НЭП по-украински
Для того, чтобы исправлять ситуацию с ростом цен и реальным падением зарплат, нужно для начала что-то делать с налоговой политикой и социальными стандартами. В Украине до сих пор действуют социальные стандарты, утвержденные в 2013 году, с тех пор они у нас заморожены. Соответственно, это влияет на снижение потребительского спроса, ведь все остальные доходы, которые завязаны на базовые социальные стандарты, в первую очередь, на зарплаты бюджетников, остаются неизменными.
При этом под лозунгом «Давайте сэкономим деньги на социалке» были существенно сокращены социальные расходы бюджета, дополнительно введены сборы с пенсий, установлены новые налоги, которых раньше не было. Были установлены акцизы и введен де-факто налог с розничного оборота подакцизных товаров, который у нас почему-то назвали «акцизом». Все это привело к тому, что цены растут.
Для того, чтобы снизить налоговую нагрузку, надо лишить Министерство финансов права вносить изменения в налоговое законодательство. То есть люди, которые ответственны за распределение и сбор денег, не должны заниматься налоговой политикой. В Минфине нет ни одного специалиста по налогам, там есть только специалисты по вытягиванию чужих денег из чужих карманов. Нам нужен своего рода НЭП (Новая экономическая политика. – Ред.), только в современном виде. Без этого ситуация будет и дальше ухудшаться.
Кроме всего прочего, сегодня крупные промышленные предприятия вынуждены простаивать без работы. Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС никак не улучшило экспортные возможности Украины. С Россией у нас сейчас напряженные отношения, падает товарооборот. С ЕС – то же самое: украинский экспорт в страны ЕС сократился более чем на 30 %. В то же время сокращается товарооборот с Беларусью, с Казахстаном – а с ними у нас тоже какие-то сложности? Скорее всего, нет. То есть это комплексная проблема, которая не решается просто.
Есть первые шаги, которые нужно делать, а есть еще вещи, где надо смотреть, почему те или иные проблемы возникают, и уже реагировать на них. С 2012 года происходит сокращение объемов производства промышленности, которое приводит к остановке работы смежных отраслей, закрытию крупных предприятий. Затем закрываются или существенно снижают объемы средние и мелкие предприятия, которые были завязаны на крупные. Исчезает сфера сервиса, завязанная на платежеспособный спрос сотрудников этих самых крупных предприятий – и дальше мы видим цепную реакцию. Сейчас де-факто мы видим цепную реакцию, когда снижение объемов производства промышленности привело к росту безработицы, которую только Госстат не видит.
Кроме того, например, в Киеве идет активная борьба с малым и средним бизнесом – уничтожение МАФов под соусом «очистим город от незаконно установленных малых архитектурных форм». А кто же будет платить зарплату людям, торговлю которых вы сейчас уничтожаете? А о том, что уже несколько лет не выдаются разрешительные документы, тоже забыли? Они незаконно установлены не потому, что кому-то хотелось незаконно постоять или что-то поставить, а потому, что нельзя узаконить. Нужно было действовать в совсем ином русле: нужно было узаконивать то, что не было сделано предыдущей властью, но делается только наоборот.
К чему приведет уборка МАФов? Некоторые реагируют: «О, как хорошо, будет чище!». Да, будет, но большинство дешевых товаров, которые там продавались, будут дорожать дальше, потому что на месте МАФов окажутся супермаркеты. В супермаркете в любом случае, будет работать меньше людей. Исчезает конкуренция, а если исчезает конкуренция, соответственно, нет смысла снижать цены на товары для тех, кто остается на этом рынке.
Мне очень сложно комментировать наглую ложь о том, что продукты питания в Украине самые дешевые среди стран Европы и постсоветского пространства. Ведь это можно опровергнуть, элементарно переехав любую границу. Эту неправду также может опровергнуть любой, кто владеет польским, румынским, болгарским, английским языками, - он может зайти на соответствующие сайты супермаркетов в Интернете и посмотреть, сколько что стоит. Безусловно, есть позиции, где Украина чувствует себя лучше, где цены пониже, особенно в связи с курсовой разницей. Но есть многие вещи, которые стоят столько же.
Самый «веселый» пример с красной рыбой: у она нас стоит порядка 350-400 грн за килограмм, а на рынке ее как продавали по 2 доллара, так и продают. С учетом таможни, накруток, логистики и т. д., как может товар, у которого входная цена 2 доллара, стоить на выходе 15 в рознице? Что-то странное, правда? Как могут польские сыры и яблоки в Украине стоить столько же, сколько украинские? Если они здесь стоят, сколько и наши, значит, в Польше они стоят дешевле, правда? Если Украина импортирует мясо, значит, там, откуда она его импортирует, оно стоит дешевле, чем внутри страны? Поэтому говорить о том, что у нас продукты питания дешевле, некорректно.
И еще одно. Сравнивать любые цены на любые потребительские товары можно только в привязке к паритету покупательской способности – то есть сколько тех или иных товаров можно купить за зарплату. В этом отношении в Украине самые высокие цены в Европе. Ни в одной стране Европы и близко нет такого соотношения с зарплатой, как у нас: так мало еды на свою зарплату не может купить ни один европеец. Что бы он самое такое ни покупал. Ну разве что он будет покупать дорогую черную икру. Любой европеец может купить на свою зарплату намного больше продуктов, чем украинец – и хлеба, и молока, и картошки, и мяса, и сыров, - чего угодно. В Украине самые высокие цены, а не самые низкие. У нас хлеб стоит полдоллара, а переезжаешь через границу – там он стоит 65 центов, значит, он дороже. Но, простите, средняя зарплата в Украине меньше 200 долларов, а в Польше, если не ошибаюсь, в мае она повысилась до 990 евро. А у нас зарплата почему-то снижается. Вот и все. Все просто.
Манипулировать данными можно очень просто. Только от этого еды больше не становится, и купить больше, наесться ты не можешь. Можно сколько угодно говорить слово «халва», только в желудке от этого халвы больше не станет.