Александр Кирш. Раньше можно было хранить сбережения в валюте, а сейчас не получается
В наше время от стабильности гривны никто не выигрывает. То есть если раньше от роста цен можно было спасаться тем, что люди хранили сбережения в долларах, то сейчас и это не «прокатывает». Поскольку цены растут, а курс не растет – доллар не спасает от роста цен, и из-за этого у обычных людей нет возможности сохранить сбережения. Раньше можно было хранить в валюте, а сейчас не получается.
Кроме того, искусственное удержание высокого курса гривны во внешнеэкономической деятельности тоже не очень хорошо действует, поскольку оно препятствует экспорту — при дорогой гривне сложнее экспортировать. И провоцирует импорт, причем не только критический импорт, но и тот, что не является обязательным, но при дорогой гривне становится более выгодным. То есть и то, и другое тормозит отечественного производителя и носит антипротекционистский характер.
Не знаю, держат гривну зубами или как-то иначе, но зубы рано или поздно не выдержат, и тогда все-таки будет скачок. А при скачке уже будет плохо и импортерам, а в том числе и тем, кто импортирует то, что необходимо, то есть тем, кто занимается критическим импортом. В общем-то, будет внезапный всплеск и из-за этого паника.
Поэтому нельзя сказать, что стабильность курса — это хорошо при стоящей экономике. Если бы экономика двигалась, то стабильность бы курса была бы позитивом, а когда экономика стоит, то это кладбищенская стабильность, которая хоронит в значительной степени наш экспорт, вынуждает заниматься импортом, а после неизбежного всплеска, когда зубы, которые держат, не выдержат, будет еще и падение импорта, включая критический.
То есть более спокойно было бы за экономику, сели бы доллар незначительно рос. Вообще, незначительна инфляция полезна для экономики, в том числе сопровождаемая курсом доллара, иначе будет всплеск, и тогда никакой пользы, кроме вреда.
На граждан это влияет в том плане, что нет спасения от роста цен. Цены растут, и даже если хранить сбережения в долларах, то все равно это не спасает. Раньше можно было сохранить доллары и получить больше гривен через какое-то время, а теперь и это не работает. То есть людям нет пользы.
Польза была бы от занятости. Курс — это градусник. А когда искусственно сдерживают курс, то это все равно что больного запихнуть в холодильник и радоваться, что у него упала температура. Но это не есть лечение. Показатель здоровья — это занятость, при которой есть движение экономики, это есть реальное производство и платежеспособный спрос. И это соотношение предложения и спроса, но на более высоком уровне, чем есть сейчас, благодаря занятости. Вот занятость — это важно, а курс — это как средняя температура по больнице.