Владимир Фесенко. Начнется ли война 16-го февраля
На днях зарубежные СМИ назвали конкретные даты нападения на Украину 15-16 февраля. МИД России снова все отрицает. Действительно ли Путин может напасть в эти даты, From-UA.com решил узнать у украинского политолога, главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
- Конечно, это политические игры, и не только политические. Войну по расписанию не начинают. Любой военный вам скажет, что главный фактор серьезной военной операции — это фактор неожиданности, а когда даты называются заранее, то с высокой вероятностью в эту дату никакой войны не будет. Либо это дезинформация в рамках общего нагнетания напряжения, то, что я называю не психологическая, а именно психическая война с целью напугать Запад и нас. Запад напугали. Нас, скорее, напрягли, нежели напугали.
Мы привыкли за 7-8 лет войны. Нельзя жить все время в ожидании: вот, на нас нападут. Пусть малой интенсивности, но война все равно идет, поэтому есть уже определенное привыкание к постоянной опасности. Где эффект паники точно проявился, это мы видим сейчас по поведению западных государств. Это одно объяснение.
Второе объяснение. Американцы это делают намеренно. CNN сделало об этом хороший материал, что, в принципе, это специфическая тактика США в отношении России. Они получают разведданные, какие-то источники у них есть. Мы не можем сказать, намеренные ли это утечки, потому что тоже такой типичный способ дезинформации, или опять игры в психическое напряжение, а может, это реальные источники, которые говорят о возможных планах, что военная операция запланирована на такой-то срок.
Что делают американцы, кстати, как и мы, когда разведчики получают информацию о какой-то провокации? Мы говорим, что в таком-то месте на такое-то число готовится провокация в такой-то форме. И это самый лучший способ нейтрализовать эту провокацию, потому что когда существует эта информация, глупо делать это, ты подтверждаешь, что это ты готовил, что это намеренная провокация. Вот так и здесь. Я думаю, что американцы могут иметь какую-то информацию, оглашают ее для того, чтобы нейтрализовать возможное нападение. Да, конечно, косвенные негативы, и немалые, именно мы получаем то этого — колебание курса валюты, по ценным бумагам это бьет, на общем состоянии экономики это тоже негативно сказывается.
В принципе, если войны не случится, то американцы скажут, что вот видите, мы не допустили войну. Если война начнется, то в отличие от того, что было в прошлом году в Афганистане или в 2014 году у нас, они скажут: ну, мы же предупреждали. Очень удобная позиция, особенно для разведслужб. Я думаю, что они сделали для себя выводы, что это наилучшая тактика работы с военным угрозами. Лучше обнародовать публично информацию, это и на противника воздействует, и снижает риски для самих спецслужб. Чтобы их потом не обвиняли, что они что-то прозевали.