Президент узаконил карикатуру в стране без чувства юмора
На днях Петр Порошенко подписал на первый взгляд очень странный закон. Им разрешается использовать уже готовые произведения как основу для создания пародий, карикатур и попурри без согласия автора. О покушении на интеллектуальную собственность и разрешение пиратства не говорится, ибо закон обязывает указывать имя автора и ссылаться на первоисточник. Сознательно или бессознательно, но глава государства затронул проблему, на которую во времена расцвета фотожаб и демотиваторов украинцы не обращают внимание. А именно: сегмент юмора и сатиры отечественного производства из нашего информационного и культурного пространства исчез.
Складывается впечатление, что его монополизировал "Квартал`95". В частности, когда речь идет о попурри, команда Владимира Зеленского кладет собственные слова на известную и популярную музыку. Однако сколько бы сейчас мы не упоминали конкретных примеров, общее одно: это ни в коем случае не посягательство на авторское право или интеллектуальную собственность украинских артистов.
Хоть на русском они поют, хоть на украинском. "Кварталовцы" используют для работы и, надо признать, удачно обрабатывают и перерабатывают российские и советские произведения. И тут опять уточнение: не украинские советские, а российские советские.
Не секрет, что успех любого произведения, даже переработанного для нужд настоящего – в его узнаваемости широкой аудиторией. Соответственно, пародия, скетч и карикатура сработают лучше. Подчеркиваю – это не вторичные продукты, а полноценные авторские произведения, которые в руках сатириков и юмористов получают новое, иногда – более качественное звучание.
Вспомните хотя бы пародию "Квартала" на премьера Арсения Яценюка, созданную на мотив хита группы "Ленинград" "Экспонат" - это там, где политик показан "на лабутенах и в очках". Ее подпевали даже те, кто по разным причинам не слышал оригинала.
Также не забывайте: сами по себе "Лабутены", как новый хит от "Ленинграда" – "Сиськи" уже является сатирой. Здесь "кварталовцами" создана пародия на пародию. То же самое делал в свое время шоумен Сергей Притула, на пике популярности в Украине сериала "Доктор Хаус" создав пародийный цикл "Доктор Хлус". Признав: успех первоисточника прежде всего держится на циничных и грубых остротах главного героя, поэтому скетч на основе чужих шуток делать достаточно сложно. И Притула, взяв американский первоисточник, сделал то же самое, что "кварталовцы", взяв российский – обошел вниманием украинские.
Но – обошел ли? На основе чего создавать карикатуры, пародии и попурри в Украине, где, кроме "Квартала`95", некому предложить не так качественный, как понятный массам юмор? По последним исследованиям, проведеннымии обнародованным недавно специалистами группы StarLightMedia, украинский зритель больше всего нуждается именно в комедиях. Зато больше всего проблем создатели имеют с этим жанром. И это – в контексте разговоров об уникальности и самобытности украинского юмора.
Ладно, пусть мегапопулярный некогда журнал "Перец" прекратил существование, потому что потерял актуальность, став старомодным. Туда не вливалась свежая кровь, как и в традиционную украинскую эстраду. Можете представить Зеленского на фестивале "Вишневые улыбки"? Или Леся Подервянского, чьи культовые в интеллектуальных кругах пьесы наполнены шекспировскими персонажами в той же степени, как и героями советских мультиков. Форматы смешного изменились, время справедливо требует другого. И в Украине все равно нет кого пародировать, кроме разве народных депутатов, начиная с Олега Ляшко. Вот кто стал едва ли не единственным новообразованием отечественной массовой культуры.
Между тем, в упомянутом законе речь идет о легализации карикатур и пародий, созданных на литературной, кино- или музыкальной основе. Конечно, заимствования идут с массовой культуры, хорошо знакомой массам. Поэтому украинским создателям оригинального продукта, то есть – основы, с которой выискивают сатирики и юмористы, нечего волноваться и есть о чем подумать. Ведь их творчеством острые на язык циники не воспользуются.
Следовательно, не вдохнут новую жизнь. Потому что все наши создатели слишком серьезные. Их произведения слишком камерные, чтобы завоевать информационное пространство даже тогда, когда ниши наконец освободятся от российского. Да, сейчас действительно мало поводов для смеха – так говорят нам. И ошибаются: именно в тяжелые времена надо защищаться собственным юмором, иначе нас будет побеждать чужой.