Виталий Романченко. Трагедия, из которой мы еще не сделали правильных выводов
При оценке событий 5 лет назад в первую очередь нужно отойти от принципа «белое и черное». Если мы хотим дать объективную оценку, то тут не будет простых ответов.
Во-первых, стоит сказать о нескольких факторах, которые спровоцировали Майдан.Начнем с простых людей, которые выходили с протестом на улицы Киева и других городов. Это был акт отчаяния. Люди чувствовали несправедливость, игнорирование их интересов властью, безразличие политиков к их проблемам. Обществу был навязан миф о том, что подписание договора про ассоциацию – это все равно, что стать членом ЕС. А быть членом ЕС – это когда сразу все хорошо и при этом ничего не надо делать. И этот миф сработал, и решение власти об отказе от ассоциации было как толчок, который взорвал протест в обществе и люди вышли на улицу. Сейчас этот миф развеялся, но тогда он сработал хорошо. Еще раз подчеркну, люди вышли потому, что чувствовали несправедливость, а не потому, что их позвали политики.
Вторым фактором стала борьба кланов и олигархических групп. Напомню, что в тот момент младший сын президента без особых рисков для себя «отжимал» у всех крупных игроков разные активы. Тогда практически все олигархи ополчились против «семьи»,а Майдан стал для них удобным инструментом для защиты своих экономических интересов и влияния. В какой-то момент (с апреля 2013-го) «олигархических консенсус» стал системно атаковать президента, и его возможности «разрулить» ситуацию все больше ограничивались. Не последнюю роль в этом сыграл тогдашний глава АП.
И самый скрытый фактор, но, пожалуй, не менее влиятельный,— это геополитическое противостояние разных влиятельных игроков. Тут был и интерес РФ, которая стремилась не потерять политическое и экономическое влияние на Украину. Тут был и экономический интерес ЕС, который видел в Украине большой и выгодный рынок для СЕБЯ. Именно эти субъекты тогда поставили ультиматум президенту: либо вы подписываете ассоциацию, либо вы вступаете в Таможенный Союз, только одно из двух. Не последнюю и, может, даже ключевую роль в этих процессах сыграли США, для которых Украина была удобным местом для создания новых проблем России.
И в итоге кто-то из перечисленных сторон получил то, что хотел, а кто-то многое потерял. Но для людей принципиально ничего не изменилось. Власть и кланы как были единым целым, так и остались со своими сферами влияния.Власть как была инструментом обогащения олигархов, так и обслуживает тех ж олигархов. Ну, может, разве что некоторые кланы усилились, а некоторые ослабли в результате смены правящего клана.
Те надежды, который давал Майдан для многих людей, не оправдались. К власти пришли «оппозиционные политики», которые кроме декоративных изменений ничего существенного для людей не сделали. Я помню один из лозунгов Майдана: «Змінюємо систему, а не обличчя!». Вот это и стоило поддержать. Если бы произошли именно такие изменения, то можно было бы с уверенностью сказать: «Цеперемога!».
Но произошли другие изменения: один олигарх покинул страну, другой занял его место. Произошла перестановка правящих кланов, а система осталась прежней. Профессионализм нового правительства и его эффективность – это уже другая тема для разговора. После событий Майдана Украина лишилась Крыма и на востоке страны начались боевые действия с многочисленными жертвами. Политики еще больше раскололи и продолжают раскалывать общество: так им легче его контролировать и защищать свои интересы. Экономический спад все более углубляется, и, если бы не кредиты от международных структур, то экономику ждал бы полный крах. Уровень бесконтрольности власти, коррупции зашкаливают. Уровень жизни населения упал в разы – Украина стала беднейшей страной Европы. И как общий итог – население массово выезжает за рубеж, потому что там они себя могут реализовать лучше, чем на родине.
Логичный вывод из всего сказанного: как организована власть – так и живут люди. И данном контексте Майдан не стал тем толчком для изменения системы или хотя бы перемены самосознания самих украинцев. Многие по-прежнему ждут «мессию», который за них решит все их проблемы. А пока такие настроения в обществе будут сохраняться, до тех пор мы будем находиться в таком плачевном положении. Отдельные же политики использовали народный гнев и смогли прорваться во власть. При этом противостояние на Майдане в Киеве закончилось кровью и гибелью более сотни людей. Ответов на вопросы, кто стрелял и кто отдавал приказ, общество ждет до сих пор. А политики, которые пришли к власти, не спешат на них отвечать.
Поэтому события Майдана 2013-2014 гг. – это не "зрада чи перемога". Это трагедия, из которой мы еще не сделали правильных выводов.