Юрий Макогон. Страны, завязавшие «плотные отношения» с МВФ, навсегда остаются его должниками
Сегодня существуют два важнейших фактора, которые являются очень отрицательными в украинской экономике. Первый фактор — мы фактически не берем кредиты для выполнения каких-либо задач своего государственного строительства и законодательства в области экономики, а фактически берем, чтобы перекредитовываться. То есть мы берем кредиты, чтобы рассчитаться с предыдущим кредитом. И наблюдается ситуация, когда мы тело самого кредита не возвращаем и у нас перспектив на его возвращения нет, а мы находимся в полной зависимости для того, чтобы брать следующий кредит для погашения предыдущего.
Второе обстоятельство, которое очень отрицательно, это то, что МВФ на протяжении последних 5-10 лет диктует нам свои внутренние действия как государству: требует устранить различные льготы, пересмотреть систему финансирования Пенсионного фонда, систему финансирования и тарифы ЖКХ — это все уже превращается в то, что мы уже в области финансов теряем свой суверенитет. И, как показывает практика стран, особенно Южной Америки, что страны, вошедшие в такие плотные отношения с МВФ, навсегда остаются его должником и, как правило, существенного развития экономики не происходит.
Всегда был против таких эфемерных кредитов, которые не требуют от страны каких-либо вложений в инфраструктуру развития, в промышленность, в поддержку сельского хозяйства. А речь все время идет о каких-то экономических, правовых реформах, борьбе с коррупцией, которую потом даже оценить, проверить и посчитать, куда что ушло, невозможно. Кроме того, известно, что эти борцы с коррупцией являются серьезными коррупционерами, и они такие кредиты направляют на решение своих проблем, а не государственных. Чем раньше мы закончим работать с МВФ, тем будет большим благом не столько для государства, сколько для его народа.