Ярослав Жалило. Раскрученность «коррупционного» бренда Украины

На сегодняшний день ни о каком инвестиционном пике речи быть не может. Ведь пик означает - массовый приток инвестиций, что есть совершенно прозрачные экономические перспективы, экономико-правовая среда, и разумеется, в том числе и отсутствие военных рисков. Поэтому какой-тут пик?

Речь идёт о том, что ситуация постепенно улучшается. И она таки улучшается. Откровенно говоря, Украина имеет колоссальные перспективы для инвесторов, потому что наша экономика - она очень недоинвестированная. Что это означает? Это значит то, что какую отрасль ни возьми, если в нее вложить дополнительный ресурс, можно получить очень существенную отдачу в виде роста продуктивности. Соответственно, это выгодно инвестору.

Вот есть более перспективные сектора, на которые будет делаться акцент: это сфера энергоэффективности, транспортной инфраструктуры, аграрный сектор, который сегодня активно развивается, и так далее. Поэтому потенциально у Украины очень высокая инвестиционная привлекательность.

Но есть факторы, которые эту привлекательность, увы, если не нивелируют, то сильно занижают. Это военные, внутриполитические риски, особенно учитывая, что мы сейчас приближаемся к году, в котором будут сочетаться президентские и парламентские выборы. Это макроэкономические риски в плане того, что экономика все-таки находится в состоянии финансовой нестабильности, высокие риски для финансового сектора из-за высокой внешней задолженности страны, нестабильность национальной валюты. Кроме того, препятствием является непрозрачность правовой среды и недостаточный уровень обсечения правоприменения, то, что мы в обыденности называем коррупцией.

Здесь, мне кажется, в большой степени играет роль даже не столько фактический уровень коррупции, сколько раскрученность «коррупционного бренда» Украины. Думаю, что здесь и наши восточные соседи стараются, и мы сами — наши СМИ и многие политики, увы, тоже преуспели, чтобы хорошо донести до мирового сообщества информацию о коррупционности Украины, хотя, в принципе, по оценкам Transparency International, она на уровне России. Даже в прошлом году по этому индексу мы обошли РФ на один-два пункта. Но, тем не менее, для инвесторов информационный посыл не менее важен, чем фактическая ситуация.

В общем говоря, есть привлекательность, но в то же время есть и тормозящие факторы. Многие из тех, кто работает с иностранными инвесторами, фигурально говорят, что они стоят на границе и ждут, что будет дальше. Те из них, кто решается сегодня входить в страну в своей массе вряд ли жалеют об этом, особенно если говорить о крупных компаниях, если они получают соответствующее сопровождение на высшем уровне. В значительной степени это их обезопасывает от глобальной коррупции: они получают определенные явные и нервные гарантии, которые позволяют им работать.

Приход таких брендов, как ИКЕА, — это один из признаков того, что привлекательность есть, и эти компании берут на себя риск работать. И это весьма позитивно, особенно в условиях того, что идет предвыборный процесс, в котором риски очень высокие. Именно это может послужить сигналом для других инвесторов, которые смотрят на лидеров инвестиционного процесса и тоже принимают решение.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Ярослав Жалило
экономист, ведущий научный сотруник Института экономики и прогнозирования НАН Украины
Поделиться в Facebook
Последние новости