и затрат на производство, в ноябре ушедшего года превысила 60%. Рано или поздно этот рост приведет к росту розничных цен.
Правда, кроме затрат и инфляции, есть еще и покупательная способность граждан, которая и без того уже на пределе, а потому существенно и за короткий период времени взвинтить цены тоже не получится. Кроме того, власть намерена регулировать торговую наценку на ряд продовольственных товаров. Словом, нас ожидают захватывающие социально-экономические процессы…
Ожидается дальнейший рост безработицы. Если в 2020 году официально безработица оценивалась в 8,2% трудоспособного населения, то в 2021 году – 9,5%, а в наступившем 2022 году она выйдет за пределы 10%. Кроме того, неминуем дальнейший рост теневой экономики.
В свою очередь, это подтолкнет рост трудовой миграции. Только по итогам третьего квартала 2021 года, миграция составила рекордную цифру 600 тысяч человек.
Рост внутренних цен на продукцию отечественного производства чреват не только сокращением производства, но и резким ростом импорта, соответственно, вытеснением отечественных товаров на нашем рынке. В медиа уже давно «крутится» информация о покупке огурцов в России, где стоимость газа значительно ниже, хотя издавна, наоборот, Россия закупала огурцы в Украине. Даже немецкие производители оказываются более конкурентоспособными, поскольку они получают от «Газпрома» топливо по долгосрочным контрактам в районе 300 долларов за тысячу кубов.
О том, что тенденция вытеснения наших товаров как неконкурентных становится все более опасной, свидетельствуют следующие цифры.
По данным Государственной таможенной службы, внешнеторговый оборот агропродукции, по итогам 11 месяцев, вырос на 22% - до 31,3 млрд долларов. Торговля едой уже занимает во внешнеторговом обороте страны почти 25%, что само по себе показательно. Основными товарами сельхозэкспорта являются пшеница, кукуруза, а также подсолнечное масло.
Но в то же время резко растет импорт сельхозпродукции. По итогам 11 месяцев 2021 года он увеличился на 20% - до 6,9 млрд долларов. Основными поставщиками продуктов питания в Украину являются Польша (10,5%), Германия и Италия (по 6,9%), то есть отнюдь не «дешевые» страны все успешнее конкурируют своими продуктами на нашем внутреннем рынке. Особо впечатляет импорт кондитерских изделий, который за последние годы вырос на 30%. Растут поставки импортных молокопродуктов, овощей и фруктов.
Прогнозы нарастающего пессимизма
А прогнозы становятся все более неутешительными, прежде всего, в связи с огромным ростом цен на энергоносители.
Цены на газ на спотовых рынках Европы и в Украине на уровне 2000 долларов и более за тысячу кубов из разряда антиутопии переросли в реальность. Запасы газа в хранилищах стремительно тают, хотя серьезных холодов еще не было, и зима еще впереди. Кроме того, стало известно, что дефицит газа в системе, по данным «Укртрансгаза», составляет 1,6 млрд кубов, и поддерживать нормальное давление в трубе становится все более сложно. На закупку этих 1,5 млрд кубов топлива нужны миллиарды долларов, особенно при нынешних ценах, но даже при наличии огромных денег закупить газ сложно в виду его дефицита. При этом прогнозы по ценам на газ после окончания отопительного сезона неутешительные, то есть существенного падения не ожидается.
По некоторым оценкам, украинская промышленность кое-как сможет работать при цене 500-600 долларов за тысячу кубов газа. При нынешних биржевых ценах на газ ни украинская, ни даже европейская промышленность не могут работать в принципе. Выходом мог бы стать прямой контракт в «Газпромом», но этому мешают геополитика и националистический психоз.
В условиях дороговизны и нехватки угля и газа, не менее остро встает вопрос цен на электроэнергию. Сейчас бизнес получает ее по 5-5,5 грн за киловатт-час, что на 70-80% выше, чем годом ранее. Ситуация усугубляется тем, что Украину с тупым упорством заталкивают в объединение с европейской энергосистемой, что еще более взвинтит цены.
В январе 2022 года уже предлагается энергия по 7-7,5грн за киловатт-час, и уже ходят разговоры о том, что и 10 гривен на киловатт могут стать реальностью.
Более всего бесит тот факт, что целая толпа чиновников и экспертов всячески обсуждает такое «торжество рыночно-спекулятивного идиотизма», хотя время болтовни уже давно исчерпано. С ценами на энергоносители надо что-то срочно делать, иначе «лягут» не только отдельные отрасли, но также вся экономика и вся страна.
Несмотря на ползучий рост тарифов на коммуналку, пока что шоки от гигантских цен на энергию население затрагивают мало, поскольку для домохозяйств и частично для коммунального хозяйства установлены льготные цены на газ и электроэнергию. Так, пока что газ население получает по 7,96 грн за куб (а не по 50 с гаком!), а электроэнергию – по 1,44 гривны за киловатт (а не по 7,5 грн!).
Но рано или поздно коммунальные тарифы станут поднимать и для населения, тем более что нынешние тарифы действуют только до апреля.
Есть данные, что уже сейчас для новых годовых контрактов обсуждается тариф 13-14 гривен за куб, что на 5-6 гривен больше нынешнего. Соответственно, тарифы на отопление вырастут 1,5-2 раза.
К тому же, обсуждается повышение тарифа на электроэнергию для населения до 3,5 гривны за киловатт-час.
В итоге, претендовать на субсидии будут не 3 млн домохозяйств, а 5,5 млн домохозяйств. Но тогда потребность в субсидиях вырастет до 70 млрд вместо заложенных в бюджете 39 млрд.гривен, а взять их пока негде.
Словом, социально-экономическая картинка на наступивший год складывается весьма далекая от оптимистической.