Культура как PR для власти
27.05.2005 09:58
…ее очень любим. Иначе как можно приходить зимой в плохо отапливаемые помещения и получать заработную плату такого уровня, на которую любой уважающий себя деклассированный элемент не согласится никогда? Нет, чтобы работать в музее – надо свою работу действительно безумно любить.И я, как сотрудник Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ им. В.Н. Каразина, так же, как и тысячи моих коллег, свою работу люблю.
«Так в чем же проблема?» – может спросить меня неискушенный читатель. А проблема в том, что, по моему убеждению, становится модно создавать себе имидж на фоне национального культурного достояния.
О том, что для музеев наступают не самые хорошие времена, стало ясно во время «оранжевой революции»: уникальные археологические вещи просто стали удобным дополнением для костюма высоких персон. И что бы ни говорили, трудно смириться с тем, что вот так, запросто, любой заштатный модельер может украсить костюм «политического бомонда» тем, что никогда этому «бомонду» не принадлежало, а согласно законодательству Украины является собственностью государства. Или тут имеет место позиция Людовика ХIV: «Государство – это я!»?
Частные коллекционеры от археологии – особая статья. Нет, я не против частных коллекций и даже за частные музеи. Но, проработав 16 лет в различных археологических экспедициях, могу сказать однозначно: археологический раритет из бабушкиного сундука не достать и не продать. Подавляющее большинство частных коллекций пополняются криминальным путем – за счет грабежа памятников. А как известно, скупщик краденого – соучастник. Но только не в нашем государстве! У нас можно на всю страну рассказывать о любви к памятникам и гордиться личными собраниями скифского золота, трипольской керамики и прочего. И ни СБУ, ни МВД не проявляют интереса к «высоким» коллекционерам.
Новая власть живо взялась за культуру. Вот даже задумали создать новый музей – «Мистецький Арсенал». И уж как добросовестно готовят к этому событию общественность – может позавидовать любая рекламная кампания.
Съездив недавно в Киев, я искренне радовалась за своих коллег из Музея исторических драгоценностей Украины: не прошло и 35 лет, как этот музей получил новые витрины и отличный ремонт. А ведь это один из уникальнейших музеев страны!
Мне лично тоже повезло! 15 марта 2005 г. я получила «Информационное сообщение» от Международного фонда «Украина 3000» (председатель – Екатерина Михайловна Ющенко) о том, что в рамках программы «Центр развития музейного дела» объявляет о начале конкурса на получение Стипендии для музейных работников на 2005 – 2006 гг.
Цель стипендии – поддержать тех музейных специалистов, которые своей деятельностью превращают музей во влиятельный фактор формирования культурного пространства в регионе, активно занимаются изучением и популяризацией музейных коллекций.
Основные задачи стипендии: стимулирование активной деятельности музейных специалистов в области сохранения, изучения и публичного использования музейных коллекций; повышение авторитета и общественной роли профессии музейного работника; распространение передового опыта организации музейной работы, внедрение отдельных музейных проектов; создание условий для привлечения к музейной работе молодых специалистов; создание условий для творческого поиска в музейной среде и т.п.
Читала я эти строки – и сердце мое музейное плакало! Стипендия-то назначается на конкурсной основе, на срок 6 месяцев с возможностью продолжения еще на 6 месяцев при условии активной работы стипендиата в области популяризации музейного достояния. Размер ежемесячной выплаты будет составлять от 300 до 500 грн. Шутка ли, такие деньжищи! К моей зарплате в 396 грн. серьезное подспорье!
Вот только не решилась я подать себя на эту стипендию. Хотя, как ни странно, полностью соответствую выдвинутым критериям. А они – вполне европейские: «Критерием для назначения стипендии являются подтвержденные результаты деятельности кандидата в 2004 году, направленной на сохранение, изучение и публичное использование музейного собрания, которая оказывала содействие повышению просветительской роли музея в месте его расположения. В частности, выставки, научные, научно-популярные и другие статьи, художественные произведения, монографии из музейной проблематики, каталоги, фильмы, CD, другие презентационные материалы музея, методические разработки, публичные лекции и экскурсии, кружки при музеях, интернет-проекты, созданные на основе авторских идей и при активном участии претендента на стипендию…»
Смею утверждать, что такого перечня от меня не требовали даже западные грантодатели. А когда я посчитала, сколько средств надо в это все вложить… Моя зарплата оказалась слишком мала для такого богоугодного дела.
Особенно было интересно прочитать, что материалы, полученные от участников конкурса, не рецензируются и не возвращаются. Фонд имеет право на использование полученных материалов, при неуклонном соблюдении авторских прав, для популяризации идеи развития музейного дела в Украине, в частности, для подготовки презентационных материалов, публикаций на официальном сайте Фонда, в СМИ, а также в других целях, которые отвечают уставным задачам Фонда. А что собой представляют эти «другие цели» и «уставные задачи» – один Бог ведает.
Я расценила это как то, что группа каких-то людей будет использовать наработанное мною в холоде и нищете для повышения собственного имиджа. Ну чем не PR? Дешевый и красивый.
В общем, с праздником, дорогие коллеги! Радости вам и тепла (особенно зимой), оптимизма и надежды на то, что «самый социальный бюджет» перевесит цены на продукты и услуги; на то, что рано или поздно вы доживете до плановых ремонтов своих учреждений; до того времени, когда ваш труд будет оценен государством достойно, а не жалкими подачками в виде сомнительной благотворительности.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Татьяна Крупа
Последние новости