Олеся Яхно. Если спустить эту агрессию с рук России, откроется ящик Пандоры
Вчера президент США Джо Байден дал большую пресс-конференцию, которую почти полностью посвятил отношениям России и Украины. Какой вывод можно сделать, исходя из озвученных заявлений, From-UA.com решил узнать у политтехнолога Олеси Яхно.
- До этого Запад, США, НАТО и ЕС, формировали более-менее общий подход в формировании новой возможной атаки военного характера. Здесь есть более-менее сформулированный перечень подходов, санкций, которые могут быть применены. Дискутируется только разный подход в отношении Северного потока - 2. Но в целом санкции против оборонной сферы, энергетической, сферы технологий.
И что важно, за последнюю неделю от США прозвучало, что надо учесть и гибридные атаки и спецоперации, поскольку есть большая вероятность, что между этими двумя типами поведения — блеф и военный шантаж как психологическое оружие и реальное военное вторжение, есть еще целый ряд зон возможных действий в сфере гибридной атаки. Это и кибератаки, и спецоперации, и дезинформация и т. д. - то, что Россия делает.
Недавно против Украины была предпринята массированная кибератака. Поэтому сейчас США и на уровне ЕС обсуждают, должно ли подпадать под определение агрессии и такое гибридное поведение. Потому что Россия может достаточно долго предпринимать разные гибридные методы, ослабляя и Украину, и ЕС, и Запад, и тем самым избегая при этом санкций, потому что такое определение не подпадает под определение прямой военной атаки. Поэтому я считаю, что это очень важно. Это то, что Россия будет делать, рассчитывая на то, что Запад действует классическими методами 20 столетия: международное право, соблюдение прав человека, обсуждение, согласование. Это все требует длительного времени, а Россия будет при этом действовать гибридными методами и не признавая своего присутствия, но при этом ослабляя как государства, в частности Украину, так и институции ЕС и НАТО.
Список санкций предварительно проговорен, и все понимают, что военное вторжение, конечно, нельзя исключать, это рассматривается как один из видов риска, но предпочтительно для самой РФ и более вероятно то, что она будет заниматься или гибридными спецоперациями, или они будут предшествовать новой военной операции. Но Запад, конечно, на стороне Украины, потому что он понимает, что это угроза не только для Украины, но и для Запада самого.
Блинкен в одном из своих комментариев сказал, что то, как разрешится ситуация между Украиной и РФ — это вызов для Запада в целом. Это касается не только Украины, потому что если позволить России так себя вести в отношении Украины, это откроет ящик Пандоры, это означает, что международное право не работает и что можно вести себя как угодно, где угодно, переписывая неформально то международное право, которое есть, устанавливая свои личные красные линии, как это пытается сделать Россия, а это означит обвалить тот мировой порядок, который есть. Поэтому Запад будет помогать Украине. Кто-то военно-технически, кто-то в области кибератак. Германия отказывается предоставлять прямую военную помощь, но говорит, что будет помогать с кибератаками.