Виталий Кулик. В новом году все будет нестандартно, весело, но стремно
Наступающий 2020 год — это год вызовов, кризисов, турбулентности и веселости.
Все будет очень нестандартно, все будет очень весело, но, с другой стороны, будет стремно. Недавно аналитический центр, который анализирует мировые риски, Стратсфорд, выпустил статью «Давид против Голиафа». В этой статье описывалась концепция, которая будет в будущем году с точки зрения возможности, защищать интересы маленьких и слабых перед большими и сильными. И фактически везде, где есть этот библейский конфликт Голиафа и Давида, это, например, Китай и Гонконг, Латинская Америка и США, это протесты в ЕС, это Пенджаб и Кашмир в Индии, это Украина и Россия — все они будут только усилены, потому что международное право, международные институции, которые должны были сдерживать эти конфликты, решать проблемы, они не работают и не способны предотвращать конфликты.
Это будет год крупного институционального кризиса больших наднациональных объединений. Это будет вызов безопасности целых континентов. Например, в этом году, скорее всего, силовым способом попытаются решить вопрос внутриполитического кризиса Венесуэлы. Это будет год сложных политических и внутриполитических решений для ЕС — что им делать дальше. Это год окончательного Брекзита Великобритании и разрыва Великобритания и ЕС. Это вопрос ОПЕК по рынку нефти — может ли ОПЕК быть снова игроком. Это вопрос Ирана и внутриполитической повестки в Иране. Это вопрос социально-экономических реформ во многих странах, где фактически неолиберальные реформы привели к коллапсу и росту протестных настроений.
С другой стороны, это год коллапсов социальных режимов, которые исчерпали свой внутренний заряд в той же Латинской Америке и в странах Юго-Восточной Азии. Это будет год Африки, потому что именно там зреют основные глобальные конфликты, что проявится и в расширении использования силы для решения конфликтов, это Экваториальная Африка, ЮАР, Северная Африка, где режимы не стабильны, и будет попытка основных игроков, которые сейчас борются за власть, захватить управление в этих странах, а это значит контроль над нефтью снова-таки, потому что будет благоприятная конъюнктура. То есть это год сильной турбулентности.
С другой стороны, это год постполитики. Мир входит постепенно в ситуацию, когда информационные технологии внедряются в сам политикум и становятся самодостаточными инструментариями. В этом году будет использоваться электронное и удаленное голосование во многих странах мира. В этом году в некоторых странах будут запущены платформы непосредственного участия граждан в принятии политических решений путем рейтингирования тех или иных решений, даже голосование за законопроекты вне парламента. В этом году может быть отключена функция политической рекламы в Фейсбуке, а значит, будет попытка найти какой-то новый способ донесения своей позиции в социальных сетях. И это только обычными мазками, то есть, так или иначе, социальные сети будут играть все большую роль в политическом секторе. И на первые роли будут выходить люди, которые как раз смогут обуздать и взять на вооружение этот инструментарий и манипулировать общественное мнение, детаргетировать рекламу, а это значит будет расти отчуждение людей от политикума, то есть снова-таки протесты.
В экономической сфере ведь этот год начинается с большого экономического кризиса, хотя многие эксперты говорят, что он имеет такую форму американских горок, то есть здесь мы падаем, а здесь мы растем. С другой стороны, это будет сопряжено с технологическим кризисом. 2020 год называют годом, когда необходима была смена технологий и технологического режима, а этого не произошло, поэтому ожидается провисание многих традиционных секторов, таких как химия, металлургия, машиностроение, которые есть локомотивами экономик традиционных, и экономик второго мира особенно.