Юрий Гаврилечко. Ручной режим правительства, или Откуда взялась бюджетная дыра
Украина за год увеличила госдолг на 6 миллиардов долларов. На самом деле госбюджет 2019 года правительство никак не могло выполнить. Но мало того, что оно не могло выполнить, так оно еще сделало все возможное для того, чтобы ситуация ухудшалась с каждым месяцем.
Началось это все в прошлом году и продолжилось уже в этом. Попытки увеличивать налогооблагаемую базу, вводить новые налоги и ухудшать условия ведения бизнеса всегда приводят к одним и тем же результатам — у тебя начинаются провалы с бюджетным процессом при поступлении денег. Попытки заткнуть дыру, которая образовалась ранее за счет вновь взятых кредитов под фантастические проценты, всегда приводит к тому, что у тебя в страну лезет спекулятивный капитал, идет искусственное укрепление внутренней валюты, при этом у тебя вырастают балансы во внешнеэкономической деятельности, то есть твой экспорт начинает просаживаться, а импорт никуда не девается. Но за счет того, что валюта укрепляется, ты получаешь меньше денег от акцизов и налогов.
В итоге Украина потеряла несколько раз. Один раз она потеряла, когда должна платить фантастические проценты — 17-18% по кредитам. Второй раз она потеряла, когда экспорт уменьшился из-за увеличения расходов. Третий раз она потеряла, когда НДС и акцизы импорта снизились. И четвертый раз она потеряла, когда все это вылилось в инфляцию предложений, то есть в увеличение себестоимости продукции и услуг внутри страны. Посему, естественно, у нас бюджетный план по доходам не выполнен, и с 17 декабря правительство было вынуждено перейти, по сути, на ручной режим распределения денег, финансируя только защищенные статьи бюджета, тем самым устроив еще один минус, потому что без денег остались все предприятия, которые имели какие-либо отношения с бюджетом. Они так и не получили под Новый год деньги, и в лучшем случае они их получат к марту.
У нас увеличились долги по зарплатам, а значит, уменьшились объемы свободных средств, из-за чего пошел обвал на внутреннем рынке, потому что если ты не можешь себе позволить что-то купить, у тебя накрывается мелкий и средний бизнес, обеспечивающий твой внутренний рынок. Тем самым объем поступаемых налогов еще больше снизился. Вот такая цепная реакция.
Что касается в последнии дни девальвации гривны, то вообще-то у нас февраль традиционно является месяцем провала гривны, потому что начинаются весенние посевные работы. Нужно срочно закупать посевочный материал, дизель, чинить технику и т. д. Поэтому пока что это вещь сезонно-ситуативная. Пока что. А вот уже к апрелю-маю посмотрим, что у нас будет с курсом.