Владимир Фесенко. Чем грозит миру обострение ситуации на Тайване?
Накануне предполагаемого визита Нэнси Пелоси на Тайвань, Китай начинает новые военные учения в Южно-китайском море. Не будет ли отвлечено внимание Америки от Украины при худшем сценарии развития ситуации вокруг Тайваня, From-UA поинтересовался у политолога, главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
- Конечно, это, думаю, вам скажет любой серьезный дипломат, политик. Это просто неизбежно. Это не означает, что США откажутся от поддержки Украины, но возникнет новый очаг политического напряжения. И если, не дай бог, начнутся военные действия, то надо понимать, что у США перед Тайванем есть прямые военные обязательства в отличие от Украины. Поэтому поддержка Украины будет сохраняться, но значительную часть своего внимания и поддержки, в том числе и военной, конечно же, США будут направлять на Тайвань.
Но главный риск связан с тем, что если такая ситуация возникнет, то возникнет и ситуация глобального военно-политического противостояния. Тогда будет противостояние двух мощных в военном отношении тоталитарных держав — России и Китая — с западным блоком. Это будет напоминать ситуацию, которая была в годы большой холодной войны, когда существовал СССР. Тогда, правда, Китай тоже противостоял США, но при этом у него были довольно сложные отношения с СССР. А тут именно в военном отношении связка Китая и России, конечно, многих напрягает. Это очень опасно, это на самом деле чревато Третьей мировой войной. Вот в чем главная опасность.
Это не улучшит кардинально ситуацию для России, но это, наверняка, приведет к возникновению острейшего экономического кризиса, потому что санкции против Китая будут вводить, но вопрос, какими они будут, потому что Китай-то очень сильно пострадает, но объем этих санкций какой? Сейчас никто не может точно сказать, потому что связи Китая со странами Запада очень большие, гораздо больше в торгово-экономическом смысле, чем у России. Поэтому так или иначе, но возникнет большой экономический кризис.
Но все-таки самая большая опасность — это прямое военное противостояние. Это будет совершенно новая реальность. Конечно, это очень опасно. У нас как бы сравнивали, говорили: Косово и т. д. Слушайте, Косово — это так, это детский лепет. Если там что-то случится, там есть контингент НАТО. Сербия в военном отношении слаба. У России сейчас нет возможности активно помогать Сербии. Там могут быть военные столкновения, могут быть даже жертвы, но это очень локальный конфликт, не глобальный. Это будет локальный конфликт, я думаю, достаточно короткий, а вот если будет нападение на Тайвань, то это очень серьезно. Мы окажемся в новой военно-политической реальности с огромными рисками. Поэтому дело даже не в том, что это отвлечет внимание от Украины. Частично отвлечет, но это будет чревато Третьей мировой войной.