«Когда экономика пробуксовывает, то и военное напряжение растет»
О том, что будет с ценами в Украине, будет ли новое правительство регулировать их в пользу потребителя и каким образом, корреспонденту Новости Украины – From-UA рассказал экономист, директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Новости Украины – From-UA: - Какая на сегодняшний день проводится ценовая политика в Украине новым правительством? От чего она зависит?
Василий Юрчишин: - Сейчас, прежде всего, речь идет о кредитах МВФ. Поэтому как раз их использование связано с тем, что необходимо усилить банковскую систему, наполнить валютные резервы, обеспечить платежеспособность страны. Причем если мы говорим о кредитах МВФ, то они преимущественно предназначены НБУ, а не правительству, которое заботится о ценовой политике или вопросах обеспечения бюджета, социальной справедливости, которое, так или иначе, отображается на формировании цен.
Поэтому на первом этапе, пока не произойдет то, что называется макроэкономической стабилизацией, которая, безусловно, связана с политическим и военным напряжением, говорить о том, что средства МВФ или Мирового банка будут направлены на внедрение той или иной ценовой политики, преждевременно. В ближайшее время вряд ли можно ожидать, что мы увидим какие-то правительственные интервенции.
Другое дело, что большое значение должно иметь то, что у нас, наконец, произойдет валютная стабилизация, курс гривны определенным образом успокоится, и есть основания думать, что даже снизится. Это, конечно, будет фактором успокоения на потребительских рынках, потому что сейчас значительное количество импортных цен завит от курса. Это курс, в который закладываются рыночные риски. Как только удастся стабилизировать валютную сферу, можно говорить об успокоении ценовой динамики. Другой момент, который здесь может быть, это административный принцип относительно коммунальных тарифов, но это, скорее, отводится на осень.
Новости Украины – From-UA: - Повысятся ли цены на продукты и на потребительские товары, учитывая выделенные кредиты от МВФ и ЕС? Играет ли роль в повышении цен плавающий курс валют, который был одним из главных условий для Украины при получении кредита от МВФ?
Василий Юрчишин: - По факту в Украине уже давно есть плавающий курс. Если до февраля он у нас по факту был фиксированный, какое бы ни было давление на валютном рынке, какие бы перипетии ни происходили на межбанковских рынках, но его упрямо удерживали на уровне 8 грн, хотя уже было понятно, что это нереальный курс. Точно так же и сейчас — Центральный банк минимально работает на валютных рынках. Мне кажется, что его роль должна быть усилена, особенно учитывая то, что состоялось определенное наполнение валютных резервов, должен быть более строгий валютный контроль.
В прошлый понедельник мы видели информацию о том, что предоставлены полтора миллиарда кредитов для рефинансирования коммерческих банков, и в понедельник уже произошел скачок в ослаблении гривны. Такое ощущение, что контроль за использованием кредитного финансирования недостаточно эффективен со стороны Центрального банка. Речь как раз и должна идти о том, что отслеживание валютной динамики должно быть первоочередной задачей.
По факту у нас есть плавающий курс. И на сегодня я думаю, что как раз это требование МВФ, по сути, выполнено, потому что у нас есть валютный курс, который на сегодня, по моему мнению, достаточно гибкий, он не противоречит тому, что Центральный банк в случае каких-либо шоковых колебаний может проводить интервенции или принимать какие-то другие меры — повышение процентной ставки, иногда повышение ставки обязательного резервирования и так далее. Т. е. есть моменты, которые нужно использовать.
И в этом контексте, если бизнес будет видеть, что курс, хоть и гибкий, но лишенный шоковых колебаний, то это не будет отражаться на цене. Конечно, какие-то риски будут закладываться в цену, но они не будут иметь непредвиденный характер, так же как и соответствующие курсовые скачки, потому что есть возможность более плавно сглаживать противоречия через гибкость, особенно то, что находится на балансе во внешнем секторе. Как раз ценовая динамика может быть более регулируемой, чем искусственное удержание неопределенного коридора.
Новости Украины – From-UA: - То есть при плавающем курсе риски резких скачков цен минимизированы?
Василий Юрчишин: - Риски есть всегда, но еще раз скажу, что если Центральный банк проводит понятную политику, если он придерживается тех правил и нормативов, о которых сам же и говорит, если он проводит гибкую политику, не допуская шоковых скачков, — как раз это дает возможность не закладывать в бизнес, в ценовые параметры эффект максимальности. Это не снимает рисков, но дает понятные ориентиры.
Во многих странах есть система, которая так или иначе эксплуатирует разного рода гибкость, но при этом есть очень четкий контроль и мониторинг того, чем вызвано колебание, когда Центральный банк должен вмешиваться, чтобы предотвратить панику или спекуляции, или какой-то шок. И это дает большие возможности Центральному банку, потому что тогда он может не реагировать жестко.
Ну, скажем, тот самый курс 8 грн, который удерживался. Всем понятно, что это нереальный курс, но политические соображения были таковы, что его надо держать. Я думаю, что если бы сразу (еще в начале 2012 года, когда ощутили очень сильное девальвационное давление) начали плавное ослабление гривны, тогда того шока, который есть сейчас, не было бы.
Новости Украины – From-UA: - При условии подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, будет ли пересматриваться ценовая политика в Украине и повышаться цены? С чем это будет связано?
Василий Юрчишин: - Я думаю, что это как раз фактор стабилизации. Более того, фактор открытия Европы для Украины может начать работать уже в ближайшем будущем, потому что сейчас уже европейцы обновили наши импортные налоги для европейских товаров. Это означает, что хотя бы частично экспорт для Украины станет легче, так как произойдет определенный приток ресурсов в Украину, что даст возможность Украине более свободно пользоваться ресурсами и доступом к ресурсам, которые можно получить. Намек на ценовую стабилизацию, именно за счет того, что Украина будет иметь более свободный доступ к широким европейским рынкам, — мне кажется, этого можно ожидать.
Кроме того, может произойти определенное расширение экспорта, что даст больше возможностей для украинского бизнеса (за счет расширения импорта, за счет его удешевления в этом контексте). И, кстати, опыт многих стран свидетельствует о том, что подключение страны к богатым рынкам (а европейские рынки именно такие) благоприятствует в достижении улучшений. А консервация страны или скажем, объединение с Таможенным Союзом (потому что и Украина, и Россия — это слабые страны) никогда не приведут к позитивным сдвигам как в системе государственного управления, так и в производстве. И здесь у украинцев появляется шанс, а как он будет использован — посмотрим.
Новости Украины – From-UA: - Каковы Ваши прогнозы относительно судьбы отечественного производителя в случае подписания экономической части Ассоциации с ЕС?
Василий Юрчишин: - Сейчас ЕС уже отменил или почти отменил налоги на значительную часть украинской продукции. Зона свободной торговли, скорее всего, будет открыта к осени. Пока украинские рынки, хотя бы частично, остаются защищенными. Это дает возможность говорить о том, что украинскому бизнесу дается дополнительное временное пространство для адаптации.
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что те предприятия, которые уже экспортируют свои товары в Европу, будут иметь возможность больше расширяться. Те предприятия, которые готовились к этому, но по той или иной причине не имели возможности выйти на европейские рынки, получают возможность выйти на эти рынки. Для тех, кто не выходил и не собирался, могут быть проблемы, потому что те предприятия, которые были полностью ориентированы на Россию (а Россия сегодня ведет весьма серьезную политику эмбарго на отдельные товары), для таких ситуация может ухудшиться, потому что полная ориентация на такого ненадежного партнера, каким оказалась Россия, создала ситуацию, когда таким предприятиям очень сложно надеяться на быструю переориентацию на конкурентные рынки.
Как видим, здесь нет общего рецепта. Для тех, чей бизнес ориентировался на Европу, для них возможности расширяются, для тех, кто готовился, такие возможности появляются, для тех, кто был завязан на Россию, ситуация достаточно сложная. Но она никоим образом не безнадежная. Здесь как раз, наоборот, надо, чтобы была координация бизнеса и государственного управления, которое будет использовать механизмы управления, в том числе путем включения украинского бизнеса в систему и сети европейского бизнеса. Это дает шансы.
Новости Украины – From-UA: - Ввиду событий на востоке Украины, стоит ли ожидать повышения цен на продукты и на потребительские товары по всей стране?
Василий Юрчишин: - Конечно, ситуация на востоке влияет на ценообразование. Есть очень четкий треугольник: валюта — политика (в том числе и военная) — экономика. Поэтому политическая обстановка крайне негативно влияет на экономические ожидания, не дает работать на нормальном уровне. Точно так же, когда экономика пробуксовывает, то и военное напряжение растет, потому что часть противостояния как раз связана со слабой экономической динамикой, которая влечет за собой экономические неприятности, проблемы с социальным обеспечением, с выплатой зарплат и прочее.
Точно так же и валютный курс, который то успокаивает людей, то нервирует. Поэтому, конечно, ситуация на востоке негативно влияет на ожидания населения, на валютную и ценовую политику.