Андрей Никончук. Закон про ЖКХ, или Коммунальные услуги «в ведрах»
Закон про жилищно-коммунальные услуги с 1го мая вступил в свою полную силу
Вместе с тем он синхронизирован с другим законом, который дополняет и расширяет возможности принятого Закона про ЖКХ – «Про коммерческий учет тепловой энергии и водоснабжения». Оба этих закона вступают в силу и дают возможность жителям влиять на процесс получения ими коммунальных услуг, которые они получают от операторов. Говоря про коммунальные услуги, подразумеваю услуги отопления, подачи горячей и холодной воды и её канализации; вывоз твердых бытовых отходов, газоснабжения и электроснабжения (они дополнительно еще регулируются своими профильными законами, которые расширяют систему коммуникаций между операторами этих услуг и потребителями).
Так вот, Закон про коммерческий учет тепло- и водоснабжения он регулирует то, как услуга горячей и холодной воды и отопления доходит до среза дома, по каким сетям, кто оператор и как он считает и выставляет эту услугу к продаже, а Закон про ЖКХ – он непосредственно регулирует уже то, как услуга уже идет от среза дома, по дому и к квартире.
И как раз если говорить о Законе про ЖКХ, то он дает с 1го мая жителям выбирать, какая у них будет модель взаимоотношений с операторами этих услуг внутри дома. Это либо расширенный индивидуальный договор, который предусматривает заключение индивидуальных договоров каждого отдельного потребителя квартирыс поставщиком услуги напрямую, при том, что он отвечает за качество и количество услуги, которое он подает и до среза дома, и по дому до среза квартиры. То есть условно говоря, потребителя не интересует, как эта услуга доходит до среза его квартиры. Но он платит за саму услугу, за то, что она идет по дому, за эксплуатацию и содержание внутридомовых инженерных сетей и платит так называемую абонплату.
Вторая модель – это коллективный договор. В том случае, когда в доме создано ОСМД, и оно выступает посредником между коллективным покупателем услуги и поставщиком, оно потом и перенимает на себя все риски от неуплат, от проблем взаимоотношений с потребителями, вопросов-ответов по поводу качества и вопросы по поводу абонентского учета. То есть внутри дома это объединение само разбирается.
Третья форма – коллективный договор, который возможен в том случае, если провели общее собрание, избрали управителя или уполномоченное лицо, какого-то человека, которое имеет право от их имени заключить коллективный договор, который является обязательный ими для исполнения. Но не решена проблема, кто будет обслуживать внутридомовые инженерные сети. Если жители посчитают, что нужно кого-то нанимать, в том числе управителя, которого просят этим заниматься – тогда нет проблем, тогда он должен будет получать за это вознаграждение.
И самое интересное – это индивидуальный договор, только усеченный. Это тот договор, который будет автоматически нужен к заключению, начиная с 1 мая 2020 года, то есть через год. За это время жители имеют право подумать, какую из предложенных им моделей они должны будут выбрать. Более чем уверен, что 95% потребителей не будут об этом задумываться, мол «как есть, пусть так будет и дальше, нас это не интересует». Так вот в этом и заложены и риски, и ловушка: если с 1го мая 2020 года ни одна из обусловленных форм не будет избрана, оператор услуги банально разошлет всем договора, которые будут предусматривать поставку услуги исключительно до среза дома, до счетчика. То есть его не будет интересовать, будет оно как-то доходить от среза дома или нет – это будет не его забота.
И в данном если никакой управитель не будет избран, или ЖЭК условно выбран в виде управителя (потому что он еще сможет содержать внутридомовые сети, но с учетом того, что любое повышение его оплаты предусматривает проведение общего собрания, для этого нужно будет увеличивать стоимость содержания, а жители будет говорить «а нам это не нужно, нам это не интересно, мы не довольны, пусть за 3 гривны обслуживают», несмотря на то, что идет повышение зарплаты и рост цен на расходные материалы) – это будет приводить к банкротству этих ЖЭКов и отказу от обслуживания этого дома. И таких случаев уже по стране пошли, и житель остается один на один с этой проблемой.
Таким образом жители будут вынуждены самостоятельно принимать решение: либо погрузиться в каменный век в виде отсутствия услуг, либо все-таки объединятся, либо выбирать одну из форм взаимодействия с операторами услуг, либо создавать ОСМД, либо выбирать управителя. Этот закон ни хороший, ни плохой, он такой, как есть. Но самое главное, что он дает право выбора, возможность повлиять на ситуацию в доме. А тем, кто не хочет повлиять, тем дадут возможность покупать где-то, а дальше «несите, как хотите свою услугу, хоть в ведрах». Это должно привести, по задумке идеологов этого закона, к повышению уровня правокультуры, правовой образованности в этом вопросе, повышения объединительного потенциала среди сособственников, которые будут решать проблемы своего дома. Потому что кроме них никто этого делать не будет.