Стоит ли украинцам собирать "тревожный чемодан" и что в нем должно быть
На фоне информации о возможном вторжении России украинцев охватила паника – кто-то запасается продуктами, скупает валюту, другие – собирают «тревожные чемоданчики». Но стоит ли поддаваться панике, опустошать полки магазинов? From-UA попытался разобраться, что такое «тревожный чемодан» и нужен ли он на самом деле.
Уже несколько недель подряд украинцев начали готовить к тому, что на случай полномасштабной войны необходимо тщательно подготовиться. А для этого необходимо собраться самые нужные вещи. Такая информация идет ото всюду – телевидения, газет, социальных сетей, а также знакомых. Правда, многие не задумываются о том, что такие вещи происходят внезапно и подготовиться к такому развитию событий практически нереально.
«Тревожный чемоданчик» - что это?
Тревожный чемодан подразумевает под собой крепкий рюкзак объемом от 25 литров. В нем должны быть самые необходимые вещи, которые нужно будет забрать с собой в случае экстренной эвакуации.
В него можно вместить только вещи первой необходимости для жизни на несколько дней. Зачастую, эксперты советуют собрать самые важные документы: паспорт, автомобильные права, документы на недвижимость, автомобиль, свидетельства о браке/рождении ребенка и т.д. Все бумажные документы лучше упаковывать в полиэтилен для того, чтобы они не подверглись повреждению.
Также стоит положить зарядные устройства, павербанки, чашку, ложку, флягу, запастись небольшим количеством еды, питьевой воды (в расчете на 1-2 дня), необходимыми медикаментами.
Из пищи рекомендуют брать суп-пакеты, тушенку, галеты, суп-пакеты, мясные и рыбные консервы, чай/кофе в пакетиках.
Паника или предосторожность?
Чтобы немного развеять панику From-UA.com собрал мнения экспертов по поводу целесообразности сбора «тревожного» чемодана.
Большинство из них уверены, что данная паника только играет на руку Путину и в сборе чемодана сейчас нет необходимости.
Владимир Фесенко, украинский политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»:
- В 2014 году было три волны паники в Киеве: в марте, когда Крым захватила Россия, перед майскими праздниками, когда начиналась война на Донбассе и были целенаправленные слухи, что Путин проведет Парад победы в Киеве, а потом конец августа — начало сентября. Люди вывозили детей из Киева. Вот это была паника.
Сейчас у кого-то и есть такие настроения, но я не вижу массовой паники. Есть, скорее, рост тревог. Это, может, и не очень хорошо, но мы уже привыкли к войне и к рискам со стороны России. Я слышу этот вопрос в соцсетях: ты собрал чемодан? То, что я слышу, большинство отвечает, что «нет». Это бесполезно. Ну какой смысл в этом чемоданчике, если отключат электроэнергию или бензина не будет? Какой тревожный чемоданчик поможет? Поэтому все это от лукавого.
Все разговоры о "тревожных чемоданчиках" и панике играют на руку Путину. Пока я вижу ироничный контекст этих разговоров, но уровень тревог вырос, конечно. Я знаю, какая была паника, когда люди убегали из Киева во время Чернобыля. Вот это была паника. А сейчас все иностранные гости удивляются: рестораны работают, все работает. Но проблема есть и риски есть.
Политолог Алексей Голобуцкий считает, что в случае реального военного вторжения России в Украину, никакой "тревожный чемоданчик" не спасет. Ведь к таким событиям никто не может быть готов.
- Мы живем в мире, в котором расстояний вообще не существует, люди читают западную прессу, смотрят телевидение и т. д., они не могут не испытывать тревогу. Поэтому абсолютно неправильно то, что делает Зеленский. Потому что он не смог бы в принципе перебить этот тренд и со своим заявлением он выглядит немного неадекватно ситуации. У нас ни к одной власти не было особо большого доверия, и к этой тоже. С советского времени у нас все наоборот: говорят успокойтесь — значит, будет проблема, не покупайте гречку — будем покупать и т. д. Это все из-за отсутствия доверия.
Политолог Александр Кочетков:
- Профессионалы, военные генералы, которые работают в российском Генштабе, они точно знают, что для того, чтобы совершить вторжение на территорию Украины, надо развернуть военную инфраструктуру: полевые госпитали, линию снабжения снарядами, топливом. До сих пор ничего это не развернуто.
Я в свое время публично призывал раскрыть глаза, и я расценивал, что 90% - агрессии не будет, и 10% - неадекватность Путина, у которого в голове миссия, и он стареющий человек со всеми вытекающими последствиями. США и РФ поднимали ставки, торгуясь о неких своих вещах, пугая Украину, изображая для всего мира угрозу большой войны. На это Россия мобилизует свое население, отвлекая его от внутренних проблем, заодно выторговывая у США переговоры не про НАТО, а про ограничение вооружений, то есть то, что ей было надо.
С другой стороны, после бесславного покидания Афганистана США сейчас могут говорить о том, что они остановили большую войну в Европе. Сейчас после переговоров и частичного возвращения российских военных к местам постоянной дислокации, вероятность войны еще больше уменьшилась.
Что касается "тревожных чемоданчиков", то чемодан, как такое материальное средство, собирать не надо. Время, чтобы положить теплые вещи и документы, будет. Но "тревожный чемодан" надо иметь в голове. Надо помнить, что у нас уже 8 лет идет война, есть вторжение, есть потери территории. Главное, что останавливает любую агрессию, это готовность общества вместе с властью. Осмысленно этой агрессии противостоять. Не пугаться, не впадать в панику, не ругаться между собой, кто на каком языке разговаривает. Вот если едино общество в противостоянии агрессии, это увеличивает цену агрессии настолько, что делает ее неприемлемой. То есть если чемодан стоит, то пусть он себе стоит, а вот "тревожный чемодан" в голове иметь нужно, потому что готовиться к обороне надо всегда.
Поэтому, собирать чемодан или нет - выбор каждого из нас. Но, самое главное, нужно помнить, что паника людей только усиливает врага.