Недобитки Януковича: кто такой рейдер Павел Малик и почему он выдает себя за Дмитрия Мурахвера
В Украине продолжают действовать рейдерские и коррупционные схемы, отработанные еще при режиме Януковича. А в период войны, которая идет в стране с 2014 года, они стали еще более дерзкими. Наиболее известной группой, подвязанной на судебной системе, является трио Татьков-Емельянов-Малик. И если одиозные судьи Артур Емельянов и Виктор Татьков хорошо известны широкому читателю, то Павлу Малику уделяется меньше внимания. А зря. Этот персонаж не менее интересен.
Судебная ОПГ
Павел Малик работал на судей-рейдеров Артура Емельянова и Виктора Татькова. Это трио при Януковиче переделило полстраны.
Емельянова и Татькова журналисты называют символами судейской коррупции времен правления Януковича. Оба начинали с Донецка – первый до 2010 года возглавлял Хозяйственный суд Донецкой области, второй – Донецкий апелляционный хозяйственный суд. То есть донецкие предприниматели, у которых Емельянов отжимал бизнес через решения Хозсуда, подавали жалобу в Апелляционный хозсуд Татькова, который ставил окончательную точку, узаконивания «отжим».
Во всех «донецких» схемах юридическое сопровождение рейдерства осуществлял местный юрист Павел Малик, за Емельяновым и Татьковым были судебные решения.
В 2010 году Янукович становится президентом, и перетягивает в Киев свою «семью». Татькова назначают председателем Высшего хозяйственного суда Украины, а Емельянова – его замом. Здесь их аппетиты распространились уже на всю страну. Естественно, с участием Малика. По данным СМИ, с 2010 до 2014 годы на мощных коррупционных схемах их «прибыль» составила более 10 млрд долл.
В 2016 году Генпрокуратура объявила Татькову и Емельянову о подозрении во вмешательстве в автоматизированную систему распределения дел между судьями, фактически они подчинили себе всю систему хозяйственных судов Украины. После этого Татьков скрывался сначала в Германии, потом получил убежище в Австрии, где находится по сей день.
Емельянов задержался в Украине. Но в 2018-м СБУ поймала его на финансировании террористов «ДНР» – на получаемые как судья взятки он скупал бизнес-объекты и коммерческую недвижимость на оккупированной части Донетчины, его структуры платили налоги «ведомствам» террористов. В 2021-м Емельянова уволили с должности судьи за угрозы, шантаж и давление на других судей по делам до 2014 года. Емельянов и сейчас постоянно курсирует между Веной и Киевом. И продолжает представлять интересы Малика в судах
А вот Павел Малик вышел чистым из перипетий своих подельников, и продолжает свою рейдерскую деятельность как на подконтрольной Украине территории, так и в оккупированном Крыму, и на захваченной части Донецкой области.
Происхождение Павла Малика
Впервые Павел Малик появился в 1990-е годы, в окружении донецкого олигарха Петра Рахмана. Рахман являлся весьма знаковой фигурой для Донбасса – владел рядом гостиниц в Донецке и области, санаториями в Крыму, контролировал Константиновский завод стеклоизделий – один из крупнейших в стране производителей бутылок для шампанского.
Дружба Малика и Рахмана закончилась в 2009 году. Малик сначала помог своему партнеру «приватизировать» киевский гостиничный комплекс «Братислава», а затем нашел способ «отжать отжатую» собственность Рахмана. К тому времени началось сотрудничество Малика с Татьковым и Емельяновым. (Кстати, до 2020 года «Братислава» указывалась местом регистрации Малика.)
С ростом уровня знакомств Малик развернул свои криминальные таланты на высочайшем уровне. Он фактически стал исполнителем большинства рейдерских захватов на Донетчине, а после 2010 года (с переездом Татькова и Емельянова в Киев), начал всеукраинский беспредел.
Схема работы Малика проста, но при наличии покровителей – эффективна. Через свои подставные фирмы з помощью коррумпированных чиновников Фонда гарантирования вкладов физических лиц он скупал чужие долги по кредитам, а потом выставлял свои требования владельцам компаний-должников. Те, естественно, не могли сразу вернуть сумму, и тогда через Хозяйственный суд (здесь уже главную роль играли Татьков и Емельянов) предприятие и его активы «отжимались» и практически в тот же день перепродавались новым владельцам.
Через эту схему Малик завладел в Донецке Центральным универмагом (ЦУМ), ТРЦ «Декор Донбасс», в Константиновке заводом «Кристалл», центральным универмагом в Макеевке и еще около 100 объектами поменьше.
До 2014 года группа Татьков-Емельянов-Малик отобрала недвижимость у на тот момент депутата Донецкого облсовета, крупного местного бизнесмена Вячеслава Соболева (к слову, тоже далеко не святого «донецкого»).
«Еще до начала войны им удалось отобрать у меня недвижимость в Донецке (в частности, торговую сеть «Обжора», — ред.), а сейчас они намерены рейдерским способом захватить торговый комплекс в Мариуполе», — заявлял в 2016 году уже депутат Киевского облсовета Вячеслав Соболев.
Кроме этого, Соболев называл Емельянова и Малика среди вероятных заказчиков киевского покушения на него в 2019 году, в результате которого погиб трехлетний сын бизнесмена.
Со сменой руководства Фонда гарантирования вкладов физических лиц летом 2019 года Малику стало намного легче и дешевле скупать долги крупных компаний.
По этой схеме в 2019 году он «отжимает» недвижимость в центре Киева (ряд офисных помещений и дом с земельным участком) у народного депутата-«регионала» Александра Онищенко, который в 2016-м бежал из Украины после лишения депутатской неприкосновенности. Правда, дом (оценивается в 21,3 млн гривен) Онищенко успел его подарить своему 13-летнему сыну, и в 2021 году по решению суда Малику пришлось вернуть недвижимость.
Так же в 2019-м Малику удается захватить киевский Торговый дом «Дарница». В 2020-м он уже скупает права требования по кредитам искусственно обанкроченных банков «Киевская Русь», «ВТБ банк», «Энергобанк». В том же году через свою «долговую» схему завладевает крупнейшим украинским производителем пива ЧАО «Оболонь». Этот список можно продолжать до бесконечности.
Но подконтрольной Украине территорией не ограничивается деятельность рейдера. В интересах Емельянова и Татькова он активно работает в так называемой «ДНР» и оккупированном Крыму. После 2014 года они, прежде всего, занялись захватом предприятий, недвижимости и иных активов у выехавших с оккупированной территории украинцев.
К 2020-му году их аппетиты расширились до российских бизнесменов на крымском направлении – на полуострове Малик с партнерами уже владеет сетью отелей. Они вступили в противостояние с российским бизнесменом Александром Лебедевым, владельцем финансово-промышленного холдинга «НРК» («Национальная резервная корпорация»). Обчистили Лебедева все по той же схеме с долгами.
Как упоминалось выше, в 2020 году Малик выкупил права на требования долгов украинского «Энергобанка», обанкротившегося в 2015 году. Его акционером был Лебедев, через этот банк в 2010–2012 годах он кредитовал свои же крымские пансионаты. Малик, как покупатель долгов Лебедева, принялся требовать деньги и залоги уже в российской юрисдикции от крымских гостиниц бизнесмена.
Также часть крымских активов задолжали по кредитам банку «Киевская Русь». Малик выкупил эти долги и начал «доить» по своей схеме.
Сам Малик уже несколько лет скрывается, как и его подельники, в Австрии, он получил гражданство западноевропейской страны. Из Вены он продолжает управлять рейдерскими захватами. Последний раз в Украину он прилетал в 2020 году.
Кстати, прокуратура Австрии тоже заинтересовалась и Маликом, и Емельяновым – их подозревают в похищении людей и требовании имущественных прав на определенные предприятия. То есть свои схемы они расширили и на Европу.
Таинственный Мурахвер
В истории с Павлом Маликом интересно частое упоминание некоего Дмитрия Мурахвера – человека, которого никто не видел, но на которого переписывались «отжатые» активы.
Одни источники называют Мурахвера братом Малика. У них действительно одинаковые отчества – Павел Семенович и Дмитрий Семенович. По этой версии, они являются сыновьями Семена Файвелевича Мурахвера – изначально дончанина, но который тоже сейчас живет в Австрии.
В документах многих фирм Павел Малик и Дмитрий Мурахвер указаны как соучредители.
В 2018 году 18 народных депутатов нескольких политических сил объединились в попытке добиться справедливости в отношении одиозных судей Артура Емельянова и Виктора Татькова, а также соучастника их преступлений Павла Малика. Парламентарии направили в СБУ депутатское обращение, в котором рассказали о преступной деятельности группы в «ДНР» и в оккупированном Крыму. В обращении Малик и Мурахвер также называются братьями.
Но журналисты-расследователи все чаще склоняются к мысли, что Павел Малик и Дмитрий Мурахвер – это один и тот же человек. В подтверждение этой версии говорит факт, что Дмитрия никто не видел. Изначально, с 1990-2000-х годов все общались с Павлом, и именно он организовывал все рейдерские сделки. Но в документах подставных фирм действительно со временем начал появляться Дмитрий Мурахвер, и действительно на него начали записывать отжатое имущество.
Примечательно, что на просторах интернета можно найти несколько интервью с «экспертом в вопросах проблемных задолженностей Дмитрием Мурахвером», в которых интервьюер якобы обращается к собеседнику напрямую, по имени-отчеству. Но… ни одной фотографии. И стиль написания этих опусов свидетельствует, что материалы заказные – написаны как под копирку, иногда перефразируя некоторые фрагменты, размещены на сомнительных сайтах, либо на площадках, известных журналистам как распространители «джинсы».
Для чего это делалось? Дело в том, что все эти «интервью» датируются 2018 годом. Это период, когда и СБУ, и журналисты активно разбирались в лавине рейдерских дел группы Татькова-Емельянова-Малика. И у многих возник вопрос о собственнике активов, некоем Мурахвере. То есть его нужно было как-то предъявить. Вот таким способом его и предъявили.
При этом Павел Малик персона публичная. Когда нардепы писали свой депутатский запрос в СБУ и обсуждали преступную деятельность группы, в зале парламента повесили баннер с фотографиями Татькова, Емельянова и Малика. Но если большинство активов записано на Мурахвера, и его персоне посвящены разделы в том депутатском запросе, то почему его не вынесли на осуждение? Потому что и депутаты не смогли найти изображение этого таинственного Дмитрия Мурахвера.
Причины создания лже-Дмитрия понятны. Так Павел Малик, имея на руках еще и документы якобы брата Дмитрия, мог его одним махом делать конечным бенефициаром компаний, к которым повышался интерес следователей.
Но с документами пошло что-то не так… Толи Дмитрий реально существует, но он абсолютно безалаберный и безответственный человек, толи Павел платил за огромное количество документов, чтобы придать «Мурахверу Дмитрию Семеновичу» более реального тона. По доступной информации Мурахвер Дмитрий 1980 года рождения, но факт рождения такого человека отсутствует в украинских базах и реестрах. Свой первый ИНН Дмитрий якобы получив в 20 лет (в 2000 году), в то время как реальные люди получают его в 14. Первый паспорт Дмитрию Семеновичу выдали в 25 лет в 2005 году, а до 2020 года у него на руках имелось целых 6 документов о гражданстве Украины – 3 бумажных паспорта от 2005, 2007 и 2012 годов, 1 новый паспорт в форме ID-карты и 2 паспорта для поездок за границу. За эти годы у Мурахвера было более 10 адресов приписки, и, наверное, как было задумано, каждый из документов выдавался новым государственным органом в новом городе с новым адресом.
Павел Малик фиксируется на подконтрольной Украине территории, а вот активы, рейдерские захваты и иные действия на оккупированной части «осуществляет» Дмитрий Мурахвер. К слову, 14 компаний, зарегистрированных на имя Мурахвера Дмитрия под российский идентификационный код на территории оккупированного Крыма, только в 2022 году уплатили в бюджет РФ более 35 миллионов рублей.
По нашей информации Малик-Мурахвер только в 2022 году легализировал через свои заграничные, в том числе панамские, компании более 550 миллионов рублей, полученных на территории оккупированного Крыма от деятельности с «отжатой» в украинцев недвижимости.
«Интересно, что до сих пор ни в прокуратуре, ни в милиции, ни в службе безопасности не могут дать ответ, как получается, что один и тот же человек Малик-Мурахвер является приличным гражданином Австрии и беспредельщиком в Украине», – писало в 2014 году издание «ОРД».
Даже во время полномасштабного вторжения РФ в Украину Малик-Мурахвер не то, что не приостановили свою рейдерскую деятельность, а й увеличили количество своих мутных схем. Правда действуют они теперь из Вены через своих «ручных» адвокатов в Украине Грекову Ларису и Головченко Инну, которые специального для этого создали адвокатское объединение «Грекова, Головченко и партнеры» подобрав под свое крыло как других «креативно-схемных» юристов-адвокатов, таких как Мурга Александр, Елисеев Евгений, Пинчук Елена и другие, так и «фунтов» на должность директора и учредителя фиктивных компаний Деревянко Александра, Саенко Андрея и многих других. Так же позаимствовали у Андрея Пальчевского опытного адвоката – Андрея Наумова, а известный нотариус-беспредельщик и постоянный член рейтинга «Топ 10 черных нотариусов Украины» Руслан Швец взял на себя вопросы регистрационного характера. Но почетное место в этой бандитской иерархии занимают всем уже знакомые Виктор Татьков и Артур Емельянов. Последний являются основным лоббистом-посредником с судьями хозяйственных и гражданских судов Украины всех инстанций для принятия «правильных» решений в пользу рейдеров. Только за последние несколько лет он поспособствовал в получении позитивных решений в большинстве судебных разбирательств Малика-Мурахвера, количество которых по предварительным оценкам превысило 3 тис. производств. Можно только представить какие объёмы взяток раздаются на циничном пути достижении результата.
Как Вам ОПГ?
К сожалению, ни от Прокуратуры, ни от органов МВД, ни даже от СБУ ответа на вопрос о безнаказанности преступной группы Малика-Мурахвера не последовало и в 2023 году. Понятно, что сейчас все можно «прикрыть» полномасштабной войной, мол, не до рейдеров. Но тем самым наша правоохранительная система опять создает благоприятную почву для дальнейшего беспредела Малика-Мурахвера и им подобным.