Великий и ужасный

…из мастеров кисти так не эпатировал публику своими произведениями и своей жизнью…

Сальвадор Дали родился ровно сто лет назад – 11 мая 1904 года в испанском городке Фигерас в семье адвоката. Родители любили Сальвадора и обеспечили ему самое лучшее для того времени образование, которое было им доступно. К тому же они всемерно поощряли увлечение мальчика искусством, заметив у него еще в раннем возрасте недюжинные творческие способности.

В семнадцать лет он был принят в Мадридскую академию изящных искусств, где судьба свела его с поэтом Гарсиа Лоркой, режиссером Луисом Бунюэлем и художником Рафаэлем Альберти – культурной элитой Испании. Дали уговорил отца устроить ему студию недалеко от академии и стал привыкать к богемной жизни.

Он увлеченно изучал произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи, серьезно интересовался наследием Иеронима Босха, осваивал навыки ремесла и очень много рисовал – друзья поражались его работоспособности.

Именно в это время в Дали проснулась вера в собственную непревзойденность. Это серьезно помешало ему получить образование, поскольку на одном из экзаменов он внезапно вспылил: «Никто здесь не имеет права судить меня, я ухожу». Разыгрался нешуточный скандал, Дали исключили из академии, не помогло даже вмешательство отца.

В 1926 году Сальвадор вместе с семьей совершил поездку в Париж, мировой центр искусства. Там он побывал в мастерской самого Пикассо, и под впечатлением встречи Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение - «Великолепие руки».

В 1929 году художник совершает второе путешествие во Францию. Хуан Миро представляет его Андре Бретону и Полю Элюару, вводит в круг парижских сюрреалистов. Пребывание во Франции побудило Дали попробовать себя в кинематографе. Совместно с Бунюэлем он делает два, ставших классическими, фильма — «Андалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930).

1929 год стал для Дали судьбоносным. Закончив работу над «Псом», художник отправился в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин. Среди многочисленных гостей, посетивших его в то лето, был и поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. Последняя вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали.

В 30-е годы парадоксальный талант и гениальные «видения» Дали затмевают собой творчество и славу других художников. Он становится несомненным лидером сюрреализма. Сальвадор сочиняет чудовищные, устрашающие композиции с сексуальным подтекстом и наслаждается шоком, вызванным в обществе его картинами.

В 1940 году он, предчувствуя близкую войну, уезжает в Калифорнию. Там Дали провел восемь лет, не переставая удивлять публику эксцентричными поступками и восхищать зрителей все новыми и новыми картинами. В 1942-м он издает нашумевшую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Спустя шесть лет, после долгих скитаний по свету, художник возвращается на родину.

Дали продолжает эпатировать публику своими причудами и удивлять жаждущую сенсаций и скандалов прессу. То он появляется на званом приеме с муравьедом на поводке, то прибывает в Сорбонну на белом «роллс-ройсе», набитом тысячью кочанами цветной капусты, то стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к «Дон Кихоту»… А зимой 1958 года Дали официально принял Париж, удостоив его Золотой медали города и ордена Почетного легиона.

В 1966 году в Нью-Йорке прошла самая большая выставка произведений Дали. Четыре этажа Музея современного искусства были заняты экспозицией его работ. Оказалось, что менее чем за полвека он написал сотни картин, тысячи акварелей, рисунков, литографий, офортов, создал десятки скульптур, произведений из стекла, ювелирных украшений, литературных произведений, а ведь были еще фильмы, театральные постановки, костюмы…

В последние годы жизни Дали оставил живопись. Говорят, что его перестали удовлетворять результаты собственного творчества. Тем не менее, за ним сохранился незыблемый авторитет выдающегося представителя мировой культуры ХХ века.

Творческое наследие Сальвадора Дали будет удивлять и восхищать, раздражать и волновать еще не одно поколение людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди истории гораздо интереснее, чем описывать ее».
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Никита Лисицкий
Поделиться в Facebook
Последние новости