Охрименко: «Выборы отрицательно влияют на экономику Украины»
О том, что происходит с национальной валютой перед выборами, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Новости Украины – From-UA: - Александр, добрый день! В феврале гривна резко укрепилась, чего не заметить было невозможно: курс с 28ми с копейками сместился до 27ми. С чем это связано?
Александр Охрименко: - Как правило, в январе происходит девальвация гривны, в феврале, как правило, ревальвация. И в предыдущие годы такое происходило. Это чисто сезонный фактор, потому что сейчас очень много валюты заходит от экспортеров по тем поставкам, которые были в конце прошлого года. А импортерам валюта пока не нужна. Импортеры начинают активно покупать валюту, чтобы закупить солярку и минеральные удобрения, где-то в марте. А сейчас им просто нет смысла покупать валюту и тем более наперед покупать товар, который неизвестно, продастся или нет.
По этой причине на сегодня укрепление гривны — это чисто сезонный фактор, на который, в принципе, влияет экономика Украины, но на который не влияет ни Национальный банк, ни выборы — ничего не влияет, это просто нормальное экономическое явление. Да, до 25 не упадет, но 26 с хвостиком, около 27 — такой курс вполне реальный, оправданный. В принципе, даже ожидаемый.
Новости Украины – From-UA: - Ходят слухи, что это укрепление гривны сейчас связано именно с выборами, а после выборов пружинку отпустят — и гривна полетит в свободное плавание. Так ли это на самом деле?
Александр Охрименко: - Нацбанк сейчас совершенно не влияет на это укрепление и специально не удерживает курс. Наоборот, он закупает валюту и тем самым сдерживает ревальвацию. Поэтому любое утверждение, что это кто-то сделал курс под выборы, неправда. Точно так же, как и неправда, что после выборов будет взлет. Традиционно в марте курс начинает расти, но не из-за выборов. Пик роста приходится на апрель и май в силу сезонных факторов. А летом опять будет ревальвация. Если все будет нормально с выборами, то, скорее всего, так и будет 27 с хвостиком и будет стремиться к 28, а летом опять увидим, что будет падать к 26. Но это если мы говорим с точки зрения экономики.
А с точки зрения политики, конечно, очень сильно будут влиять результаты выборов. Если выборы пройдут более-менее спокойно — политики поругаются, поскандалят, но в целом выборы признают, то каких-то существенных колебаний курса не будет, и взлета тоже. Но если выборы зайдут в политический тупик — митинги, демонстрации, непризнание выборов, различные политические провокации, и такое в Украине мы встречали уже не раз, - да, тогда экономика не будет работать, и тогда курс может улететь далеко за 30. Политические риски существуют, но их сейчас очень сложно просчитать — пройдет все спокойно или не спокойно, и это действительно влияет на курс.
Новости Украины – From-UA: - Тогда объясните, почему колебания курса связывают непосредственно с выборами?
Александр Охрименко: - Я так понимаю, что многие эксперты — это политологи, которые очень плохо разбираются в экономике, но которые повторяют заученные клише. Нет, укрепление гривны никак не связано с выборами. Могу огорчить многих политологов и многих экспертов: на эти выборы деньги массово в Украину не заходят. Это я вам говорю точно, потому что при желании это можно посмотреть по ряду операций, которые имеют место на валютном рынке. Я так понимаю, что кандидаты жадничают, ну, или считают, что нет смысла тратить большие суммы денег на выборы, потому что результат где-то, в общем-то, прогнозируемый и где-то их устраивает. По этой причине нет большого захода валюты абсолютно. То есть на сегодняшний момент та валюта, которая заходит в Украину по схемам, практически на том же уровне, что и год назад.
Еще один немаловажный фактор, которые многие политологи не знают. Петр Алексеевич, будучи очень умным человеком, взял под контроль банковскую систему, поэтому на сегодняшний день ни один банк в Украине «мыть» деньги от кандидата, кроме Петра Алексеевича, не может. А завести валюту в чемоданах, как рассказывают, это бред. Валюта на выборы в предыдущие годы заходила с офшоров через банки. Там использовалась система, так сказать, обналичивания кэша, и потом этот кэш раздавался в предвыборные штабы. Сейчас ни один из украинских банков это не делает, потому что если он это сделает, на второй же день его закроют за нарушение финансового мониторинга, и он это знает. И по этой причине сейчас ни один из кандидатов, кроме Петра Алексеевича, не может завести деньги из офшора на выборы.
Да, в предыдущие годы была такая ситуация, когда на выборы из офшоров заходила валюта. Сейчас используются внутренние резервы, та валюта, которая на территории Украины, но очень слабо. Все-таки чувствуется, что в этом году стоимость выборов президента значительно дешевле, чем в предыдущие годы. Очень многие технические кандидаты, как я вижу, даже не планируют тратить деньги на выборы. Они зарегистрировались, они, в общем-то, пропиарятся, но вбрасывать деньги классически в митинги, в пайки, в гречку, скорее всего, не будут.
Новости Украины – From-UA: - Давайте для сравнения вспомним выборы президента 2014 года. Что тогда произошло с валютой?
Александр Охрименко: - 2014 год — это другая ситуация. Тогда произошел Майдан, который полностью развалил экономику Украину. Именно Майдан привел к обвалу гривны, а не выборы: обвал гривны начался уже в январе 2014-го, а в феврале гривна уже улетала, девальвация была просто неконтролируемой.
Как только прошла информация, что участники Майдана начали захватывать государственные здания, люди массово начали изымать депозиты, причем и в гривне, и в долларах, массово скупать валюту. Для понимания, как правило, за день оборот наличной валюты где-то на уровне 200-300 миллионов, а во время Майдана оборот наличной валюты за день стал 3 миллиарда, потому что люди действительно начали паниковать. И вот эта паника привела к тому, что валюты стало не хватать. Обращаю ваше внимание, что на черном рынке курс просто сорвался, он менялся даже несколько раз в день. И дальше уже пошла цепочка, которую подхватили и банки. Нацбанк фактически, чтобы остановить вот эту панику, потратил 3 миллиарда долларов из резерва, но он понял, что ничего сделать не может, и фактически ушел в сторону.
Не было бы Майдана, и обвала бы не было, потому что паника всегда очень отрицательно влияет на валютный рынок.
Новости Украины – From-UA: - Объективности ради, давайте вернемся еще на выборы президента 2010 года. Тогда курс был связан с выборами и за счет чего?
Александр Охрименко: - В 2010-м Майдана не было, и перед выборами действительно была небольшая ревальвация, тогда курс был около 8 гривен за доллар. Вот тогда действительно было видно, что валюта зашла. После выборов курс фактически остался на том же уровне, никакого обвала не было, еще довольно долгий период у нас курс был 7,8-7,9, пока не стал 8. То есть в 2010-м никакого ни обвала, ни паники не было, хотя, да, перед самим выборами с 8 опустился до 7,8 — вот факт, что валюта зашла на выборы. Но это 2010-й, тогда действительно оппоненты имели возможность использовать банки для того, чтобы через офшоры заводить валюту на территорию Украины. Сейчас это невозможно.
Новости Украины – From-UA: - Александр, расскажите, что происходит с кошельками людей, когда гривна укрепляется и когда девальвирует?
Александр Охрименко: - Когда укрепляется — все довольны, цены не растут, если девальвируется — цены растут на глазах. Как только девальвация гривны — растет цена на бензин. Растет цена на бензин — значит, растут транспортные услуги. Растут транспортные услуги — растут цены на питание. Вот такая прямая зависимость. По этой причине если гривна не девальвируется, это всегда для Украины хорошо.
Новости Украины – From-UA: - Сейчас создается такая информационная картинка, что люди массово скупают валюту. Кому выгодна такая лихорадка и стоит ли сейчас покупать валюту?
Александр Охрименко: - Нет, массово не скупают. Есть данные, правда, за январь: население скупило валюты на 112 миллионов долларов, из них 80 миллионов разместило на валютные депозиты. И если исходить с точки зрения курса, то, скорее всего, наоборот, за февраль больше продали валюты, чем скупили. Честно говоря, если сейчас посмотреть на черный рынок, то там нет скупки. Именно так можно сразу определить, есть скупка или нет.
Год выборов 2019-й — можно ли назвать его в экономическом плане успешным, потому что выборы, или не успешным, потому что выборы?
Вот как раз, к сожалению, выборы отрицательно влияют на экономику Украины. Вы смотрите, что уже фактически происходит: часть бизнесменов свернули свой бизнес, минимизировали, кто-то вывел в офшор, кто-то уменьшил оборот. Это одна из причин, почему импортеры сейчас не очень активно покупают валюту. Почему это сделали? Часть бизнесменов решили взять паузу и посмотреть на результаты выборов. Они просто боятся, что выборы будут не так, как они ожидали, и оставлять на виду свой бизнес, развивать его или что-то делать опасно, потому что после выборов могут просто отобрать бизнес. А так, если вы бизнес замаскируете — меньше обороты, больше денег в офшоры, то в случае какого-то форс-мажора вы можете просто взять свой заграничный паспорт, уехать и закрыть свой бизнес в Украине или бросить, в зависимости, как сложится ситуация, и тогда будет все хорошо. По этой причине на сегодняшний момент многие бизнесмены, которые опасаются, и таких довольно много, за свой бизнес, просто взяли паузу. Он не знают, кто победит, и не хотят, чтобы в негативной ситуации у них отобрали бизнес, в который они вложили деньги. Это раз.
Во-вторых, даже если кто-то из бизнесменов, кто не собирается никуда уезжать, бежать, чаще всего все тоже говорят: переживем выборы, тогда будем инвестировать и расширяться. Потому что очень много непонятно. Непонятно, кто будет президентом, непонятно, какой Кабмин, непонятно, какие будут правила игры, непонятно, какая будет перетасовка. Потому что для бизнеса должна быть стабильность, а у нас выборы — это стресс.
Единственный положительный фактор — в прошлом году Украина собрала колоссальный, рекордный для нас за всю историю Украины, урожай — 70 миллионов. Что это значит? Это значит, что в этом году пищевая промышленность автоматически вырастет. В то же время металлургия будет работать более-менее на том же уровне. Я думаю, что не будет какого-то роста, но не будет и падения. Так что эти две отрасли по традиции будут работать. И последнее — деньги от гастарбайтеров в Украину все равно поступают, значит, будет развиваться торговля. Так что некоторые отрасли даже покажут рост, но этот рост как бы немного в стороне от выборов, он сам по себе существует. Ну, понятно, что если бы не было выборов, то рост был бы значительно больше.