Руслан Бортник. К чему приведет национализация компаний Коломойского и Богуслаева?
В Украине приняли решение об обеспечении принудительного отчуждения в собственность государства акций ПАО "Укрнафта", ПАО "Укртатнафта", АО "Мотор Сич", ЧАО "АвтоКрАЗ" и ЧАО "Запорожтрансформатор". Таким образом регулятор разрешил списание акций указанных предприятий со счетов частных лиц в собственность государства. Как быстро удастся провести национализацию в период войны и не возникнут ли трудности, From-UA узнал мнение политолога Руслана Бортника.
- Я думаю, что эти компании сейчас убыточные в той или иной мере, и это будет национализация убытков. Во-вторых, необходимо в каждом индивидуальном случае рассмотреть целесообразность этой национализации, потому что не во всех случаях государство сможет пользоваться этими компаниями, запустить производство, например. Особенно это касается «МоторСичи», «Запорожтрансформатор» - сложных компаний.
Конечно, такая национализация — сигнал для инвесторов в отношении того, что в Украину сегодня вкладывать достаточно сложно, потому что могут идти и обратные процессы. Напомню, что правительство планирует достаточно масштабную приватизацию, и национализация на самом деле будет означать остановку любой эффективной приватизации. Понятно, почему правительство это делает. Оно пытается сконцентрировать структурные компании, ресурсы структурных компаний для поддержания национальной экономики, избежать вывода ресурсов, технологий, имущества из этих компаний. Но для того, чтобы эти компании работали в Украине и не разрушились, это будет требовать больших государственных инвестиций в работу этих компаний, практически все из них сейчас убыточны.
«МоторСич» мало функционирующая в нынешних условиях из-за обстрелов и из-за отсутствия электроэнергии в достаточном количестве. Более того, проходит такая национализация, мне кажется, чтобы сделать ее действительно цивилизованной, государство должно искать механизмы выплаты компенсации собственникам, механизмы достижения соглашений в выплате хотя бы какой-то части компенсации, рассрочки, возможно, выплаты после войны, на протяжении 10-15 лет. Возможно, обмен доли этих собственников на государственные облигации внутреннего займа. Необходимо искать модели, при которых бы собственники не чувствовали себя ограбленными и, соответственно, их мнение не наносила ущерба инвестиционной репутации Украины за рубежом.