Юрий Макогон. Спасение утопающих, или Сюрпризы отопительного сезона
С началом зимы пришли и новые платежи за отопление. Сейчас, конечно, трудно судить, почему среди населения такая спокойная ситуация, может, потому что еще не пошли платить, а только получили получили платёжки, и не все сразу. Тем более, что совсем недавно боролись вплоть до перекрытия трасс, чтобы дали горячую воду и тепло в домах. Поэтому народ уже предпринял целый ряд организационно-экономических мер: закупил различное оборудование, которое будет работать на разных видах топлива — дрова, уголь, солома, ветки и т. д. То есть каждый ищет спасение, как в поговорке «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Деваться некуда.
С 2013 года, когда у нас начался экономический кризис из-за политического кризиса, электричество подорожало в пять раз. Естественно, и сам на себе это ощущаю, и очень сложно на это реагировать положительно. Самое главное, что не дается экономического объяснения, а только что МВФ требует — так, извините, там другие структуры доходов и платежей, у них другая система энерго- и теплоснабжения. У них нет давным-давно теплоцентралей, у них все построено на индивидуально обеспечении. Они давно в этом плане живут в ином мире с альтернативными источниками энергии, с экономным расходованием, о чем мы только болтаем, а толку никакого от этого нет.
При этом параллельно в разы подорожала и квартплата, и газ — за эти пять лет в 10 раз. Раньше люди искали спасение именно в подключении газа, чтобы уйти от угля и электроэнергии для обогрева. Само централизованное отопление от котелен подорожало в 12 раз! Здесь комментарии излишни.
И самое главное — этому нет экономического объяснения, нет сметы, что это произошло по такой-то причине за такой-то период, и у вас, граждане дорогие, будут компенсации — для многодетных семей, для пенсионеров. Ничего же этого нет. От льгот тоже МВФ предложил отказаться и на этой основе строить свои отношения. Как ответила в последний раз Кристина Лагард на совещании «двадцатки»? «Как же так, вы ожидаете выделение очередного транша, а Украина объявила военное положение? У нас отношения другие. Пусть Украина выполняет все требования, которые мы им предъявили как кредитор». И заемщик-Украина поставлена в такие условия. Вот такие у нас дела.