Художник Клименко: «Культура превратилась в арену геополитической битвы»
О том, что такое современный арт-рынок, как он работает и с кем, кто такой современный художник и для кого понятны его произведения, об абстрактном искусстве, его рождении и развитии в Украине и в мире, о наших настоящих национальных героях рассказал корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA украинский художник Александр Клименко.
Новости Украины – From-UA: - Александр, приветствуем вас! Нравится ли вам здесь жить, были ли мысли уехать за границу?
Александр Клименко: - Если я скажу, что хотя бы один художник, по крайней мере, из серьёзных авторов, которых я знаю много лет, тех, кто признаны ведущими художниками нашей страны, не мечтал бы уехать, жить и реализоваться в полной мере где-то в другом месте, там где это возможно, то это, конечно, будет неправда. Всем понятно, что в Монако красивее, на Лазурном берегу совсем чудесно, в Штатах крутой арт-рынок и т. д. Но профессионалы, которые хорошо знают реальную ситуацию, понимают, что в нашу эпоху это практически невозможно. Художников – эмигрантов там точно не ждут. Повезло, если человек уехал ребёнком и уже там стал художником, в Америке американским или в Англии британским. Современный мир делается всё более остро конкурентным по целому ряду причин, культура превратилась в арену геополитической битвы, где происходит реальная безжалостная борьба за культурное доминирование. В арт-процессах совершенно конкретно участвуют спецслужбы, различные тайные общества, ордена, и конечно, государство на самом высоком уровне. И поэтому сегодня такой феномен, который был в Париже в начале 20 века, уже невозможен.
Когда приехали художники из разных стран — Модильяни из Италии, Шагал из Российской империи, Пикассо из Испаниии стали знаменитыми во Франции — этого не повторить ни в одной стране. Той прекрасной свободы больше нет и увы, уже никогда не будет. Есть небольшая квота для художников, но не белых, так было и раньше, уже полвека, а сейчас в связи с BLM ещё жестче. И даже в этом случае, для того, чтобы автора решили сделать «известным британским художником», он должен родиться в Британии или жить там с детства. Например, одна из самых известных американских художниц, которая реально чуть младше меня, Джулия Мехрету, наполовину афроамериканка. Её семья приехала в Америку из ЮАР, когда она была совсем маленькой, и уже в новой стране она, через время, стала известной художницей. Настоящее воплощение «американской мечты». Но художник-мигрант, который приехал во взрослом возрасте, чтобы он вдруг стал знаменитым автором, представляющим ту новую страну, куда он попал, такого сейчас в мире нет. Борис Михайлов из Харькова, который сейчас живёт в Германии или Илья Кабаков, уроженец Днепропетровска, который жил и работал в Москве, а потом уехал в Америку – это единичные случаи, которые только подтверждают правила. Они полностью сформировались как художники нонконформисты в Советском Союзе, а Запад их искусственно сделал знаменитыми именно потому, что они были идеологическими противниками коммунизма. То есть их успех как раз и создан вот этой мощной и влиятельной геополитической системой, безжалостной машиной, которая действует и управляет всем в современном искусстве.
Новости Украины – From-UA: - Вы затронули интересный вопрос, что арт-рынок стал субъектом в руках геополитики. Как вы к этому относитесь? Имеет ли право политика вмешиваться в рынок арт-индустрии?
Александр Клименко: - Это, к сожалению, имеет место быть, совершенно независимо от нашего желания. И это будет усиливаться, так как мир вступает в период еще более острой конкурентной борьбы. Например, уже хорошо известно, об этом написаны исследования, что так называемый американский абстрактный экспрессионизм – Джексон Поллок, Марк Родко, Вилем де Кунинг и другие, достаточно вторичное художественное явление искусственно подержали, раздули и придали ему статус американские спецслужбы в связке с кланом Ротшильдов. Об этом прекрасную книгу выпустила американка Френсис Сондерс, которая так и называется «ЦРУ и мир искусств». То есть началось это еще в середине 20 века, а уж, что сейчас происходит, почему и зачем, можно понять логически анализируя прошлое. А нравиться это, конечно, не может ни одному художнику. По моему глубокому убеждению, подлинно творческий человек – всегда духовный человек, он по определению космополит и презирает эти геополитические игры, любые идеологические догмы и оковы. В принципе, любой человек высокого интеллектуального, духовного уровня, широко образованный, обязательно станет космополитом, пацифистом, гражданином всей планеты Земля. За редчайшими, какими-то девиантными исключениями. Нормальному человеку вообще не могут нравиться войны, конфликты, напряжение, агрессия между кем угодно, а тем более, кстати, между ближайшими соседями.
Новости Украины – From-UA: - Недавно в Украине отмечали День Победы. Как вы относитесь к этому дню?
Александр Клименко: - Так же, как относился ребенком, потом юношей 40 лет назад, для меня ничего не поменялось. Так же как относились мои родители. Андрей Макаревич поет, «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Это очень хорошая фраза. Изучая историю всю жизнь, прекрасно понимаю, знаю, что нам, всей Украине, всем ее жителям грозило в случае победы фашистской Германии. Практически полное истребление, жизнь рабов, и то, лишь для того небольшого количества, примерно процентов пяти населения, кого бы оставили обслуживать «высшую расу», которая должна была заселить новые земли Рейха. Мы, в небольшом количестве, нужны были только для сельскохозяйственных работ, чтобы снабжать арийцев продуктами питания и выполнять самые грязные и низшие работы. Поэтому логично иметь те же взгляды, которые у меня были раньше – что это великий и священный Праздник.
Но вот о чём, что мне представляется очень важным, я хотел бы поговорить. Это совершенно новая, уникальная концепция, которую я разработал и предлагаю Украине. Много лет занимаясь изучением философии, истории, теории культуры, пришёл к выводу, что настоящей славой нашей страны должны стать в будущем такие имена, в такой последовательности: Сковорода, Малевич, Вернадский. А может быть и дальше, в этом ряду – Королёв. Но первый по времени– Сковорода – совершенно невероятный персонаж. Сегодня в Украине о нём мало говорят, редко вспоминают, нам навязывают других героев, которые несут идеи войны и раздора, а на самом деле, по моему мнению, нам очень повезло, что такая фигура как Сковорода присутствует в нашей истории. Вот его как раз и стоило бы сделать символом нашей просвещенной, успешной и процветающей страны. Конечно, если мы хотим такую страну – культурную, образованную, прогрессивную. Тот свет просвещения, те информационные волны, которые от него пошли, отзывы, отклики, они беспрецедентны.
Второй здесь Малевич — самая известная фигура из Украины во всём мире. Он намного более знаменит, чем любой другой человек из нашей страны, в любой области – поэт, писатель, учёный, кто угодно. Более того, вызывает живой интерес до сих пор. Казимир Северинович объективно имеет всечеловеческое значение, потому что он один из первооткрывателей совершенно нового вида искусства. Величайший философ, космополит, медиум, пророк. Он и Кандинский признаны на Западе основателями самого новаторского, авангардного искусства – абстрактного. Ведь на самом деле, абстрактное искусство — это совершенно новый вид искусства за тысячи лет существования цивилизации. Если находят первые изображения в пещерах, которым десятки тысяч лет, то, в той или иной степени это фигуративное искусство. Фигуративный реализм, как подражание видимому, как мимесис существует уже 40 тысяч лет, может быть и больше, а абстрактное искусство всего-навсего, каких-то100 лет. Это объективный процесс эволюции сознания человека, когда человек дошел в своем развитии до возможностей осознать свою космическую природу, мыслить широко и абстрактно, стать сопричастным творчеству Вселенной и самому творить. Не изображать то, что уже есть, хуже или лучше, а создавать что-то совершенно новое, своё. По моему глубокому убеждению, абстрактное искусство возникло в русле такого большого движения, которое я называю интегральный космизм. Существует признанное понятие космизм как философское направление, сформированное в 19 веке, а на самом деле, я считаю, что путь движения человечества к ноосферно-космическому будущему намного шире и начался намного раньше. Здесь сотни имен, начиная с Анаксагора, Чжуан-цзы, Джордано Бруно и многих других мыслителей, художников, музыкантов. Ван Гог, например, из известных авторов, по моему убеждению, природный космист и тд.
Звездные мельницы
Вернусь к Сковороде, почему его фигура так важна. Григорий Саввич человек огромной свободы духа, конечно же – убеждённый космополит, глубочайшей, разносторонней образованности. Он безмятежно и вольно странствовал по Украине, приезжал неоднократно на территорию современной России, ведь тогда это была одна большая страна – Российская империя, обменивался мыслями, беседовал со многими, не чурался простого люда. Это был человек необыкновенно высокого уровня развития, который говорил, что важнейшая вещь — это сродство. И совершенно поразительно, что большой русский философ, один из столпов, Владимир Соловьев, который ввел понятие всечеловечество, является его потомком. Сковороду уже при жизни называли «русским Сократом». Человек колоссальной эрудиции, он знал несколько языков, жил и преподавал некоторое время в Европе. Совершенно потрясающая личность, его взгляды, его философия, стремление к справедливости, презрение к материальному миру, поиск «сродства» среди людей – уникальны и очень прогрессивны. Мне лично очень близко то, как он говорил, что в толпе, в суете и заботах всегда ищи и находи зерно вечности.
А Вернадский! Это же невероятной мощи фигура, предвосхитивший все самые актуальные тенденции мышления, которые сейчас активно пропагандируют крупнейшие ученые мира. Какая красивая, выстраивается последовательность, совершенно новая, вдохновляющая, открывающая новые горизонты: Сковорода, которого можно назвать предтечей всего русского космизма, Малевич — интуитивный космист, Вернадский – создатель учения о ноосфере, Королёв, сделавший реальным полёт в космос. Да, нужно говорить об украинском космизме! Я пока единственный в Украине, кто своим творчеством, текстами призываю к этому. Малевич не был знаком с трудами философов, которых относят к космизму. Он не читал книги великого гуманиста, основоположника русского космизма Николая Федорова или Циолковского. Но сам шел по этому пути, несомненно. Об этом блестяще говорит наш замечательный исследователь Дмитрий Емельянович Горбачёв, вспоминая, как Малевич называл свой супрематизм «моделью космоса».
Недавно я прочитал, что Малевич, особенно сильно любил звёздное небо. Как же мы в этом похожи! Одно время он даже купил телескоп и установил в своей мастерской, регулярно смотрел через него по ночам, любовался Вселенной. Вообще, знаешь, что само слово Спутник, ставшее международным, впервые именно Малевич применил в космическом контексте и предсказал, даже очень похоже нарисовал летательный аппарат, который будет в будущем кружиться по орбите Земли. Ноосферно-космический – это, по моему убеждению, единственно спасительный, самый прекрасный и самый возвышенный путь человечества — уйти в сторону от конфликтов, противостояний. Уйти от дикости, безумия, варварства войн, которые вообще понять невозможно. Если задуматься, войны – как это до сих пор может быть? Мне лично существование войн в современном мире вообще кажется позорным анахронизмом, с которым необходимо решительно покончить. Их самоубийственная дикость, по своей природе близка к позорному, животному массовому каннибализму. Поэтому, с моей точки зрения, такая красивая последовательность — Сковорода, Малевич, Вернадский, Королёв это чудесная альтернатива тому агрессивно националистическому, ксенофобскому курсу, который ведёт в тупик, к катастрофе. Кстати, Вернадский, как и Малевич, подчеркивал, что он украинец, да ещё и казацкого рода. Малевич, на самом деле, как известно, по своим корням поляк, но живя и работая в Москве, из-за понятного мне бунтарского духа называл себя украинцем. Любой духовно развитый, независимый в мышлении человек всегда будет подчеркивать свою обособленность от окружения, отдельность, то, что не принадлежит к стае, определенную привязанность к месту своего рождения, какое бы оно ни было. Достойный человек всегда так поступает. Но при этом Вернадский, который имел, как я уже говорил, казацкие корни, гордился ими, стал основателем одного из самых прекрасных, самых возвышенных учений в истории цивилизации, которое про объединение, общность человечества. Вот такая украинская линия чудесна! Украинский космизм, как часть всечеловеческого космизма, который идет от Сковороды через Малевича к Вернадскому, — это прекраснейшее направление, идеология толерантности ко всему миру, признание реальной общности жителей планеты Земля. Такой высокой и красивой может быть миссия Украины. Нести в мир понимание того, что человечество должно преодолевать расколы и искать не разделение, ненависть и агрессию друг к другу, а находить другие идеи, возвышенные, объединяющие. А на пути агрессии и ненависти не будет победителей, на любую силу всегда найдется другая сила и этот путь чреват глупым, банальным и позорным взаимным уничтожением.
Животворящий Космос
Новости Украины – From-UA: - Что такое творческие профессии в Украине? Мне кажется, что они где-то в тени или для какого-то определенной касты богатых людей или ценза. Вы как считаете?
Александр Клименко: - Мне кажется, что ничего особенного у нас сейчас в Украине в искусстве не происходит. Примерно, как и везде. Был огромной силы пассионарный взрыв в современном украинском искусстве в конце восьмидесятых, начале девяностых, но это отдельная история. А сейчас, так же, как и в других странах, только хуже, намного беднее, и очень провинциально. И конечно, к большому сожалению, невежественных и ограниченных нуворишей, мещан у нас намного больше, в среде богатых людей, чем в Европе или Америке. Поэтому уровень интереса к прогрессивному искусству очень низок. Да и в целом, как известно, определенный уровень благополучия и благосостояния в обществе больше предрасполагает к тому, чтобы интересоваться культурой и искусством, а после 2014 года экономика Украины, как это очевидно, просто летит в тартарары. Но, важно всегда помнить, что как бы ни было сложно материально, как бы нас ни накручивали и ни пытались внушить ненависть к кому-то снаружи или внутри страны, какую-то военную истерику, как сказал великий философ Ницше, «культура — это тончайшая яблочная кожура, которая находится над пылающей бездной хаоса». Ты просто эту кожуру проткни — и все это выльется, эта магма, это безумие, эта горячечная взаимная агрессия, и она потопит всех: и правых, и виноватых, и тех, кто хотел, звал войну, и тех, кто не хотел. Всех. Поэтому, конечно же, практическая поддержка культуры совершенно необходима. Мудрые люди должны понимать, что всё связанно между собой, и если не будет культуры, искусства, то будет хаос и катастрофа.
Новости Украины – From-UA: - Если говорить об абстрактном искусстве, оно дано всем или нет? Как понять абстрактное искусство и для кого оно?
Александр Клименко: - Тех, кто не любит абстрактное искусство, как-то даже боится его, чувствует в нем что-то враждебное и опасное, их, в какой-то степени можно понять и пожалеть. Абстрактное искусство появилось в переломный момент истории человечества, в начале 20 века, когда прежний мир уходил в прошлое навсегда. Те, кто его не понимает, не приемлет нового, они консервативны, скучны, банальны, боятся изменений, боятся яркой и наполненной жизни. Абстрактное искусство для дерзких мечтателей, странников, которых тянет к приключениям, в неведомые дали, к непознанному, оно вообще появилось как мечта о космическом будущем человечества, как грёза о чем-то более возвышенном, выходе за пределы Земли. Вспомни, как мечтал Циолковский о том, что человечество со временем станет лучистым, человек приобретет способность странствовать беспредельно на любые расстояния во Вселенной, будет бессмертным, свободным, ни от чего не зависеть. То есть человечество превратится в иной, высший и совершенно счастливый вид. Посмотри, какая прекрасная мечта! Абстрактность в искусстве и была вызвана этими мечтами о будущем переходе куда-то дальше, выше, мечтами о воздухе, о полетах. Малевич, например, был, без всякого сомнения, медиумом, человеком, видящим будущее, как я уже говорил, он реально предсказал появление спутников в 20-м году, а спутник первый полетел в 60-х. Он всегда говорил, что «я вас зову к отрыву от земли». В этом космическом самосознании и есть смысл появления абстрактного искусства.
А с другой стороны, абстрактное искусство появилось, как реакция на ужасающую бойню Первой мировой войны. Сначала как предчувствие её, а потом как переживание и раскаяние, желание дистанцироваться от этой позорной варварской дикости, уйти в башню из слоновой кости. И поэтому тоже абстрактное искусство начало развиваться. То есть люди захотели уйти отсюда в более прекрасные миры, забыться в грезах о более совершенном мире. Человечество разочаровалось. Ведь Первая мировая война, по сути, стала главной войной всего 20 века, а её отголоски, багряные отсветы очевидно вспыхивают и в двадцать первом. Историки сейчас совершенно точно убеждены, что именно Первая мировая война и породила Вторую. Германия, которая испытала унижение поражения в Первой мировой войне, была настолько не согласна с этим, не могла смириться, что потом затеяла Вторую мировую. Так вот, еще одна функция абстрактного искусства, причина его появления, очевидно связана с неприятием этих ужасов, с коллективным предчувствием человечества, что 20 век станет таким темным веком войн. Как мечта о другом, прогрессивном и справедливом мире, о развитии, о космическом будущем человечества. Когда начиналась Первая мировая война, которая тлеет до сих пор, все деятели культуры просвещенной Европы, все философы, все образованные люди мира были уверены, что вся эта дичь, все эти войны, всё это позорище — оно уже все в прошлом, что человечество настолько развилось, что теперь войны невозможны. А оказалось это не так.
Например, французский поэт Гийом Аполлинер писал, что «я боюсь в прицел своего ружья увидеть кого-то из тех поэтов и писателей, с которыми я еще недавно пил вино и говорил об искусстве», потому что они оказались по разные линии фронта. И вот эта вся неуверенность человечества в человеке, сомнения, желание уйти в какой-то прекрасный мир мечты, в какой-то степени тоже породило абстрактное искусство, как альтернативу. Но я убеждён, что всё же главная идея абстрактного искусства — это пространство для прекрасного будущего, вознесение, расширение человека до бесконечности, к Космосу, к Вселенной. Те люди, которые не верят в будущее, ограниченные, трусливые, как-то и побаиваются абстрактного искусства.
Красота звезд
Новости Украины – From-UA: - Ваша личная история. Украинский художник — он кто? У большинства сформировался стереотип, что это человек, живущий бедно, который ищет себя всю жизнь.
Александр Клименко: - Я глубоко убежден, что в конце 80-х, начале 90-х годов на Украине по целому ряду причин произошел в изобразительном искусстве пассионарный взрыв. И вот тот круг художников, который сложился в этот период, он сложился вокруг Киевского художественного института. Сказались лучшие черты украинцев: свободолюбие, индивидуализм, казацкий дух, воля к свободе. Как-то получилось так, что в конце 80-х, когда начали ослабевать все идеологические, политические процессы, именно наш институт стал невероятной территорией, где какое-то количество художников, очень сильных, ярких, мощных, оказавшись вместе, взаимно усилили друг друга — и произошла эта вспышка, как резонанс в физике. Собрались вместе художники просто высочайшего уровня – Савадов, Цаголов, Гнилицкий, Голосий и другие. И если бы этот круг художников находился где-нибудь в Лондоне или Нью-Йорке, то все бы мы были мировыми звездами и наши произведения стоили миллионы долларов. Но так как, к сожалению, Украина маргинализировалась, а сейчас всё больше принимает разрушительную идею, которую нам навязывают извне – стать «великой аграрной державой» то это не может произойти здесь. Украинскому современному, прогрессивному искусству мирового класса нет места и внутри страны и никому оно не нужно снаружи, никому кроме нас самих не выгодно. На Украину совсем другие планы. Но самое обидное, что никто из наших правителей, за всё время независимости этого не понимает. Такая грустная судьба страны в этом отношении, что культура у нас была и есть по остаточному принципу. Тогда в 90-х, не понимал никто, как позиционировать украинское искусство, как его продвигать в мире, и пассионарный взрыв, круг мощнейших художников, который реально мог бы Украину прославить в мире остался провинциальной вспышкой. По моему убеждению, и сегодня всё идет совершенно не в ту сторону, куда нам идти выгодно. А тогда, точно такая же группа художников появилась, например, в Италии, лет за 5-10 до нас, ее правильно сумел представить искусствовед Бонита Олива, который был рядом с ними, сумел эту группу сделать мировой звездой. Очень похожая группа появилась в Лондоне, British Young. Эта группа получила колоссальную поддержку у британских спецслужб, государства, тайных обществ, крупных меценатов — все объединились, потому что продвижение своей культуры в мире — это сейчас вопрос №1. Дух управляет телом, энергия управляет телом. И вот культура, искусство — это и есть эта энергия и дух.
Почему американцы, англичане, немцы, японцы, а сейчас и Китай вкладывают огромные деньги, огромные ресурсы и возможности в продвижение в мире своего искусства, своей культуры? Потому что уже абсолютно всем ясно, что это работает, это является мощнейшим стимулом. Известность культуры страны в мире и внутри прямо связана с ее экономическим, политическим, каким угодно процветанием и успехом. Но у нас, к сожалению, как этого не понимали, так и не понимают.
Новости Украины – From-UA: - Наши власть имущие понимают искусство через свои националистические процессы. Не так ли?
Александр Клименко: - Конечно, есть глупцы и внутри страны, которые действительно считают, что нам нужен национализм. Но больше нам это внушают издалека в своих интересах. С одной стороны, национальное самосознание — это вещь объективная. И действительно в нашем паровом котле накопилась огромная энергия, потребность в определённой независимости, самобытности. Это объективный процесс, которым пытаются очень тонко манипулировать из-за океана, усиливать и придавать ему направленность против кого-то. Вот в чем проблема. Потому что, с одной стороны, сам этот объективный процесс неплох, например, уважение к своим традициям, к своей культуре, к своему прошлому. Но когда это искусственно превращается в ненависть к кому-то, это является разрушительным для того, кто эту ненависть испытывает.
Чудо вселенской жизни
Новости Украины – From-UA: - А как повлиял локдаун на искусство?
Александр Клименко: - Я еще в начале эпидемии был уверен и написал об этом, что когда она закончится, то в мире может наступить период расцвета, который был в начале 20 века, когда закончилась испанка. Тогда всех охватило всеобщее ликование, радость жизни, люди рвались к каким-то удовольствиям, возможностям. Всё это вылилось в такой феномен, который назвали «золотые годы Парижа», когда начали очень активно ходить на выставки, в театры, покупать искусство, веселится, жить полной жизнью. Люди просто праздновали избавление от этой испанки, была очень похожая ситуация. Поэтому будем надеяться, что все вернется. Нам бы здесь какое-то понимание, какую-то мудрость, понимание своего места, своего пути. У нас ведь есть совершенно потрясающие личности в истории, которыми мы можем гордиться. Это Соня Делоне – Сара Штерн из Одессы, которая стала всемирно известной художницей. Это Александра Экстер, это Богомазов. Это действительно художники мирового уровня, мирового класса. Архипенко, Богомазов, Экстер и конечно, Малевич. Вот об этом нужно постоянно говорить и гордиться этим, эту тему развивать и усиливать.
Новости Украины – From-UA: - Есть ли будущее у украинского искусства и у украинских художников?
Александр Клименко: -Во всей Европе и в Америке существует культура: у людей обязательно дома есть картины художников своей страны. Это musthave! А вот в Украине такое представление, дикое, я бы сказал: наш художник должен стать известным за рубежом, а потом, может быть, его будут покупать в Украине. Такого не было и никогда не будет. Художника делают знаменитым в той стране, где он живет и работает. Например, есть такой современный немецкий художник Нео Раух. Это один из больших мировых художников. В Германии все понимают, что они должны своего художника поддерживать — все компании, банки, все фирмы, частные люди покупают себе его произведения. Это честь, обязанность, уважение к себе, подлинный патриотизм. Естественно, цена растет. Потом государство, крупные меценаты делает ему большие выставки за рубежом, продвигает его, и уже только после этого он становится известным в мире и его начинают покупать мировые коллекционеры. Но первоначально это всегда делает сама страна. Вот об этом важно говорить.
Восторг полета
У нас, может, еще и ментальность немного такая хуторская сказывается. К сожалению, во взаимодействии с нашими позитивными сторонами, такими как свобода духа, казацкая вольница, индивидуализм, бунтарство, это может реализовываться и в негативных сценариях. Например, в том, что «моя хата с краю, ничего не знаю, я для себя заработаю и уеду в Майями». Это, кстати, уже становится все боле смешным и понятным, что уезжать-то, по большому счету, особо и некуда. Мы должны понимать, что нам надо строить страну здесь, комфортную, счастливую, толерантную, которая будет находиться в прекрасных отношениях с соседями. Значит, надо бесконечно искать возможность договориться. Важно, чтобы каждый бизнесмен в Украине понимал, что если он не будет поддерживать украинское искусство и культуру, развивать, представлять в мире, то ситуация в стране быстро и окончательно скатится к каким-то факельным шествиям, зигующим молодчикам, которые в конце концов сметут и бизнесменов, даже если они и будут их поддерживать. Упадёт бизнес, инвестиции, деловая активность, всё окончательно заглохнет. Поэтому, какая альтернатива? Искусство, культура, философия, духовность, космизм, интеллектуальное развитие человека. Простые вещи.