Гаврилечко: «Нас может ожидать все что угодно, вплоть до голодных бунтов и распада страны»

Пандемия коронавируса постепенно разделила украинское общество на два лагеря. Одни считают, что нынешние карантинные меры слишком суровые: негативно влияют на экономику страны и абсолютно неэффективны с медицинской точки зрения. Другие, наоборот, считают, что карантин в ближайшее время ни в коем случае нельзя ослаблять, иначе наступит зомби-апокалипсис.

Правительство Украины, пытаясь лавировать между умными и красивыми, предварительно объявило о поэтапном ослаблении карантинных мер, начиная с 11 мая. Соучредитель аналитического кластера «Украинская фабрика мысли» Юрий Гаврилечко в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины — From-UA подробно рассказал, почему такое решение таит в себе множество подводных камней.

В Украине нет карантина, а есть правовой режим чрезвычайной ситуации

Новости Украины — From-UA: - Юрий, добрый день! Скажите пожалуйста, начнет ли Украина с 11 мая ослаблять карантин или все нынешние ограничения будут продолжены?

Юрий Гаврилечко: - Начнем с того, что никакого карантина в Украине нет, потому что карантин — это изоляция заболевших и инфицированных от здоровых. В Украине есть правовой режим чрезвычайной ситуации, связанный с введением массы ограничительных мер для абсолютно здоровых граждан.

Именно такая парадигма и задает действия что граждан, что правительства, и определяет то, что мы сейчас видим. Поэтому, будь у нас карантин, из карантина можно было бы выйти очень быстро, а вот из чрезвычайной ситуации быстро выйти не получится. Причем не получится не потому, что правительство этого не хочет сделать, а потому что резкий выход из таких ограничительных мер или же продление этих самых мер на длительный период одинаково пагубно будут влиять по своим политическим последствиям на власть. И в том, и в другом случаях найдется масса людей, которые будут обвинять правительство в том, что оно все делает неправильно. Если резко выйти из карантина – люди, пораженные паникой, будут возмущаться тем, что верните нам самый большой страх, мы привыкли жить в таком состоянии, и если сейчас закончатся ограничения, то мы все умрем, наступит зомбо-апокалипсис и так далее. С другой стороны — граждане, которые придерживаются противоположной точки зрения, точно так же будут обвинять правительство в том, что оно это сделало слишком поздно, нужно было выходить намного раньше. Поэтому вариант с постепенным снятием ограничительных мер является тем компромиссом, который будет политически менее болезненным для правительства, и позволит проводить хоть какую-то вменяемую информационную политику.

Потому, скорее всего, 11-го числа будут сняты какие-то ограничения, но процесс растянется на несколько месяцев. При этом, очень многое будет зависеть от того, каким образом будут вести себя сопредельные с Украиной государства, с которыми придется синхронизировать эти моменты.

Новости Украины — From-UA: - Как, по вашему мнению, карантин отобразится на экономике страны, и в первую очередь, на мелком и среднем бизнесе?

Юрий Гаврилечко: - Если ограничительные меры будут продлены, нас может ожидать все что угодно, вплоть до голодных бунтов и распада страны, потому что уже сейчас понятно, что значительная часть граждан, работа которых связана с обеспечением продовольственной безопасности, останутся без средств или уже остались без средств. И осенью мы будем иметь рост цен на овощи, фрукты, мясо и молоко.Этой продукцией Украину обеспечивают частные и фермерские хозяйства, которые и так из-за принятия закона о распродаже земли, придерживали деньги, рассчитывая, что им придется выложить какие-то весьма приличные для них суммы для покупки земли, потому что никто не представляет до сих пор, как будет меняться структура взаимоотношений между владельцами паев и арендаторами. И тут еще ограничительные моменты, которые не позволили им продать вовремя продукцию, которую они произвели. Плюс что-то элементарно не успели в этих условиях посадить. А то, что не посадили сейчас, не будет собрано осенью. Поэтому, вне зависимости от того, что сейчас будет, на дефицит части украинского продовольствия мы уже можем рассчитывать

Впрочем, это не должно коснуться муки, круп, макаронных изделий и хлеба. Этими продуктами занимаются крупные компании, которые от ограничительных мер практически не пострадали.

Кризис легче всего перенесут пенсионеры

Новости Украины — From-UA: - Юрий, а какие вы ожидаете социальные последствия карантинных мер?

Юрий Гаврилечко: - Тут сложно сказать, потому что наши люди за много столетий привыкли выживать. Такая историческая привычка, с одной стороны, нас спасает, а с другой стороны, подкладывает замечательную свинью, в плане психологии. Поэтому сказать, какие будут социальные потрясения, сложно. Что можно уже сейчас прогнозировать, что, как это ни странно и удивительно, те же самые пенсионеры нынешнюю ситуацию перенесут несколько лучше, чем граждане трудоспособного возраста.

Новости Украины — From-UA: - Интересный вывод, а почему пенсионеры легче переживут кризис?

Юрий Гаврилечко: - Потому что у пенсионеров есть постоянный доход, хоть и небольшой. Это пенсия, а вот у граждан трудоспособного возраста этого постоянного дохода нет. Если они не работают, они вынуждены либо сосать лапу, либо жить на заемные деньги. Мало того, пенсионеры, как это ни прискорбно, привыкли выживать на минимальные средства, и свои расходы планируют исходя из наличных ресурсов, которые у них есть. А вот у значительной части людей трудоспособного возраста при резком снижении уровня доходов или их обнулении возникает масса вариантов, что им делать. Так что в ближайшее время мы можем однозначно прогнозировать всплеск криминальной активности, потому что, как известно, 1% роста безработицы дает в течение следующего месяца рост преступлений против собственности на 2%. Это достаточно стабильный мировой опыт, и он не зависит от текущего кризиса.

Новости Украины — From-UA: - Не очень веселая перспектива. И все чего ожидать тем трудоспособным людям, которые не хотят становиться героями криминальных хроник?

Юрий Гаврилечко: - Зарплаты, скорее всего, сейчас полетят вниз и уменьшаться на 20-30%. Шмыгаль, кстати, первый на моей памяти премьер-министр, который абсолютно честно сказал, что 16 тысяч гривен — это деньги, которые нужны семье исключительно на поесть, а на все остальное уже не хватит. Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-нибудь из премьеров заявил, что такая сумма нужна только на еду, а на остальное не хватает? Почему-то никто этого не отметил, все только отметили, что вот, премьер хочет, чтобы мы работали только за еду. Ну, интерпретировать можно по-разному, но, по крайней мере, это был достаточно честный ответ, что этих денег хватит только на еду. Все. Точка. И это действительно правда.

Сможет ли правительство с помощью инфраструктурных проектов определенную стабильность на рынке труда? Скорее всего, да, если этим оно не ограничится, потому что инфраструктурные проекты имеют смысл только тогда, когда правительство ориентируется на развитие внутреннего рынка. Если мы увидим действия правительства, направленные на развитие внутреннего рынка, вот тогда можно будет сказать, что это шаг вызовет позитивную реакцию. Первые два момента из этой программы уже сейчас видны. Момент первый — это изменение постановления правительства от 24 января, известное как кредитная программа 5-7-9. Недавно правительство Шмыгаля изменило это постановление и сделало его из декларативного документа, по крайней мере, техническим документом. То есть оно четко определило, из какого именно государственного органа будет покрываться половина выделяемых на программу денег. Был поднят лимит с миллиона до 3 млнгрн объема этого самого льготного кредита. Это уже кое-что. И был прописан механизм, кто и как может обратиться за получением, как будет идти погашение, из каких средств. И все это благополучно отразилось и в тех изменениях в бюджет, которые принял парламент.

Также на следующей неделе должно заработать постановление правительства о мониторинге цен на социальные продукты питания, а вот уже с мая Антимонопольный комитет получит в свои руки инструмент, позволяющий контролировать розничные цены на эти самые социальные продукты питания. Этот механизм был фактически уничтожен три года назад, и возврат к государственному контролю над ценами на социальные продукты питания я считаю абсолютно логичным и нормальным шагом, который может помочь развитию внутреннего рынка и стабилизации ситуации на рынке продовольствия.

Новости Украины — From-UA: - Какие тенденции ждут рынок заробитчан? Есть мнение, что очень многие поспешат забрать с собой за границу и семьи, соответственно, уменьшится поток поступлений из-за рубежа.

Юрий Гаврилечко: - А вот с заробитчанами ситуация двоякая. С одной стороны, непонятно, сколько их сюда вернулось. Но уже сейчас видны шаги наших соседей, четко направленных на то, чтобы наши заробитчане вернулись к ним обратно. Буквально на этой неделе Польша выступила с очередной инициативой по упрощению въезда в Польшу граждан, занятых на сезонных сельхозработах. Я убежден в том, что и другие страны вслед за Польшей сделают то же самое, и значительная часть тех заробитчан, которые вернулись сюда на период психоза с эпидемией, вернется обратно. Поэтому вряд ли они составят какую-то серьезную конкуренцию здесь, на внутреннем рынке, тем, кто никуда не уезжал. А вот с теми, кто никуда не уезжал, будет действительно проблема, потому что бизнес, особенно в сфере обслуживания, фактически за эти месяцы был уничтожен, и вернуться на докризисные позиции они вряд ли смогут. И вот тут совершенно непонятно, какая часть граждан, которые лишились своих рабочих мест, останется в Украине и будет занята в этих инфраструктурных проектах, а какая часть постарается любыми способами отсюда выехать. И это будет, скорее всего, зависеть не от того, что будет происходить внутри страны, а насколько будут открываться или нет границы ЕС.

Как преодолеть кризис, шантажировать МВФ и не делать государство источником паники

Новости Украины — From-UA: - Без чего Украине точно не обойтись, чтобы вернуться хотя бы на ту отметку экономики, которая была да начала карантина? Массовая продажа земли? Внешние заимствования? Урезание социальной сферы?

Юрий Гаврилечко: - Строго наоборот. Первое, что нужно сделать, это провести переговоры с внешними кредиторами, вплоть до прямого шантажа, о реструктуризации долгов. На прошлой неделе МВФ списал долги 25 странам, в этом списке Украины нет, и это само по себе является замечательным поводом для начала переговоров не о новых траншах, а о списании старых или отсрочке выплат по ним, а также изменении условий обслуживания. Чтобы вы понимали, реструктуризация долгов может освободить в этом году порядка полутриллиона гривен. Это в 16 раз больше, чем сейчас запланировано суммарной субвенции Пенсионному фонду на антикризисные мероприятия. Ни о какой продаже земли вообще речи идти не должно, потому что сейчас проблемы с продовольствием будут во всем мире, потому что та же самая ситуации, что и у нас, в той или иной степени будет наблюдаться по всех странах. Поэтому Украина, наоборот, должна закрыть возможности для покупки здесь земли кем бы то ни было, потому что это тот ресурс, который может приносить деньги. Продавать землю — это все равно что вместо продажи золотых яиц решить продать курицу, которая их несет.

Плюс кроме программ по кредитованию, на мой взгляд, правительство должно обратиться к опыту Турции, с одной стороны, и Южной Кореи — с другой. Турции послевоенной, которая проводила очень жесткую политику ограничений и преференций во внешнеэкономической деятельности. Турция тогда ограничивала импорт на свою территорию тех товаров, которые производились в стране, дабы насытить ими внутренний рынок и не создавать конкуренцию для собственных предприятий, и, соответственно, стимулировала экспорт производимой готовой продукции турецких же фирм. Это нужно делать в первую очередь. Что касается Южной Кореи, то напомню, что аккурат в 70-е годы их правительство договорилось с местными олигархическим группами о том, что государство со своей стороны поддерживает их деятельность в обмен на обязательства гарантированной занятости для корейцев. И вот этот шаг помог им стать одним из азиатских тигров, которые мы знаем. Мало того, сейчас в экспертной среде периодически ведутся разговоры о том, стоит ли использовать такой механизм, как эмиссия денег, или не стоит. Напомню, что один из наиболее простых вариантов решения вопроса с использованием эмиссионных денег является компенсация государству затрат предприятия на оплату труда. То есть не раздача напечатанных денег всем и каждому, что однозначно приводит к инфляции, а выдача этих самых денег в виде зарплат. Предприятие не тратит деньги на то, чтобы использовать их в качестве фонда оплаты труда, и пускает их в оборот, а государство за счет напечатанных денег платит зарплаты, как в бюджетной сфере, так и в коммерческой.

И вот такой механизм использования эмиссионных денег не приводит к инфляции по той простой причине, что деньги моментально связывают с производимыми товарами и услугами и рождают дополнительный спрос на том же самом рынке. Ну и как вишенка на торте напомню, что сегодня НБУ снизил на 2 процентных пункта учетную ставку, с 10 до 8%, что можно только приветствовать, и данное решение Нацбанка идет в той же самой логике, что и действия правительства в отношении льготного кредитования. И если НБУ и дальше продолжит снижать учетную ставку, тогда шансы на то, что обновленная программа 5-7-9, а сейчас она, скорее, будет 3-5-7, заработает.

Новости Украины — From-UA: - Ну и напоследок, не считаете ли вы что проблема коронавируса надуманна?

Юрий Гаврилечко: - Мне не нужно быть врачом, чтобы сказать, что эпидемии нет, потому что никаких действий государств, направленных на решение проблемы, я не вижу. Во все времена действия любого государства в ответ на форс-мажорные обстоятельства укладываются в одну-единственную схему, очень простую на самом деле. И если сейчас никто по этой схеме не действует, значит, проблемы нет. Если в двух словах, то действия любого государства на форс-мажор состоит из принципиальных моментов. Момент первый: блокировать все информацию о том, что происходит. Момент второй — назначить или определить ответственного за решение этого вопрос. Момент третий — мобилизовать ресурсы для решения проблемы форс-мажора. Момент четвертый: купировать возможную панику и засеять информпространство дезинформацией относительно того, что происходит в реальности, постепенно вытаскивая из государственных ресурсов, и не только, граждан, которые что-то умеют делать для того, чтобы решить эту проблему. Следующий момент, если это требует технического решения, это обязательное направление средств в науку или в производство чего-либо, что нужно для решения этой самой проблемы.

Вы где-то что-то похожее видите? Нет. Вот и все. Все очень просто до невозможности. Потому что государства существуют уже много сотен лет и наработали уже определенные схемы, как что делать, это не первый форс-мажор. А вот если государство становится источником панических сообщений, то это свидетельствует о совершенно других вещах. То же с точки зрения истории управления. Вот если государство является источником панической информации, это означает, что данный психоз собираются для чего-то использовать. Есть книга Бехтерева 1908 года, где один из величайших физиологов всех времен описывает, каким образом народу можно внушить любой мифологический патерн. Советую к прочтению.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Юлия Процышена
Поделиться в Facebook
Последние новости