«Ассоциация с ЕС – это больший доступ к $16 трлн европейского рынка»
Какие главные задачи стоят сегодня перед правительством после подписания экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Новости Украины – From-UA: - Олег Леонидович, Соглашение об ассоциации с ЕС подписано уже в полном объеме. Каких изменений в политике, экономике и социальной сфере стоит ждать в ближайшем будущем?
Олег Устенко: - Во-первых, я бы рассматривал подписание соглашения с ЕС как дорожную карту с точки зрения нашего собственного задания – что мы должны сделать в стране, чтобы ассоциация реально начала работать.
Абсолютно очевидно, что в краткосрочном плане мы получили дополнительные преимущества: для нас это больший доступ к 16 триллионам долларов европейского рынка за счет снижения тарифных ограничений и увеличения квоты по целому ряду товаров для украинских экспортеров.
Очевидно, это и является нашими потенциальными возможностями на территории ЕС. Но иметь потенциал отнюдь не означает, что мы его полностью реализуем. Да, реально в краткосрочном плане получают дополнительные преимущества производители сельскохозяйственной промышленности. Кроме аграриев, это также наши металлурги и химики, представители легкой промышленности. Но для того, чтобы все остальные стали конкурентоспособными на европейском рынке, им необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию. Иначе нельзя.
Последняя часть, которая была подписана – Соглашение о ЗСТ, отнюдь не означает, что мы не можем подписывать аналогичные соглашения и с другими странами. Мир не заканчивается только Европой. Есть масса примеров, когда одна страна имеет несколько десятков подобного рода договоров о ЗСТ – Мексика, Чили, Турция, сам ЕС – это объединение стран, которые имеют достаточно большое количество договоров.
То, что я сказал по поводу дорожной карты, относится к той части соглашения, которая касается институциональных изменений в стране – это самые основные преграды, которые были на пути увеличения инвестиций в Украину – коррупция, отсутствие верховенства права и большое количество административных барьеров для ведения бизнеса.
Новости Украины – From-UA: - Что касается реформирования украинской экономики, то в реализации Соглашения об ассоциации можем ли мы рассчитывать на помощь Евросоюза? И особенно в преодолении тех барьеров, о которых Вы говорили?
Олег Устенко: - Да, мы вправе рассчитывать на помощь ЕС. Часть технической помощи, которая выделена европейцами, как раз и предусматривает возможности по стимулированию реформ, сдаче технической экспертизы для понимания того, что нам надо сделать, чтобы приблизиться к евростандартам. Это поможет сделать нашу продукцию конкурентоспособной, помочь провести реформы, направленные на борьбу с коррупцией, а также реформировать судебную систему и снизить административные барьеры для ведения бизнеса.
Все это в долгосрочной перспективе даст ощутимый эффект. Более того, насколько я понимаю, мировой опыт показывает, что соглашение о ЗСТ с ЕС для тех стран, которые его подписывали, было серьезным пусковым механизмом, который стимулировал проведение реформ. Те страны, которые находились на пути к вступлению в ЕС, делали реальный прорыв именно в период подготовки к подписанию соглашения. Более того, это было стимулом для развития страны посредством привлечения иностранных инвестиций.
Но стоит сказать и о краткосрочных потерях с привязкой к России и Таможенному Союзу, когда речь шла о том, что ТС введет дополнительные ограничения для наших товаров. Плохой сценарий уже реализовался, и статистика первого квартала 2014 года показывает, что наш экспорт на территорию РФ сократился более чем на 30 %, а это глобальное и серьезное снижение экономики. Речь идет о нашей продукции с более высоким компонентом добавленной стоимости – это, прежде всего, наши станки, оборудование, машины. Сказать, что этот сектор будет замещен сельским хозяйством (как сейчас убеждает новое правительство Украины. – Ред.), я не берусь. Этот процесс еще усугубляют и военные действия на юго-востоке.
Это период, который надо пережить. Очевидно, что нельзя расслабляться. Если мы ничего не будем делать, не будем реформировать самих себя, то большого выигрыша от соглашения получить не удастся. Вопрос в том, каким образом мы сможем использовать это соглашение как инструмент для реформирования.
Новости Украины – From-UA: - Олег Леонидович, какие перспективы у украинской промышленности, учитывая то, что мы частично потеряли российский рынок, а на европейском мы еще толком не освоились?
Олег Устенко: - Все зависит от того, что будут развивать наши собственные предприниматели. Конечно, какая-то часть украинской промышленности может пострадать – многие считают, что из-за подписания соглашения остановится машиностроение. Я понимаю, что переживания основаны на том, что фактически ¾ нашего машиностроения последние лет пять реализовывалось на территории России, но я бы не стал так однозначно утверждать. Ведь часть производства с территории ЕС может быть перенесена на территорию Украины. Это, конечно, при условии, что будет деэскалация конфликта на юго-востоке страны.
Как аргумент приведу пример Хорватии, Венгрии, Польши, когда с территории Западной Европы во время изменений, которые там происходили, было перемещение части предприятий на более дешевую рабочую силу в Восточную Европу.
Новости Украины – From-UA: - С чем, по Вашим наблюдениям, молодым членам Евросоюза пришлось столкнуться в аналогичный для нас период – подписания и имплементации Соглашения об ассоциации?
Олег Устенко: - Создавались основы для долгосрочного устойчивого экономического роста, что необходимо и нашей стране. Украина, к сожалению, прошла тот период времени, когда могла позволять себе рост экономики 1-2-3 % в год. Очевидно, эти темпы роста не устраивают экономику и, прежде всего, население, потому что разрыв в уровне жизни с нашими соседями на Западе, в той же Польше, фактически в три раза.
Надо сокращать этот разрыв, а для этого необходимо расти более высокими темпами. Темпы экономического роста в стране должны быть 7 % и выше. Но это не история одного года, невозможно это реализовать без изменений в бизнесе и инвестиционного климата в стране. И Соглашение об ассоциации – это колоссальный стимул для подобных преобразований в стране.
Новости Украины – From-UA: - Какие защитные меры при импорте Евросоюз будет использовать относительно украинских товаров?
Олег Устенко: - Как таковых защитных мер нет. Но есть стандарты, которым мы должны соответствовать, если собираемся там реализовать свою продукцию. Это экологические требования к предприятиям, которые выпускают ту или иную продукцию, это вопросы, связанные с фито-санитарными нормами и с безопасностью, если речь идет о продуктах питания. Это не защитная мера, а стандартная практика – как это должно работать и как это работает.
Новости Украины – From-UA: - Чем все-таки выгодно Украине Соглашение о свободной торговле с ЕС и каким путем стоит пойти, чтобы грамотно реформировать украинскую экономику?
Олег Устенко: - Я считаю, что соглашение абсолютно очевидно является выгодным для нас и дает возможность стимулировать выполнение нашего собственного задания. Одно дело – делать домашнее задание, когда ты знаешь, что его никто не проверит, а другое – когда ты знаешь, что учитель в классе обязательно его проверит и проскочить не удастся. Для нас это важный стимул для проведения реформирования нашей экономики.
Но с другой стороны, рассчитывать, что нам кто-то поможет его сделать, тоже неправильно. Важно собственное понимание того, что другого пути нет, и если страна хочет выжить, это надо делать. Это тяжело и больно, но я не разделяю переживаний, связанных с тем, что многие реформы непопулярны. Я сомневаюсь, что общество не заинтересовано в борьбе с коррупцией, в снижении административных барьеров для ведения бизнеса, и вряд ли общество не поддержит реформы, которые направлены на верховенство права в стране.
Так или иначе, но на это существует социальный запрос. Другой вопрос – насколько возможно справиться со всеми этими вызовами, так как система бюрократии, которая существует в стране, явно блокирует проведение этих реформ. Одно дело – то, что хочет президент и его администрация, совсем другое – что в реальности происходит на местах. Местная бюрократия является основным тормозом для проведения любого реформирования: как и в любой стране, и в Украине в частности, нежелание бюрократов идти на какие-то изменения связано, прежде всего, с тем, что они получают колоссальные дополнительные преимущества от консервации негативной ситуации в стране.
Для того, чтобы новоизбранный президент и его команда могли реально провести процесс реформирования страны, необходимым предусловием является проведение реформы государственного управления. А та, которая у нас работает сейчас, унаследована еще со времен СССР, она неэффективна, некачественна, неправильна и призвана блокировать любое полезное начинание.
Сейчас необходимо проведение институционального обследования – какие функции выполняют те или иные министерства и ведомства. Одна функция не может выполняться несколькими министерствами и ведомствами, а это то, что мы наблюдаем у нас.
Абсолютно очевидно, что бюрократия будет препятствовать проведению подобного рода изменений даже на начальном этапе. Поэтому важна политическая воля для того, чтобы сделать необходимые преобразования. Сейчас для этого уникальное время. Во-первых, нет другого пути, и во-вторых, есть колоссальный запрос со стороны населения на подобного рода изменения. А это крайне важно.