Сентябрь: 1$=30 грн вновь может стать реальностью
Реалии сегодняшней Украины таковы, что объём денежных затрат на обслуживание государственного долга превышает расходы на образование, медицину и социальные пособия.
Естественно, подобное соотношение – вынужденная мера. Списание основной суммы долга – это "неправильный путь", оно "пошлет неправильный сигнал глобальным рынкам капитала", осложнив доступ украинских эмитентов к заимствованиям, пишет комитет кредиторов в Financial Times. Всё вполне осознанно: потенциальному банкроту найти кредиторов проблематично. Даже если наш долг не спишут, а просто реструктуризируют - это в разы облегчит платежный календарь этого года. Нацбанк теперь будет гораздо больше озабочен борьбой с инфляцией (в следующем году она должна снизиться в три раза), и ему будет все сложнее удерживать гривну. Кроме того, НБУ пообещал постепенно отменить действующие валютные ограничения, которые сейчас позволяют иcкусственно сдерживать курс без расходов на интервенции, истощающие золотовалютные резервы. Cнятие же барьеров на импорт сорвет курс в любой момент. Не официальный, так серый.
Цель НБУ теперь – накопить валюту и нарастить резервы. Нацбанк также прекратит продавать валюту напрямую НАК "Нафтогаз". Что происходит, когда "Нафтогаз" приходит на межбанк, мы знаем. На пресловутую рекапитализацию банков необходимо не менее 200 млрд грн, что также будет толкать к осени курс вверх. Отказ же от рефинансирования коммерческих банков обусловит их крах и, автоматически, увеличит нагрузку на Фонд гарантирования вкладов. В таком случае проблема из чисто экономической превращается в политическую.
Возможный же дефолт страны также неизбежно вызовет девальвацию, обостряющую проблемы в банковском и корпоративном секторе. Все национальные субъекты получат кредитный рейтинг не выше рейтинга D (дефолт).
Нетрудно прогнозировать, что в сентябре, когда Украине предстоят пиковые выплаты по валютным долгам и крупные платежи по импорту, вероятность падения курса гривны до 30/$1 слишком высока. И к этому должно быть готово не только экспертное сообщество, но и все остальные украинцы.