Получит ли Украина новые транши МВФ
Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард положительно оценивает перспективу предоставления Украине очередного транша от МВФ. При этом президент Порошенко рассчитывает, что Фонд выделит правительству 7 миллиардов долларов в текущем году.
В аспекте этих заявлений есть масса неопределенностей. Первая, и самая основная неопределенность, - это когда продолжится активная фаза сотрудничества с МВФ. Здесь есть варианты: либо она начнется в конце февраля, либо мы войдем в активную фазу в марте. Хотя вероятность того, что активная фаза начнется, достаточно высока, и это базовый сценарий для Украины, ведь мы начнем выбирать положенные для нашей страны транши.
Вторая неопределенность, - вчера на брифинге Кристин Лагард и Порошенко звучала идея по поводу того, что мы должны подписать некий новый Меморандум. И здесь могут возникнуть проблемы, потому что новый документ предполагает либо пересмотр текущей программы сотрудничества с МВФ, либо остановку текущей программы и начало новой. Когда открывается программа, обычно подписывается меморандум, и больше он не меняется. Он может претерпевать какие-то корректировки, но Фонд не сказал о каких-либо корректировках, а озвучил именно намерение оформления нового меморандума. И вот это заставляет задуматься о том, что будет и что точно происходит. Но, тем не менее, вероятность того, что мы продолжим сотрудничество с МВФ, все равно остается достаточно большой, и это базовый сценарий.
Что касается вероятной суммы нового транша, то необходимо помнить, что программа расширенного кредитования Extended Fund Facility, по которой мы работаем с МВФ, была рассчитана на 17,5 млрд. долларов. В прошлом году Украина должна была получить порядка 10 млрд, но получила только 6,5. То есть в прошлом году не было выбрано, как минимум, 3,5 млрд – третий и четвертый транши по 1,75 млрд долларов каждый. То есть 3,5 млрд долларов остались в МВФ зарезервированные, но так и не выделенные Украине. Киев сам в этом виноват – мы не достигли того ощутимого прогресса, за который сами же подписывались в меморандуме о сотрудничестве с Фондом.
Поэтому нет ничего удивительного, что Украине в этом году предполагается выделить 7 млрд долларов. Действующая программа Extended Fund Facility предполагает обычное подписание каких-то изменений к уже взятым на себя обязательствам, которые мы, скорее всего, выторговываем. Например, касательно резкости снижения дефицита государственного бюджета, пересмотра «маяков», связанных с резервами, курсами, инфляцией. Так вот, если мы живем по старой программе, то у нас еще с прошлого года остались невыбранными 3,5 млрд, и на этот год предполагалось получить еще в районе 6 млрд. Поэтому 7 млрд – это чуть больше, чем прогнозировалось на 2016 год, их Украина должна была получить как раз за счет того, что были недополучены средства в прошлом году. Когда Порошенко и Лагард заявили, что мы подпишем меморандум, они могли иметь в виду, кроме пересмотра параметров, и пересмотр графика поступления средств в Украину от МВФ.
При этом если новый транш будет выделен, сложно сказать, на что его использовать в стране, которая имеет колоссальный дефицит государственного бюджета, ведь какие бы деньги сюда ни закачивались, они все равно «проедаются». Это первое. И второе – МВФ традиционно против обычного поедания и использования средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Хотя в нынешней программе, как и в программе 2009 года, Фонд предоставил Украине несколько траншей подряд, чем позволил использовать средства на покрытие такого дефицита. 50 % от первого транша и около 50 % от второго были направлены как раз на «проедание» - на финансирование дефицита госбюджета.
Но в целом это неправильный подход. Деньги МВФ даются не для того, чтобы страна их просто проедала. Деньги должны закачиваться в золотовалютные резервы Национального банка и служить «подушкой безопасности», которую глупо просто так съедать и для страны, и для кредиторов, так же как и глупо просто разрешить «проесть» эти деньги.