Олеся Яхно. Так что же хотел сказать Зеленский?
Президент Украины в своем новом интервью допустил возможность сооружения стены на границе с ОРДЛО. Украинский политолог Олеся Яхно в комментарии From-UA рассказала, что имел в виду президент.
Почему Зеленский заговорил об этом?
Он сказал не вопросы границ, а он сказал сценарий «стена», то есть фактически на какое-то время отрезать эти территории. А во-вторых, почему он так сказал, собственно, мне кажется, что четкого плана мы так и не услышали, ни А, ни Б, на В. И плюс журналист не уточнял, не задавал вопрос. Из возможных вариантов, которые могут быть — по сути, он замораживает конфликт. Мне кажется, что у Зеленского нет понимания того, что такое замороженный конфликт, потому что его об этом еще на пресс-конференции спросили, и он как-то непонятно ответил.
Потому что де-факто у нас и сейчас замороженный конфликт в том смысле, что ничего не двигается ни в одну, ни в другую сторону. Периодически случается активизация военных действий, но в каком-то смысле все обездвижено. Если бы не было военных действий вообще, то это был бы точно замороженный конфликт. И «стена» - это один из вариантов замороженного конфликта, но они могут быть и другие.
Мне кажется, что здесь есть какое-то непонимание, потому что на такие сложные темы надо максимально четко говорить, чтобы не вызывать двусмысленности. Возможно, Зеленский хотел что-то другое сказать, но получилось то, что получилось. Поэтому тут надо либо вообще ничего не говорить, чтобы это не порождало двусмысленности.
Почему прозвучало про референдум? Потому что Зеленский понимает, что даже если война будет длиться долго и по факту там осуществляется замедленная аннексия территории — рубль вводят, паспорта российские раздают и т. д., понятно, что в такой стадии все равно никто из политиков не может выйти и сказать: давайте уже отрежем. Точно так же, как и по Крыму, даже если там юридический статус в понимании России, все равно же никто не выходит и не говорит, что давайте поставим точку на Крыме и, как в России говорят, исторически вопрос Крыма закрыт и нечего обсуждать. Из политиков никто не может себе это позволить.
Списывать это на граждан — да можно сказать: это же люди приняли решение, а не я. Поэтому когда политики в таких сложных вопросах апеллируют к гражданам, это выглядит либо как попытка снять с себя ответственность и переложить на кого-то, либо как отсутствие ответа и позиции вообще, потому что я так понимаю, что в таких вопросах выносить нужно что-то на референдум после того, как у самой власти есть четкая позиция, она сформулирована, понятна, она объяснена обществу, и дальше вы выносите это на референдум — поддерживают это люди или нет, для того, чтобы была легитимность решения. Но для этого все равно должна быть изначально проартикулирована позиция власти. А если этого нет, то просто сказать «давайте это вынесем на референдум» - ну, это, на мой взгляд, попытка переложить трудные вопросы.
Если у власти нет ответа, то почему у людей есть ответ? По поводу референдума это были больше слова, потому что так закон прописан, что не так просто провести вообще любой референдум. Поэтому мне кажется, что это были больше слова, как отсутствие четкой позиции. Потому что замороженный конфликт — на сегодня, на мой взгляд, это один из наиболее вероятных вариантов, просто в силу того, что Россия не будет соглашаться на условия Украины, а Украина — на условия России. Но замороженный конфликт тоже бывает разный, и мне кажется, что здесь тоже нужно четко понятия и варианты, чтобы кто-то из советников президента более доступно пояснил. Но это не значит, что этот вариант уже будет реализовываться. Это могут быть просто слова. Но к таким словам надо осторожно относиться.