«У Газпрома нет альтернативы транзиту через украинскую ГТС»
О туманных перспективах российских газовых проектов и китайском газовом чуде в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Михаил Иванович! Российское правительство и представители «Газпрома» заявили о твердом решении не продлевать в 2019 году транзитный газовый контракт с Украиной. Как Вы оцениваете такое решение? Ведь европейцы, по их словам, сейчас не видят альтернативы транзиту через Украину.
Михаил Крутихин: - Я расцениваю это заявление Алексея Миллера как очень сомнительное. У «Газпрома» накоплено много долгосрочных контрактов с европейскими потребителями, и часть этих контрактов уходит в далекое будущее, вплоть до 2035 года. В 2019 году контракты будут продолжены по точкам приема российского газа. Эти точки находятся на границе Украины с несколькими европейскими государствами. Я сомневаюсь, что европейские потребители газа, то есть контрагенты (партнеры «Газпрома» по этим контрактам), вдруг согласятся перенести эти точки куда-то в другое место. Да еще и на том условии, что они должны будут построить туда какие-то дополнительные газопроводы, чтобы забирать этот газ. Поэтому исходя из чисто практических соображений, я рассматриваю заявление Миллера просто как шантаж европейцев.
Новости Украины – From-UA: - Какую роль здесь сыграл «Турецкий поток»?
Михаил Крутихин: - «Турецкий поток» – очень сомнительный проект, точно так же, как и «Южный поток». Газпром потратил на него очень много средств.
На российской территории вовсю идет строительство двух крупных магистральных газопроводов, которые должны доставлять газ на будущую компрессорную станцию «Русская», чтобы гнать его через Черное море. Закуплены трубы для подводного участка, арендовано итальянское судно-трубоукладчик, идут переговоры об участии этого судна в компании Saipem в прокладке трубы к турецкой территории. Также идут переговоры с турками. То есть «Газпром» зашел очень далеко, потратил очень много. В выигрыше, конечно, приятели нашего президента, которые занимаются строительством этих газопроводов.
Но сегодня поздно отступать. Я думаю, что если Анкара разрешит, «Газпром» построит одну или две ветки из намеченных четырех, выйдет на возможность прокачивать газ в Турцию и доведет этот маршрут до какого-то, пока еще не существующего, хаба на турецко-греческой границе. А вот оттуда этому газу двигаться совершенно некуда: там нет рынков, которые на него рассчитаны, кроме самого турецкого, и нет договоренностей с европейскими потребителями.
Новости Украины – From-UA: - Не поменяет ли «Газпром» шило на мыло, уйдя от монополии Украины на транзит и создав турецкую монополию?
Михаил Крутихин: - У Киева нет транзитной монополии как таковой. Потому что часть российского газа идет по «Северному потоку», часть – через территорию Беларуси в Польшу и дальше в Германию, часть газа идет напрямую в Финляндию, и еще одна часть – по «Голубому потоку» в Турцию через Черное море. Так что о какой-либо монополии здесь говорить неуместно.
Если же говорить о возможностях «Газпрома» поменять украинскую транзитную территорию на турецкую, то здесь возникают сомнения. Как показывает опыт, турки все время обманывали «Газпром». На этапе разработки «Голубого потока» Анкара обещала использовать его полностью и закупать весь газ на 100%. Но турки этого не сделали, долгое время проект работал ниже своей рентабельности, и сейчас он не заполнен. Поэтому ожидать расширения сотрудничества Турции с Россией не приходится. Даже если «Газпром» построит новые магистрали и российский газ достигнет по ним т.н. «Фракии» (европейской части Турции), у страны просто нет спроса на такой газ.
Новости Украины – From-UA: - Может ли «Газпром» полностью отказаться от транзита газа через Украину без серьезного ущерба?
Михаил Крутихин: - Ущерб мы уже видим. «Газпром» тратит миллиарды долларов на строительство обходных маршрутов. «Северный поток» является убыточным для Газпрома. «Южный поток» также нерентабелен - там вообще отсутствует рынок газа. Так что убытков у России уже очень много.
Самым дешевым, эффективным и быстрым способом, конечно, был бы транзит топлива через украинскую территорию. Общая протяженность российской трансграничной газовой трубы и без того обширная – с Ямальского полуострова до австрийского Баумгартена она составляет 5070 км. Если гнать газ по совершенно новым трубам через Черное море и Турцию, то к этому маршруту добавится еще не менее 1,5 тыс. км. Так что газ там будет «золотой», и он вряд ли сможет выдержать конкуренцию с нынешними ценами на газовом рынке Европы.
Новости Украины – From-UA: - Есть ли шансы возобновить строительство «Южного потока»? Какие еще новые магистрали в Европу в обход Украины теоретически может разработать «Газпром»?
Михаил Крутихин: - В случае постройки «Южного потока» все шансы на строительство каких-либо других отводов от новой трассы через Болгарию, конечно же, существуют. «Газпром» уже готов на отступление, - согласен полностью работать по правилам Третьего энергетического пакета Европы. Но для того, чтобы изобразить этот проект как цельную систему под названием «Южный поток» или под каким-то новым названием, ему необходимо получить согласие Еврокомиссии. А для этого туда необходимо подать заявку о том, что возникает новая трансграничная европейская сеть по доставке энергоносителей. И согласование такой заявки, получение разрешения может занять год-полтора или даже больше.
Новости Украины – From-UA: - Сейчас доля российского газа на европейском рынке составляет около 30% (140 млрд. кубов). По прогнозам, до 2030 года спрос вырастет до 600 млрд., и Россия захочет не только сохранить свою долю на рынке, но и увеличить. А это более 200 млрд. куб. метров газа. Позволят ли транспортные возможности «Северного потока» и «Турецкого потока» прокачать такое количество голубого топлива без Украины?
Михаил Крутихин: - Во-первых, ожидания России, что она заполнит весь этот дополнительный объем газа, слишком завышены. Во-вторых, эти прогнозы слишком оптимистичны – Европе не понадобится столько нового голубого топлива. Процент газа, который Россия могла бы добавить на этот рынок, не так велик, даже если Москва сохранит свою 30%-ную долю на рынке, как это прогнозирует компания BP (Вritish Petroleum – ред). Для этого «Газпрому» не потребуется больших объемов газа.
И потом, давайте смотреть на арифметику. Если учесть пропускную мощность всех уже действующих российских газопроводов в Западную Европу, то она составляет примерно 250 с лишним млрд. кубометров в год. В прошлом году «Газпром» прокачал по этим трубам в так называемое «дальнее зарубежье» 126, а уж никак не 150 и не 160 млрд кубометров газа, то есть половина этих мощностей осталась неиспользованной. С учетом этого, строительство новых магистралей вроде «Турецкого потока» и «Южного потока», является чисто политической затеей, у которой две цели: дать нажиться прикормленным подрядчикам, которые строят эти трубы, и наказать политически Украину, лишив ее транзита.
Новости Украины – From-UA: - Чтобы не потерять транзит, Киев, похоже, готов отдать свою газотранспортную систему (ГТС) в управление компаниям Европы и США. Но из-за аннексии Крыма и войны на востоке, категорически против участия России. Как Вы оцениваете шансы создания такого консорциума без участия Москвы в рамках Третьего энергопакета? И если Россия все-таки согласится на участие, продлит ли Москва газовый контракт с Киевом в 2019 году?
Михаил Крутихин: - Москва может и не продлить газовый контракт с Киевом, но ей нужно выполнять свои обязательства по поставке газа европейским потребителям. А в этих обязательствах указано, что газ должен идти через украинскую территорию, – это первое. Второе – цель украинской стороны состоит в том, чтобы добиться интеграции украинской ГТС в общеевропейскую, превратить ее в часть европейской сети. Это было бы очень выгодно европейцам, поскольку украинские подземные хранилища можно использовать в качестве стратегических запасов для накопления газа с целью его использования в зимний период – в период пикового спроса. То есть для Киева это шаг к тому, чтобы стать экономической частью большого интегрированного европейского рынка, частью европейской цивилизации. Если украинские распорядители ГТС будут налаживать кооперацию и постепенно интегрироваться с европейской газотранспортной системой, «Газпром» ничего не сможет с этим поделать.
Новости Украины – From-UA: - Турция озвучила намерение продать долю в проекте строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) – магистрали, предусматривающей транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на границу Турции с Европой. Есть ли смысл Киеву искать средства для покупки, дабы нивелировать возможную потерю транзита?
Михаил Крутихин: - Я думаю, что Украине нет смысла искать средства, потому что газопровод уже фактически строится. Кто может туда войти? Возможно, туда войдет Иран, когда с него снимут санкции, или в качестве просто поставщика газа, или в качестве совладельца этого трубопроводного маршрута.
Киеву принимать участие в этом проекте нет смысла, поскольку газ, который будет идти по этому маршруту, не предназначается для Украины. По газопроводу TANAP из Азербайджана пока что будет идти только 10 млрд кубометров в год, из которых 8 млрд предназначается для Италии, 1 млрд – Болгарии и 1 млрд – Греции. Там нет лишнего газа, чтобы стать его владельцем. Поэтому Украине нет никакого экономического смысла принимать участие в этом проекте.
Новости Украины – From-UA: - Михаил Иванович, Ваша позиция по многострадальному проекту «Сила Сибири» известна, Вы очень скептически относитесь к этой трубе. Очевидно, что пока этот проект можно назвать «путинским селом», ведь Китай не горит желанием его финансировать. Более того, Пекин якобы готов вложиться в строительство газопровода из Ирана в Пакистан. В чем интерес? Далековато ведь от границ с Поднебесной.
Михаил Крутихин: - Ситуация следующая. Китайцы уже построили три газопровода из Туркменистана. Сейчас они работают над четвертой веткой, которую тянут немного по другому маршруту, заходя в Таджикистан. Кстати, в Таджикистане на большой глубине французы с китайцами обнаружили значительные запасы трубного газа, так что это еще один канал доставки голубого топлива в Китай. А пятый канал как раз может появиться на таком будущем узле распределения газа, как Пакистан и Афганистан.
Далее из Туркмении трубу собираются тянуть в Пакистан и Индию. Отношения китайцев с афганским движением «Талибан» вполне нормальные и прагматичные. Если талибы, как будущие политические менеджеры Афганистана, смогут наладить дружбу с Пакистаном и Китаем, вполне возможно, что труба из Ирана и труба из Туркмении, которые придут в этот регион, могут частично контролироваться китайцами. Часть этого газа через Ваханский коридор и южнее Памира Китай может доставлять на свою территорию, а часть топлива будет реализовываться в Пакистане и Индии. Таким образом, китайцы приобретут дополнительный рычаг давления на эти две страны региона. Это усиление Китая, и я думаю, что Пекин готов потратить очень серьезные средства на то, чтобы продвинуть здесь свои интересы.
Новости Украины – From-UA: - Некоторые эксперты считают, что «Сила Сибири» является декларативным газопроводом и что Китай просто ждет, пока Россия достигнет экономического упадка, чтобы потом легче было распоряжаться ресурсами Сибири и Дальнего Востока, в том числе газовыми магистралями и месторождениями. Вы согласны с таким утверждением?
Михаил Крутихин: - Да, я думаю, что у китайцев есть такие планы. Они, конечно, никогда в этом не признаются, но я думаю, что такие расчеты есть. Пекин отказывается финансировать «Силу Сибири», поскольку понимает, что прибыль от этого проекта может никогда не наступить, если смотреть в экономический расчет «Газпрома». А когда Россия предлагает им построить газопровод «Алтай», то они говорят: «Хорошо, давайте стройте ваш газопровод, может быть, мы с вами подпишем очередной меморандум. Но тогда от входа этого газопровода на китайскую территорию до наших промышленно развитых районов, газопроводную систему извольте профинансировать сами». То есть китайцы готовы самостоятельно построить еще 4 тысячи километров трубы, но только за счет России. Однако это разорение «Газпрома» и российского бюджета, и поэтому на таких условиях, что «Сила Сибири», что проект «Алтай» китайцам вполне выгодны.
Новости Украины – From-UA: - Европейский газовый реверс в Украину – насколько он оправдан и оптимален по сравнению с российским газом?
Михаил Крутихин: - С падением цен на российский газ по долгосрочным контрактам (поскольку формула привязана к цене нефти и нефтепродуктов) выгодность поставок для украинской экономики примерно сравнялась. То есть и цена российского газа, и цена того газа, который можно купить на торговых площадках в Европе, примерно одинаковая, и здесь уже можно выбирать, диверсифицировать поставки.
В то же время, я бы не стал называть эти поставки реверсными. Дело в том, что как только российский газ попадает к европейским потребителям, он уже не принадлежит «Газпрому». В Словакии существуют свои газотрейдеры. В Германии – это компания RWE, которая заключает контракты, а также трейдеры, которые являются дочерними компаниями норвежского «Статойла». Все эти компании могут поставлять этот газ на территорию Украины в любых количествах, как и когда им заблагорассудится. Никто ничего им юридически сказать не может – этот газ уже не принадлежит «Газпрому».
Новости Украины – From-UA: - Несколько лет назад Украина запустила строительство СПГ-терминала в порту Южный на побережье Черного моря. Эксперты побаиваются, что Турция не позволит ему реализоваться. Так ли это? Как Вы вообще оцениваете этот проект?
Михаил Крутихин: - Хочу отметить, что были разработаны сразу несколько проектов по строительству СПГ-терминалов. Кроме Украины, также были разработаны проекты терминалов на черноморском побережье Грузии, Румынии и Болгарии. Если отбросить все нюансы, то самая главная проблема реализации этих проектов состоит в том, что турки не согласны пропускать большие судна-газовозы через Босфор. Они считают это очень опасным с экологической точки зрения. Когда через пролив по оживленному городу идут такие суда и до жилых кварталов остается метров сто пятьдесят, то это действительно опасно. Поэтому Турция не соглашается и вряд ли согласится пропускать судна со сжиженным газом через свои проливы.
Новости Украины – From-UA: - В прошлом в Украине неоднократно разрабатывались проекты газопроводов для поставок азербайджанского газа через Грузию по дну Черного моря. Есть ли у этих инициатив хоть малейшие шансы на реализацию?
Михаил Крутихин: - Да, существовало несколько проектов, в частности, проект газопровода «Белый поток» по дну Черного моря или с перевалками. Но эти проекты чисто умозрительные, в них нет абсолютно никакого экономического содержания. Они, скорее, похожи на пищу для рассуждения политиков, либо способ для чиновников «подхарчиться». У этих проектов нет никакого будущего.
Новости Украины – From-UA: - То есть Украина на сегодняшний день не имеет возможности диверсифицировать поставки газа, кроме как получать его либо из России, либо из Европы?
Михаил Крутихин: - Я думаю, что Европа – это самый перспективный вариант для Украины. Евросоюз очень стремится к созданию единой интегрированной системы, интегрированного рынка энергоносителей. Если ей это удастся, то через «линки», через интер-коннекторы при пересечении границы в дальнейшем можно будет закупать газ с любой территории, у любого трейдера на европейском рынке, с любого торгового хаба. Если Украина станет частью этой системы, проблема диверсификации поставок газа решится сама собой.