Добро пожаловать в 21 век! Век военной геополитики и военно-силового фактора
Президент Болгарии Росен Плевнелиев в среду, выступая в Европейском парламенте, заявил, что Россия пытается разрушить основы Европейского Союза.
Объект целенаправленных действий Российской Федерации против Европейского Союза – это общеевропейская солидарность, поскольку она является одним из условий дипломатической коалиции в поддержке Украины против России. И если у европейских стран будет своя экономическая политика, геополитика и внешнеэкономическая деятельность, то Россия, работая с каждой индивидуально, сможет обеспечивать только ситуативную коалицию в поддержке своей политики.
Например, действуя через льготный газовый контракт или через кредиты через постройку атомных реакторов с Венгрией, или используя национал-популистские партии правого полка, такие как Национальный Фронт во Франции и другие, или новые движения некоторых восточно-европейских стран, например Словакии.
Поэтому если не будет европейской солидарности, которая в свою очередь является следствием трансатлантической солидарности США, Канады, Австралии и стран Европейского Союза, тогда Европа будет дифференцироваться по национальным квартирам. И, конечно же, размывание этих основ солидарности будет ослаблять поддержку Украины со стороны европейских стран.
Не случайно российские пропагандисты и политики активно спекулируют и манипулируют месседжем о том, что Европа несамостоятельна и она полностью на крючке, мушке и прицеле у США. А также, что у Европы в принципе нет своей политики, как у других национальных государств. А в то же время национальный суверенитет – это фетиш, квазисакральная вещь, которая в России преподносится в качестве национальной идеи Российской Федерации (за не имением лучших).
Неслучайно на последнем совещании Путина с экономистами министр финансов РФ Алексей Кудрин осторожно заявил, что ради оживления и восстановления экономики нужно уменьшить геополитическую напряженность во внешней политике в отношении ключевых западных государств. На что получил от Путина ответ, что «национальным суверенитетом не торгуют, даже если он работает в ущерб экономическому состоянию страны и социальному состоянию людей».
Также вчера президент Болгарии отметил, что он надеется, что не будет новой холодной войны, но действия России в Украине привели к "холодному миру", где никто не хочет войны, но где все еще есть конфликты и конфронтации.
Холодной войны не будет однозначно, но это не значит, что это хорошо, потому что Холодная война была войной по правилам. Да, это была гонка вооружений, идеологическая война социализма, коммунизма и капитализма, но военный паритет, и прежде всего, угроза ядерной войны приводили к тому, что страны действовали в строго ограниченных рамках. Это была жесткая игра, но игра по правилам.
Сегодня холодной войны уже быть не может, так как никто не действует по правилам. Особенно те, кто проигрывает от глобализации и от успехов и достижений западного мира Европейского Союза и США.
Поэтому сейчас уже ядерное сдерживание как-то не очень срабатывает на фоне заявлений некоторых политиков, и российских, и других стран о том, что можно иногда применить тактическое ядерное оружие или превратить Америку в ядерную пыль. Такого не было при Холодной войне, такими вещами не игрались, словами не разбрасывались.
Так не шутили, потому что в политике действует закон самосбывающихся пророчеств: в политике всегда слово идет впереди действия. Дискурс или вербальные конструкции они задают рамку целеполаганий и действия.
Болгарский президент хотел сказать, что эпоха постхолодного мира и радужной комфортной глобализации заканчивается, в духе конца истории, описанного Фукуямой. Начинаются более жесткие, более драматические времена. Но в том то и драма, что это уже не может быть просто повторением Холодной войны. Сейчас идет гибридная война, которая будет сочетать в себе холодные (информационные, пропагандистские и тому подобные элементы) с горячими конфликтами.
Чего стоит то, что творится на Востоке и Донбассе – это сочетание информационной, пропагандистской и военной геополитики. Так что болгарский президент, очевидно, хотел сказать: «Добро пожаловать в 21 век!». Век, когда на мировую сцену в качестве основного инструмента мировой политики возвращается военная геополитика и военно-силовой фактор. А сам мир будет очень жестко делиться на мир сильных и слабых государств.