Хороши ли требования МВФ
В ближайшее время в Украину должен поступить очередной транш от Международного валютного фонда. В ответ МВФ потребует от Украины проведения целого ряда жестких реформ. На какие из них Украине стоит соглашаться, а на какие нет?
Насколько в принципе требования МВФ способны изменить ситуацию в стране к лучшему?
Давайте рассмотрим четыре основных требования.
1. Увеличение пенсионного возраста.
На самом деле Украина нуждается не просто в увеличении пенсионного возраста (сама по себе эта мера ничего не даст), а в масштабной реформе пенсионной системы. Для того, чтобы решить проблему страны, нужны новые источники налогов: создание производств, рост объемов выпускаемых товаров и услуг, увеличение экспорта.
Одновременно с этим нужно создание цивилизованного фондового рынка, а главное - негосударственных пенсионных фондов, которые могли бы оперировать на фондовом рынке и, используя все возможные финансовые инструменты, зарабатывать пенсионерам на безбедную старость.
Для начала было бы неплохо либерализировать законодательство, позволив украинцам покупать акции западных компаний и ввести буквально уроки финансовой грамотности для населения. Чтобы те, кому 30-40 лет, уже задумывались о том, что им надо самим позаботиться о своей пенсии. И научились разбираться в том, как правильно накопить и приумножить пенсионный вклад.
Безусловно, серьезно помогла бы продажа внутри страны части акций крупных корпораций, принадлежащих большому бизнесу. Но для этого нужна радикальная судебная реформа в стране. Либо законодательная передача права на решение всех бизнес конфликтов в Лондонский или Стокгольмский арбитраж, а также принятие их решений в Украине как обязательных для исполнения.
В общем повышение пенсионного возраста кардинально не решит проблемы с недостатком денег на пенсии. Решить эту проблему окончательно может пенсионная реформа, создание негосударственных пенсионных фондов, либерализация фондового рынка, судебная реформа.
2. Сокращение количества чиновников и бюджетников.
Требование в общем и целом справедливое. Но, просто сокращения мало – необходима тотальная перезагрузка госапарата. За счет освобождения чиновников должна быть поднята заработная плата на оставшиеся вакансии.
Но, самое главное, все ведомства должны быть тотальным образом перезагружены. С ними должно произойти то, что случилось с патрульной полицией. В первую очередь это должно произойти с Генеральной прокуратурой, всеми судьями и Государственной фискальной службой. Если такая перезагрузка произойдет, мы в принципе проснемся в другой стране.
А немного проредить кадры чиновников – это ни о чем…
3. Ликвидация упрощенной системы налогообложения.
Одно из самых ужасных требований Международного валютного фонда. В стране, где работа через ФОП остается единственным способом занять миллионы людей, висящих на бюджетной шее, убивать такую возможность – абсурд.
Я понимаю логику Международного валютного фонда – убрать способ ухода от налогов со стороны крупных фирм, где порой сотрудники оформляются как ФОПовцы.
Но, это вопрос контроля, но никак не уничтожение самой упрощенной системы.
Поступок такого рода будет большой ошибкой.
4.Открытие рынка земли.
Наверное, единственное давно перезревшее и абсолютно правильное решение.
Открытие рынка земли позволит не только получить многомиллиардные инвестиции в страну, но и решить проблему занятости на селе. То есть занять 10 из 14 млн человек, которые живут в селах, но не имеют нормальной работы.
Но, и здесь позиция МВФ несколько половинчатая. В Украине давно есть проект отличной земельной реформы, разработанной первым заместителем министра АПК Максимом Мартынюком. Ее суть состоит в том, чтобы начать продавать землю физическим лицам – гражданам Украины, через открытую биржу и в размере не более 200 гектар в одни руки.
Важно сразу утвердить и запустить эту реформу, а не пытаться обсуждать поэтапное введение. И вообще всячески затягивать процесс.
Если подвести итог, то предложения МВФ для Украины либо недостаточно радикальные, либо вообще бьют мимо кассы, как в случае с ФОПом.
В принципе, вопрос выполнения требований фонда – это вопрос переговоров. Многое зависит и от украинской стороны.
Другое дело, что переговорщиков от Украины нужно значительно усиливать.