Виктор Небоженко. Такие харизматичные люди как Джонсон не исчезают
Премьер-министр Ведикобритании Борис Джонсон объявил о том, что уходит в отставку. Он уже провел телефонный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским. Изменится ли отношение Великобритании к Украине в вопросе военной поддержки и кто из кандидатов на пост премьера является лучшим вариантом для нашей страны, From-UA узнавал у политолога Виктора Небоженко.
- К сожалению, никто. Потому что ни министр иностранных дел, ни министр обороны — они все-таки не дотягивают по харизматичности. А во время войны, во время тик-токов, интернета, войны образов очень важна яркая личность. И в этом смысле когда встречался Джонсон с нашим президентом, то было видно, что они нравились друг другу. Это очень важный момент. Но мы с вами не знаем, являлась ли «любовь к Украине» у Джонсона частью его личной политической стратегии, которая прикрывала внутренние проблемы, или это стратегическая линия Великобритании на создание новой архитектуры евроатлантизма. Почему я говорю новой? Потому что страна, которая не принадлежит НАТО, будет обслуживать два договора стратегического сотрудничества между Великобританией, стратегического сотрудничества с США, это будет новая такая схема, и будет частью НАТОвской обороны. Не будучи членом НАТО. Это будет оригинально очень.
Как вы помните, именно членство в НАТО сильно раздражало Россию. А огромная помощь Украине США и Великобритании в войне с Россией не раздражает Кремль. Вот такая интересная, очень странная ситуация. Поэтому мне кажется, что все это продолжится, просто Джонсон вносил оригинальности в украино-британские отношения. Другой вопрос, что Борис Джонсон сильно не переваривал украинский полуфеодальный режим, где вместо публичного разделения властей, разделения между Кабмином и ВР и Офисом президента существует какая-то группа очень близких людей к президенту, где сосредоточены все функции, все финансовые потоки, вся коррупция и весь рейтинг. Ему это очень не нравилось. Если вы не знаете, он сразу же вступил в сложные отношения с фактически полупрезидентом, «вице-президентом» Ермаком и старался общаться только с президентом как президентом, а не с Ермаком, который упорно доказывал Джонсону, что он лучше знает английский язык, чем президент. А Джонсон говорил, что «мне нужен президент, а не переводчик». И в каком-то смысле это очень большая проблема в Украины, что мы не умеем в экзистенциональном плане сотрудничать с Западом, а мы представляем личностные: вот есть Ермак, есть Арахамия, есть президент Зеленский. А Западу это не нравится. Американцы любят это, а вот Европе это не нравится. Так что в какой-то мере Офис президента вздохнет с облегчением, потому что кто бы уже ни приехал, он вынужден считаться, что в Украине нет разделения властей и никто, в общем-то, не знает, кто чем заведует, а все зависит от личного мнения президента. Вот такой своеобразный способ.
Так что я думаю, что будет дальше развитие. Более того, я не думаю, что Джонсон просто так исчезнет. Харизматичные люди не исчезают в результате политических интриг. Вот это главное. В результате политических интриг исчезают средние люди, случайные люди, обычные люди, которые оказываются на высоких политических постах, но не харизматики. Вспомним, как вышивал до тюрьмы в эпоху позднего Порошенко тот же Саакашвили. Харизматика — это то, что присутствует у человека, независимо от того, он на подъеме или на поражении. Он всегда может всплыть. Так что Джонсон не обычный человек, и вполне возможно, что через год-два он опять появится на своем посту премьер-министра. У харизматиков так бывает — высокий подъем и высокое падение.