Госпожа министерша

…относительно успешной певческой карьеры она не могла похвастаться таким всеобъемлющим вниманием СМИ к своей персоне.

Так, изредка на УТ-1 появится, да на Национальном радио в дневном «Концерте по заявкам» пару песенок поставят. Собственно, из ее творчества только пару песенок в основном и знали – ну, вы, наверное, помните, про украиночку и «Ой, зелене жито, зелене!». Других никто, кроме разве что самых фанатичных поклонников да родственников певицы, не помнил, что, впрочем, Оксану Владимировну не сильно печалило – на одной только «Украиночке» она могла вполне благополучно «пахать» еще лет пять-десять, собирая урожаи пусть и не рекордные, но для сытой (а иногда и с излишествами) жизни вполне достаточные.

Особенно любили Оксану Владимировну в Западной Украине и в заграничной украинской диаспоре – как же, такая гарная дивчина, украиночка, которую и «в полон брали» и «на чужбину гнали», но она «не скорилася», потому что «українкою народилася» - под рюмку-другую подобное творчество шло на ура, вышибая скупую слезу у тех, для кого не было в мире проблемы важней, чем проблема избавления многострадальной украинской нации от «врагов».

Пик сольного творчества Оксаны Владимировны пришелся на середину 1990-х годов, а до этого она делала себе имя в известном еще в конце 1970-х коллективе «Ватра», которым руководил ее первый муж Игорь Билозир. Кстати, сам покойный Игорь Иосифович в последние годы жизни говорил, что совершил ошибку, «сделав из Оксаны артистку… а не просто маму».

После развода с женой композитор много пил, и в тот роковой вечер 8 мая 2000-го года, когда ему был нанесен смертельный удар в львовском кафе, Билозир тоже был сильно пьян – 12 мая в Киеве должен был состояться творческий вечер его бывшей жены, и Игорь до последнего момента надеялся, что Оксана его пригласит - как-никак, она стала популярной благодаря его песням, должна была исполнять их в первом отделении. Но она позвала Юдашкина, Винокура, а человека, который вывел ее на большую сцену, нет... Для него это было равносильно пощечине.

В конце 1990-х Оксана Билозир стала гораздо меньше заниматься песенным творчеством, возглавив кафедру эстрады факультета музыкального искусства Киевского национального университета культуры и искусств. Забавный ректор самого культурного вуза страны Михаил Поплавский свойственным ему широким жестом тут же сделал артистку и.о. профессора, и Оксана Владимировна практически выпала из эстрадной жизни, сосредоточившись на преподавательской работе.

Потом был год 2002-й, и Билозир, творчество которой очень полюбила (да так, что даже сделала Оксану Владимировну своей кумой) Екатерина Чумаченко - супруга фаворита предвыборной гонки Виктора Ющенко, с 70-го номера списка «Нашей Украины» прошла в парламент, став наряду с Юлией Тимошенко его несомненным украшением.

Впрочем, на этом роль Оксаны Билозир в Верховной Раде и заканчивалась. Она принялась ждать своего звездного часа – и дождалась его. Во время президентской кампании 2004-го года Оксана Владимировна героически исколесила с Виктором Ющенко всю предреволюционную Украину, потом не менее героически почти три недели мерзла на Майдане, пока наконец не случилась долгожданная победа и пришло время разделения министерских портфелей.

В среде музыкантов тут же родился слух, что министром культуры станет Олег Скрипка, харизматичный лидер группы «Вопли Видоплясова», который во время «помаранчевой революции» едва ли не каждый день развлекал продрогшую толпу игрой на баяне и озорными песнями. Но… Он не был кумом свежеиспеченного Президента. В отличие от Билозир.

Так начался новый этап в карьере Оксаны Владимировны. Реформировать вверенную ей культуру Билозир принялась с таким рвением, что повидавшие и пережившие на своем веку много толковых и не очень министров-реформаторов деятели культуры просто за головы хватались. Особенно прочувствовали это на своей шкуре руководитель театра им. Леси Украинки Михаил Резникович и директор киностудии им. Довженко Виктор Приходько, которым Оксана Владимировна твердо указала на дверь, несмотря на протесты трудовых коллективов вышеназванных культурных учреждений.

Даже после решения суда о незаконности увольнения Резниковича (Виктор Приходько пытается сделать то же самое и, надо сказать, имеет большие шансы на успех) госпожа министерша до сих пор с завидным упорством пытается поставить во главе одного из лучших театров страны своего человека. Творческий коллектив Русской драмы, совершенно обалдевший от такой настойчивости, даже обратился к Президенту Украины с требованием уволить настырную пани-министра с занимаемого поста. Иначе, говорят они, украинская культура может и не пережить столь резких перемен…

Кстати, пост министра культуры в команде Виктора Ющенко традиционно более служил пиаровским задачам, нежели конструктивному развитию украинской культуры. Так, в 2000 – 2001-м гг. в Кабинете министров самого Виктора Андреевича его занимал корифей украинского кино Богдан Ступка, который прекрасно играл (иначе и быть не может – великий актер) роль «свадебного генерала», потому что его чаще можно было застать на съемках за границей, нежели в своем кабинете.

Оксана Билозир «генеральшей» быть явно не желает. Она хочет войти в историю как министр-реформатор, за время правления которого украинская культура поднимется до заоблачных высот и засверкает невиданными ранее красками. Правда, получается пока не очень гладко: «Грынджолы» на Евровидении, строптивые Резникович и Приходько – но это можно списать на отсутствие опыта административной работы.

Впрочем, это с лихвой компенсируется таким служебным рвением, что, судя по всему, в ближайшем будущем нас ждет еще немало сюрпризов. Держись, культура!
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Валентин Залевский
Поделиться в Facebook
Последние новости