Владимир Воля. Почему Германия затягивает с поставкой оружия в Украину?
Германия столкнулась с новым вызовом в вопросах поставки вооружения Украине, и дискуссия внутри страны в этом вопросе долгая и тяжелая. Почему в Германии медлят с поставками, From-UA узнавал у политолога Владимира Воли.
- Возможно, какие-то проволочки в смысле умышленного затягивания действительно присутствуют, но если в целом говорить, то нужно помнить, что Германия — это бюрократия, Европа — это бюрократия. Для параллельного примера с задержками из-за различных согласований нужно вспомнить наконец-то недавно утвержденный, спустя 3 месяца, решение немецкого правительства о дополнительном финансировании бундесвера на 100 млрд, то есть то, что начато было в феврале, было завершено на днях. Именно подобные ситуации указывают, что дело в бюрократии и в различных согласованиях, а вовсе не в том, поставлять или не поставлять вооружение Украине. Кроме того, есть проблема с поставками. На складах, я так понимаю, действительно нет достаточного количества вооружений, и плюс Германия не стремится поставлять многие вооружения напрямую, а по схеме кольцевого замещения. То есть если какие-то страны отдают технику советского производства, то Германия им замещает.
Ну и еще важный аспект. Поскольку у большинства государств НАТО не было достаточно больших резервов военной техники, то есть, собственно говоря, никто в здравом уме не мог предположить, что будет такая полномасштабная война в Европе, поэтому приходится сейчас запускать производственные линии по изготовлению многих видов военной техники и снаряжения. Ну и плюс бюрократия, которая в этой цепочке: деньги, частные производители начинают выполнять заказы, которые направляет государство. Без денег ни один частный производитель не начинает изготовление продукции. Тем более, когда речь идет о восстановлении производства тех видов вооружений, которые некоторое время вообще не производились. Поэтому чисто бюрократические, технологические, управленческие моменты, как мне кажется, являются одной из главных причин, почему все не так быстро, как нам бы хотелось.
Ну и кроме того, согласование. Пример с ленд-лизом: пока сумма финансирования не была утверждена, собственно говоря, на каком основании частные компании, которые занимаются производством вооружений, должны начинать эти вооружения производить? Есть деньги — начинается производство. Точно так же обстоят дела в Германии, Польше и многих других странах, где производством военной техники занимаются частные компании. Нет денег — нет производства. Ну и еще такой момент, из-за которого все движется не так, как хотелось бы, это кооперация производства вооружений и потребность во времени на дополнительные согласования на поставки вооружений. То есть мы видим уже два примера негативных с точки зрения Украины, когда Швейцария как участник производства определенных видов вооружений, которые предполагалось передать Украине, по истечении месяца со дня получения запроса на разрешение, отвечала отрицательно. И по сути дела, получалось так, что, в принципе, предварительные заявления о готовности поставить вооружения делались в одно время, заявка отправлялась в Швейцарию, правительство месяц или около того рассматривало и в итоге говорит «нет». И в итоге с теми же «Гепардами», зенитными комплексами германскими, получается, что Швейцария не разрешила использовать ее снаряды, а без этих снарядов швейцарского производства получается, что эти комплексы бессмысленны, и сейчас Германия в других странах закупает снаряды для этих комплексов. Точно так же свежая история с Бельгией. Страна, которая участвует в производстве этой техники или которая полностью производит технику — все, поставки невозможны. Кроме того, те же комплексы, которые анонсировались, гарантировали передачу Германии этих комплексов противовоздушной обороны, так там в производстве задействованы 6 государств. Нужно, чтобы Германия отправила запросы в 6 государств и все эти 6 государств ответили. Точно так же соблюдение этих формальностей мы видим и в ситуации с РСЗО, которые Британия согласилась передать вслед за США. То есть все равно Британия отправила запрос США, поскольку те вооружения РСЗО являются лицензионными американскими.
На Западе многие виды вооружений, если не почти все, производятся путем кооперации нескольких государств, и, соответственно, приходится запрашивать разрешение у всех участников производственного процесса, этой кооперации. Ну и если говорить прямо о политических моментах, то задержки существуют из-за того, что, как с этими РСЗО и «Гарпунами», все смотрели на лидерскую позицию США. То есть США сделали первый шаг, затем, не затягивая, Британия также заявила о готовности предоставить вооружение. Или же, допустим, еще один фактор — это рамки, которые устанавливаются коллективно консенсусно всеми государствами-членами НАТО. Если есть какие-то позиции, которые критические и которые не одобряются всеми членами НАТО или блокируются, то тут могут быть тоже поставки делаются невозможными до завершения консультаций чисто политически. Ну и еще задержки — некоторые государства не хотят делать поставки первыми, чтобы те государства, которые на восточном фланге находятся, не получив гарантий или реального замещения того, что они передают Украине. Ну и плюс чтобы не подставляться под удар России. Это мы видели на начальном этапе по Польше и еще по ряду государств. То есть тут целая совокупность проблем. Главное, конечно же, деньги.
Сейчас что происходит? Украина подписала соглашение о закупке систем «Сюзанна-2» у Словакии. А где у нас деньги? Мы только на треть обеспечиваем потребности, расходную часть бюджета. У нас денег нет вообще-то. Или что Украина готова закупить 4 новых беспилотника у США, каждый из которых 90 млн долларов. Где у нас деньги? Денег нет. Или 60 артиллерийский установок «Крабы» в Польше. На какие деньги? Это все деньги, которые выделяются нам в рассрочку или под обязательства оплаты в будущем или под те средства, которые поступают нам в виде помощи. Пакет европейской помощи, который был утвержден, вот под него начинается производство вооружений, в том числе и польские «Крабы» будут за эти деньги из бюджета ЕС производиться, то есть денег, которые ЕС выделил в рамках срочной помощи Украине. Точно так же все эти закупки делаются за какие-то деньги. Если это новое, то нужно производителю отправить деньги. Где берутся деньги? Это те деньги, которые выделяются правительствами и Евросоюзом централизованно.