Партия регионов – Партия развития: реинкарнация с реабилитацией?
Ну вот, Украина опять может наблюдать увлекательные процесс того, как пытается восстановиться очередная партия власти, потерпевшая политическое фиаско. В Украине правит уже пятый президент, и ему еще предстоит определиться, какая из великого множества украинских партий станет его «надежей и опорой». А все его предшественники унесли за собой в политическую могилу и свои партии власти.
У первого президента Леонида Кравчука, собственно, такой «личной» партии не было. Все было так зыбко и туманно, что великий «ходок между капель», чтобы всем было спокойно, заложил остов и главные несущие политической системы Украины. «Красным директорам» из перекрасившейся партхозноменклатуры и будущим олигархам комсомольского и неясного происхождения от отдал экономику и госсобственность под якобы рыночный дерибан под лозунгом «Обогащайтесь!», а Народному Руху Украины предложил «вести к цивилизации», ведать духовной сферой – идеологией и гуманитаркой. Что-либо путное не успели сделать ни Кравчук, ни Рух, и канули в небытие, оставив ща собой лишь неароматный шлейф провала.
За ними был Леонид Кучма, за два срока которого поддерживали то Народно-демократическая партия (НДП), то какой-то жадно-непонятный конгломерат «За единую Украину!» («ЗаЕдУ»), то Социал-демократическая партия Украины (объединенная» (СДПУ(о)). И, как говорится, иных уж нет, а те далече. Что собой сегодня представляют НДП и СДУПУ(о), цензурными словами рассказать можно, но будет не емко и не красочно.
Затем нарисовался на майдане «украинский мессия» Виктор Ющенко, скромно считавший украинцев «моею нациею», а страну – «Нашою Украиною». И по прошествии пяти лет, справедливо названных «пятилеткой безумия», даже пресловутая фанера над Парижем присвистывает от зависти той скорости, с которой над Украиной на помойку истории пролетели эти майданные демократы – Ющенко и его партия власти «Наша Украина».
Пришедший за ним «стабилизатор» и «строитель вертикали власти» Виктор Янукович опирался на Партию регионов (ПР), которая после его падения и трусливого бегства из страны оказалась, как бы это сказать помягче, не у разбитого корыта, но уж точно у разграбленных шикарных особняков. И перед опасностью, что и у их лидеров подобные «хатынки» отберут и точно разграбят.
И сейчас, повторяю, именно ПР должна показать, как она будет преодолевать главное противоречие всех партий власти – между задекларированной идеологией и практической сутью. У всех партий они, как видим, были разные, но по сути они были в лучшем случае кадровой опорой. В худшем -- безропотным политическим сопровождением пребывания у власти «вождя», который вертел страной как хотел, насиловал ее, но требовал публичной благодарности за это хотя бы от «партайгеноссе». И обычно получал ее, что после отставки «папы» и превращало партии в посмешище и отстойник смешных уродцев, бредящих былым величием.
Отличие Партии регионов от своих предшественниц лишь в том, что она со своим вождем уже знала горечь поражения—в 2004м. И смогла выйти в 2010-м из него усиленной и способной к реваншу.
Теперь у «регионалов» начался новый этап – перехвата эстафетной палочки и использования лучшего из прежнего опыта в сочетании с новыми идеями. Если они, «регионалы» бывшие и нынешние, не хотят окончательного забвения, то им предстоит то ли реинкарнация с последующей реабилитацией, то ли просто реабилитация путем реинкарнации. И из ПР-«старой» уже отпочковались, как они сами о себе сказали на своем съезде, «самые перспективные и самые прогрессивные» и 21 июня сего года создали новую политическую структуру – Партию развития Украины.
Новая партия уже учла главный недостаток своих предшественниц – она создавалась не под вождя и не под единым руководством, а под коллективное лидерство. Формально есть руководители – Юрий Мирошниченко (председатель национального комитета (НК) этой партии), Сергей Ларин (руководитель исполнительного комитета), Николай Скорик, Ирина Горина, Сергей Татусяк, Егор Устинов (первый и прочие заместителями главы НК). Но как заметил Ларин, руководить всем будет политический совет из 15 человек. Это первое.
Во-вторых, Партия развития совершенно правильно заявила, что, с одной стороны, она хочет стать полноценным представителем мятежного юго-востока Украины, электорат которого не только предан бывшим президентом Януковичем и Партией регионов, но и не имеет сегодня никакого представительства в верхних эшелонах власти, которому доверяли и в столице, и в регионе. Партия развития хочет стать посредником на переговорах между Юго-Востоком и Киевом и быть инициатором таких переговоров с кем угодно ради одной цели – реального прекращения братоубийственной воны в Донбассе. Ради этого «развитые» готовы переговариваться с Киевом. Москвой, Брюсселем, Вашингтоном и с даже с лидерами людей, которые сегодня отстаивают свои права и претензии с оружием в руках. То есть с ополченцами, на что категорически пока не согласен Киев.
С другой стороны, Партия развития не собирается замыкаться на базовом электорате Юго-Востока, а изначально хочет представлять всю страну, привлекая в свои ряды управленцев, региональных лидеров, региональных бизнесменов, мэров городов, депутатов всех уровней, представителей общественных движений, гражданских активистов и даже участников майдана со всех регионов Украины. Потому что а) именно таким партийным кадрам реально доверяют рядовые избиратели; б) у них есть реальный опыт работы и решения конкретных проблем.
В-третьих, Партия развития делает упор на молодых политиков, но хочет, чтобы к ее работе были привлечены и так называемые «капитаны бизнеса». И олигархи первой величины и бизнесмены разного ранга. Их Партия развития хочет научить строить социально ответственный бизнес, который реально сможет реформировать олигархически-клановую систему Украины в цивилизованные отношения. И крупный бизнес к Партии развития интерес уже проявил -- на ее съезде были замечены представители Виктора Пинчука, Сергея Таруты, Сергея Левочкина, Александра Вилкула и т. д.
На съезде партии действительно было 750 делегатов со всей Украины. Им и было сказано, что перед новой партией стоит старая задача – по итогам парламентских выборов создать самую крупную парламентскую фракцию. Чтобы, значит, ничто не было забыто и никто.
Сейчас Партия развития типа активно ищет пути к избирателю. И, в общем-то, установки у нее совершенно правильные. И, как ни банально это ни звучало, но только ее работа покажет, готова ли новая партия отвечать тому ощутимому в обществе и явному запросу на новых политиков, которые ищут пути реализации своих идей и навыков в новых политических реалиях. И на национальном уровне, и особенно на уровне местных элит. Народ-то и в Украине становится все более ушлым.